Методическая разработка Особенности профессиональной подготовки лиц по адаптированным образовательным программам профессионального обучения имеющим недостатки в физическом и психологическом развитии


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Усольский индустриальный техникум»
Тема: Особенности профессиональной подготовки лиц по адаптированным образовательным программам профессионального обучения имеющим недостатки в физическом и психологическом развитии
(Методическая разработка)


г. Усолье - Сибирское, 2016г.
Рассмотрена и одобрена на
Заседании ПЦК по профессии
«Каменщик»
____2016 года Протокол №____
Председатель комиссии
И.Н. Богомазова_______
Автор: Тимошенко Галина Вячеславовна, мастер производственного обучения, первой квалификационной категории

В разработке рассмотрены вопросы профессиональной подготовки обучающихся имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии. Приведены примеры организации процесса производственного обучения и организации дополнительных занятий по профессии.
Рецензент:
__________ Мастер производственного обучения высшей квалификационной
категории Е.А. Москаленко
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Практическая подготовка обучающихся в учебных мастерских
Совершенствование учебно-материальной базы для подготовки обучающихся
Развитие творческих способностей и профессиональной компетентности обучающихся
Заключение
Используемая литература и интернет-ресурсы
4
5
8
11
14
15


ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений обучения обучающихся с недостатками в физическом и психологическом развитии с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения профессионального обучения.
В данной разработке рассматривается одна из важнейших педагогических проблем: оптимизации уроков производственного обучения. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, прививается интерес и любовь к профессии. Задачами профессионального обучения обучающихся с недостатками в физическом и психологическом развитии являются:
воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;
формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности)
коррекция и компенсация средствами профессионального обучения недостатков умственного развития;
профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет выпускникам работать на производстве.
Необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к труду, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. Дальнейшая судьба выпускников с недостатками в психологическом развитии проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции. Особенности памяти и мышления обучающихся с данными недостатками ведут к затруднениям при формировании профессиональных знаний, что влияет на осознанность и мобильность применения полученных знаний, умений и навыков. Правильно созданные условия в учебных мастерских, формы и содержание профессионального обучения, способны обеспечить обучающимся в освоение профессии, формирование общей культуры личности, ее социализации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Практическая подготовка к труду
Обучение молодежи с недостатками в психологическом развитии по строительным специальностям, психологически и практически должно готовить обучающихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества. Поэтому конкретные задачи трудового воспитания в нашем техникуме далеко выходят за рамки только профессионального обучения, которая осуществляется в процессе производственного обучения.
В процессе обучения необходимо обратить серьезное внимание на развитие у детей с недостатками в психологическом развитии интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. Обучающийся знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает соотношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает таким подросткам лучше понимать устную речь, а развернутые отчеты о проделанной работе помогают активно развивать речь обучающихся. Используя в процессе труда знания, полученные на уроках производственного обучения обучающиеся уточняют их , более глубоко осознают. В этом случае, труд как средство, помогающее сознательности обучения умственно отсталого ребенка.
Производственное обучение – это планомерно организованный процесс совместной деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, направленный на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, соответствующими уровню технологии производства, на воспитание у обучающихся моральных качеств современного рабочего, развитие их умственных и физических сил и способностей, формирование творческого отношения к труду. Профессиональное обучение к труду состоит в выполнении обучающимися под руководством мастера производственного обучения различных упражнений, которые должны целенаправленно выполняться, быть систематичными и последовательными и нарастать по степени самостоятельности и сложности. Практическая подготовка к труду - это формирование у обучающихся трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Огромное значение для воспитания обучающихся имеет производительный труд, который дает обучающимся возможность овладеть рабочей профессией.
Производственное обучение и производительный труд - завершающий этап практической подготовки обучающихся к будущей работе на предприятиях (ссылка 8).
В коррекционных группах техникума из выпускников школ освоивших адаптирование общеобразовательные программы обучающиеся по профессии «Каменщик» с большим интересом занимаются на уроках производственного обучения. На занятиях в учебной мастерской каменных работ изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В учебной мастерской имеется документация, которая необходима для проведения уроков производственного обучения: план урока , перечень учебно-производственных работ, рабочая программа (учебно-производственной практики), паспорт учебной мастерской каменных работ. В мастерской каменных работ сосредоточенны:
Материалы
Инструменты
Оборудование
Методическое оснащения уроков
Наглядные пособия
Видеоуроки
Главенствующий элемент рабочего места мастера - поворотный демонстрационный стол-тренажер. Показ приемов кирпичной кладки производится мастером в установленном порядке с периодическим поворотом стола в ходе комментируемого инструктажа. В зоне рабочих мест хранится кирпич: керамический (рядовой), пустотелый утолщенный, силикатный, лицевой, неполномерный. Обучающиеся вначале насухо (фото № 1), а затем на глиняном растворе выполняют тренировочные работы по кладке стен толщиной от 1 до 2.5 кирпича, кладку углов, столбов, пилястр, примыканий, пересечений, простенков, перегородок и других конструкций из кирпича. После окончания проведенного урока в учебной мастерской каменных работ элементы строительных конструкций разбираются, строительный материал тщательно очищают от растворной смеси, кирпичи вновь укладывают на поддоны для повторного использования. Зона хранения строительных материалов и конструкций размещены вблизи входной двери. Сыпучие и вяжущие материалы находятся в растворных ящиках, бункере, керамический кирпич – на поддонах. Бытовая зона дополняется устройством для сушки спецодежды. В начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы, а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение обучающимися с умственной отсталостью отдельных операций в соответствии дидактическими принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность профессиональной подготовки.

Производственное обучение обучающихся в соответствии с программами предусматривается, как в учебных мастерских, так и на строительной площадке. В соответствии с программой оно завершается темой, предусматривающей пред выпускную производственную практику ( ссылка 6).
Использование многообразных интерактивных методов активизации познавательной деятельности, практических действий, с использованием компьютера позволяет добиться высоких результатов в обучении на уроках производственного обучения.
lefttop
фото№1 –кладка нищи насухо в виде
ступенчатой штрабы

Прививает интерес к избранной профессии - это одна из важнейших задач мастера производственного обучения. Обучающиеся с недостатками в психологическом развитии в учебной мастерской каменных работ обучаются построению технологического процесса, знакомятся с инструкциями и принципами действия типовых объектов. Главная цель производственного обучения молодежи с недостатками в психологическом развитии в техникуме – обучить обучающихся профессиональному мастерству, которое позволит включиться в деятельность по созданию необходимых для общества материальных ценностей.
2.2 Совершенствование учебно-материальной базы для подготовки обучающихся

Развитие системы образования – это не только совершенствование учебно-воспитательного процесса, рост мастерства педагогов. Это и необходимая учебно-материальная база, дающая возможность для расширения техникума в качественной подготовки квалификационных рабочих и контингента в нем. В последние годы изменилось оборудование, оснащение учебных мастерских, лабораторий. Множество простых и сложных технических устройств: новых стендов, презентаций, роликов, видеофильмов, которые создаются непосредственно в учебном заведении. Сегодня невозможно представить учебный процесс без использования видеороликов и фильмов «Мастер класс» по той или иной профессии. Эффективность технических средств обучения зависит не только от правильного их использования, но и от организации учебного процесса в целом. Проблема влияния технических средств на методы изложения учебного материала, ход и организация процесса обучения представляет большой практический интерес. Методически продуманное применение технических средств обучения формирует у обучающихся с недостатками в психологическом развитии устойчивый интерес к содержанию изучаемого материала, а следовательно способствует закреплению знаний и усвоения навыков ( ссылка5).
Так свидетельствует опыт использования технических средств обучения на открытом уроке в мастерской каменных работ. Урок производственного обучения по теме программы: «Кладка стен из кирпича с облицовкой», а тема урока - « Кладка наружной стены толщиной 510мм с облицовкой бутовым природным камнем».
К уроку была проведена подготовительная работа мастером производственного обучения:
Подготовлен бутовый природный камень
Разработан план урока с применением ИКТ
Разработано положение о конкурсе профессионального мастерства в рамках урока.
Разработана инструкционно - технологическая карта
Подобран и смонтирован видео ролик по теме урока производственного обучения
Текущий инструктаж урока проходил в форме конкурса профессионального мастерства.
Конкурс профессионального мастерства «Дело мастера боится»
Цели и задачи конкурса:
1.Развитие творческих способностей и выявление уровня знаний, умений и навыков, профессиональной компетентности обучающихся.
2. Совершенствование учебно-материальной базы для подготовки обучающихся.
3.Повышение профессионального и педагогического мастерства мастером производственного обучения.
Конкурс профессионального мастерства «Дело мастера боится» по профессии «Каменщик» включает в себя:
1.Практический тур – кладка наружной стены 510мм с облицовкой бутовым природным камнем в рамках учебной программы по производственному обучению (4часа), выложить-0,45 М³.
2.Теоретический тур - выполнение заданий в форме кроссворда по специальным предметам: спец технологии, материаловедения, охрана труда.
Участники конкурса.
К участию в конкурсе профессионального мастерства «Дело мастера боится» были допущены обучающиеся, проходившие обучение по профессии «Каменщик».
Определение результатов.
Победители конкурса были определены по сумме баллов, полученных за выполнение теоретического и практического туров.
При равенстве показателей преимущество имели участники, показавшие лучший результат в практическом туре.
lefttop

фото № 2 – победитель конкурса «дело мастера
боится»
Награждение победителей.
Урок-конкурс прошел интересным. У обучающихся остались хорошие впечатления, они постигли азы облицовки фасадной части здания частичной или сплошной бутовым природным камнем. Материал доступно изложен, отражал практический опыт мастера производственного обучения.
Все обучающиеся разделились на бригады (звенья), состоящие из двух человек и приступили к выполнению задания урока, так как на уроке производственного обучения у обучающихся создается положительная установка на качество выполнения работы - одно из условий владения профессией. Все бригады во время выполнения задания урока старались выполнить задание по кладке стены из керамического кирпича с облицовкой бутовым природным камнем не хуже мастера производственного обучения.
Наши конкурсанты достойно справились с трудным заданием урока, выполнили свою работу на высшем уровне ( фото №2). Их кирпичная кладка была ровной, замечаний и ошибок практически не было. Наступил момент подведения итогов конкурса « Дело мастера боится ». Комиссия из ветеранов педагогического труда, мастера высшей квалификационной категории, которые отработали в техникуме более 40 лет подвели итоги конкурса. Всех наградили грамотами и сладкими призами. Даже те, которые оказались на 4 и 5, 6, 7 месте не остались без внимания, их жизнь была также подслащена.
Специфика профессии будущего каменщика влияет на выбор ведущего при его обучении технического средства, которое в большей степени способствует формированию у него профессиональных знаний, умений и навыков, а следовательно оказывается наиболее нужным в техникуме, готовящем рабочего именно данной профессии.
Для повышения эффективности уроков производственного обучения для обучающихся используются специальные видеоролики, объясняющие приемы и методы работы. Все обучающиеся техникума обеспечиваются учебной литературой
2.3 Развитие творческих способностей и профессиональной компетентности обучающихся Программа обучения, а также и сами задания уроков усложняются с каждым разом. Но несмотря на все трудности обучающиеся с недостатками в психологическом развитии
стараются справиться со сложными приемами кирпичной кладки. Сделать урок интересным, так увлечь обучающихся, чтобы они приходили с большим желанием получить знания и умения, научится практической деятельности – трудная задача только для начинающего, но и опытного педагога. Много сил отдается для приобретения оборудования, новых рабочих и контрольно-измерительных инструментов, оформлению мастерской каменных работ. Большую часть наглядных пособий мастер производственного обучения делает своими руками, инструкционные и технологические карты, образцы последовательности кирпичной кладки, стенды, готовят строительный материал. На уроках производственного обучения необходимо ставить конкретные задачи перед обучающимися, созданы условия для проявления самостоятельности, творческого подхода при их решении (ссылка 7). На изучение программы по технологии приводит к тому, что обучающиеся для развитии навыков работы каменщиком в техникуме был создан кружок «Печки-лавочки», на котором обучающиеся учатся овладеть приемами и навыками кладки русских печей и каминов.

Фото №3 – кладка камина кружковая работа
Мастером производственного обучения была разработана рабочая программа, в которую были включены такие вопросы, как разработка технологий кладки русских печей и каминов (фото № 3) из кирпича и других строительных материалов. Программой предусмотрено участие обучающихся с недостатками в психологическом развитии в городских и областных конкурсах, расширение и укрепление творческого сотрудничества с аналогичными учебными коллективами. В числе основных целей программы – развитие творческих способностей обучающихся, формирование эстетического восприятия элементов и конструкций из кирпича.
Методы обучения разнообразные. В первую очередь это объяснение технологии, показ приемов последовательности кирпичной кладки печей и каминов, закрепление навыков на практических занятиях, индивидуальная работа с каждым обучающимся. Много времени отведено: знакомству и кладке по схеме дымоходов, облицовки и отделки печей, технологии основных приемов кладки, техники безопасности при печных работах.
Кружок «Печки-лавочки» посещают разные обучающиеся с недостатками в психологическом развитии, принимаются все желающие независимо от внешних данных, уровня подготовки. К каждому нужно найти подход, чтобы никто не чувствовал себя лишним, обделенным вниманием. Обучающимся психологически нелегко долго работать, им требуется терпение, внимательность, трудолюбие. Приятно видеть, как обучающиеся меняются в лучшую сторону, появляется уверенность в способностях и возможностях, независимость в суждениях, стремление к новому.
«Печки – лавочки» - это творческое коллективное дело, непрерывный поиск лучших решений выполнения задачи. Сейчас работа ведется с третьим составом, прежние обучающиеся окончили техникум, обрели профессию. Они с благодарностью вспоминают, что у них был такой счастливый и интересный период, который помог им найти свое место в жизни.
фото №4 – наш – наставник мастер п/о
Организация учебно-производственных мастерских в техникуме показывает их большое значение в формировании трудовых навыков, необходимых для работы на производстве, а также для понимания ее условий. Труд в мастерских облегчает переход от работы в техникуме к работе на производстве. Изменение условий труда при переходе на производство обычно вызывает у обучающихся много затруднений, поначалу они не справляются с производственными заданиями. Это в свою очередь вызывает чувство неудовлетворенности работой, иногда приводит к нежеланию работать. Поэтому нужно всемерно приближать условия производственного обучения к производству, к способу работы на производстве ( ссылка 9).
На уроках производственного обучения мастер дает (фото №4) возможность обучающихся с недостатками в психологическом развитии понять какую важную роль играет кирпичная кладка, которая придает неповторимый облик внешних стен, для облицовки подбирая кирпич или камни, чтобы они сумели выложить такую кладку, которую используют на фасаде в качестве художественной отделки, один из самых простых способов сделать здание нарядным и красивым. За последнее десятилетие рынок наполнился большим количеством отделочных материалов, строительных материалов, что дает возможность претворять в жизнь богатейшие конструкторские и дизайнерские фантазии (фото № 5). Даже для таких обучающихся можно сделать их труд в освоение приемов кирпичной кладки разнообразным.
фото № 5 – преддипломная практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие отклонений в психологическом развитии обучающихся сказывается в том, что выбор профессии, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им профессий. Поэтому главным направлением уроков производственного обучения является воспитанием у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. В центре внимания находится решение задач дифференцированного подхода с недостатками в психологическом развитии обучающимся в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы.
Труд в мастерских облегчает переход от работы в техникуме к работе на производстве. Поэтому нужно всемерно приближать условия производственного обучения к производству, к способу работы на производстве. Успешность трудоустройства молодых специалистов во многом зависит от их собственной активности. Нам остается только внимательно следить за информацией на рынке труда, в Интернете, посещать ярмарки вакансий, тематические выставки и готовить наших обучающихся к овладению профессиональными навыками.
3.Используемая литература и Интернет-ресурсы
1.“Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006 г. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. ПГСГА ФКП
2.Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 2005г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки);
3. “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 2007 г. Личностные факторы развития познавательной активности  учащихся в процессе обучения., ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с.41-44.
4. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности  учащихся в процессе обучения., ж. «Вопросы психологии»., 2005, №5, с.41-44.
5. Применение презентаций в педагогическом процессе. Материалы для образования. [Загл. с экрана] – http://reftrend.ru/395718.html6. Развитие познавательного интереса на уроках производственного обучения Персональный блог. [Загл. с экрана] – http://multiurok.ru/kudrikt /blog/razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-tiekhnologhii. html
7. Статья «Развитие познавательного интереса у обучающихся в образовательном процессе свете введений ФГОС»[Загл. с экрана] - http://infourok.ru/doklad-razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnom-processe-v-svete-vvedeniy-fgos-408822.html8. Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Загл. с экрана]- http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/15/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-sfery-9. А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич. Технология. Методы обучения технологии – м: Дрофа, 2003. Технология  наглядного обучения. [Загл. с экрана]- http://any-book.org/download/45961.html