Программа работы с родителями младших школьников «Вместе – дружная семья» .


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Жилетовская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по ВР директор школы
_______________________ _____________________
Е.Ю. Котова Т.М. Климова
«____»__________2012г. «____»__________2012г.
Программа работы с родителями младших школьников
«Вместе – дружная семья» на 2012 – 2016 год.
Классный руководитель: Трошина В.Г.
Программа работы с родителями младших школьников
«Вместе – дружная семья» на 2012 – 2016 год.
Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.
Соловейчик В.
Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.
Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего. Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.
На период с 2012 по 2016 учебный год мною разработана подпрограмма воспитания «Вместе – дружная семья». Для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект. Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года по направлениям. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Информация», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Не могу не отметить, что на первом году взаимодействия необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон ("Десять моих я", "Краски", "Мое настроение" и т.д.). Начинаю изучать семью каждого из учеников. После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Практически в каждом классном коллективе формируется активная творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.
В течение многих лет работы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.
Срок реализации проекта: 4 года.
Участники проекта:
родители учащихся
классный руководитель
педагог-психолог
учителя-предметники
Цель:
Создание условий для активизации процесса воспитания и создание условий для совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.
Задачи:
1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель - учащийся учитель;
2.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
3.Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;
4.Привлекать родителей к управленческой деятельности школы (Совет школы, Совет профилактики, родительский комитет).
5.Создать условия для формирования у родителей положительного отношения к школе.
Предполагаемые результаты
Участие родителей в управлении ОУ (Совет школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);
Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);
Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);
Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;
Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.
Формирование положительного отношения к школе.
Показатели результативности:
Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;
Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;
Степень активности родителей в реализации проекта;
Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
Презентация результатов проекта.
Механизмы реализации проекта
Создание системы отношений: организация традиционных, тематических и творческих совместных мероприятий.
Использование приемов и форм в работе, направленных на демонстрацию семейного передового опыта воспитания, опору на семейные традиции.
Использование в деятельности приемов КТД, применение различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.
Использование приемов, стимулирующих социальную активность.
Способствовать положительной мотивации родителей и учащихся и возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.
Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.
Семья и школа – это два социальных института, и от согласованности их деятельности зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.
Основные направления в работе с родителями
Диагностическое
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.
Просветительское
Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.
Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.
Оформление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.
Коррекционное:
Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.
Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.
Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.
Консультативное:
Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка;
Посещение семьи.
Организационное:
Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).
Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч с администрацией учебного заведения.
Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.
Этапы реализации проекта
Организационный – сбор информации о семьях учащихся (диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.), выявление положения детей в системе семейных отношений.
Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.
Основной – создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы: организация работы родительского комитета класса, общешкольного родительского комитета, работа лектория психолого-педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе, в ОУ. Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно - значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.
Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы мониторинговых исследований.
Основные идеи взаимодействия
Наиболее эффективными формами работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия. Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей - неоценимый образец для детей.
Примерная тематика классных родительских собраний
1 класс
1.Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников. Встреча за круглым столом.
2. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Лекция психолога о результатах диагностики детей, поступающих в первый класс.
3. Трудности адаптационного  периода первоклассников. Итоги адаптационного периода.
4. Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов
5. Роль семейных традиций в воспитании школьника.
6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
7. Телевизор и книги в жизни  семьи и первоклассника
8. Родителям о внимании и внимательности. Правила выполнения разных видов письменных работ
9. Правила   безопасности жизни ребёнка.
10. Перелистывая страницы учебного года. Подведение итогов года за чашкой чая.
2 класс
1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Круглый стол.
2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.
3. О разумной родительской любви. Совместный праздник с детьми.
4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.
5. Ошибки семейного воспитания.
6. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
7. Режим младшего школьника, здоровье детей.
8. Воспитание сознательной дисциплины.
9. Как преодолеть школьные трудности.
10. Дети и компьютеры. (мастерская общения). Итоги второго года обучения.
3 класс
1.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе. Лекция психолога.
2. Эстетическое воспитание в семье - школа высококультурного человека.
3. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения. Презентация опыта.
4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
5. Поощрение и наказание как методы воспитания. Дискуссия.
6. О родных и близких с любовью. Семейная гостиная.
7.Как научить своего ребенка жить в мире людей? Круглый стол.
8. Как научить ребенка дружить.
9. Встречая ребенка из школы … Учение – шаг за шагом
10. Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника
4 класс
1. Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня
2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
3. Но прежде всего мы родители.
4. Эффективное общение с ребенком.
5. Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образа жизни.
6. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.
7. Родителям о внимании и внимательности.
8. Поймем друг друга.
9. О памяти и интеллектуальном развитии школьника. Лекция психолога.
10. «Прощай, начальная школа»! Праздник.
В плане улучшения качества семейного воспитания особое внимание уделяю системе педагогического всеобуча родителей, который начинается до поступления ребенка в школу. Цель работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе, успешному обучению, а также достижению желаемых результатов в воспитании в течение всего срока обучения в школе.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Система мер по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Ключевые мероприятия 2012-2016 учебного годаДиагностические:
Лекция педагога-психолога об итогах психологического обследования учащихся, поступающих в первый класс.
Анкетирование и мониторинг: "Вы и ваши дети", "Общественная оценка и поддержка школы родителями", "Школа глазами родителей", "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" и др.
Педагогические практикумы: «Какие вы родители?», «Во что играют наши дети?»
Просветительские:
Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». Родительская конференция.
Школьная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников (Приглашение родителей).
Изготовление и распространение буклетов-памяток на темы воспитания и обучения.
Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.
Коррекционные:
Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года». Подведение итогов года за чашкой чая.
Тренинги: «Грубость и агрессивность», «Ошибки в воспитании».
Круглые столы, собрания, родительские комитеты по обмену и распространению передового опыта воспитания.
Индивидуально-профилактическая работа.
Консультативные:
Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».
Регулярные индивидуальные консультации для родителей («О преодолении трудностей адаптации первоклассников в школе», «Оказание необходимой помощи и поддержки одаренным учащимся и учащимся, имеющим затруднения в обучении», «О корректном поведении в школе и вне школы», «Злость и агрессия», «Построение конструктивных взаимоотношений со сверстниками» и другие).
Консультации для родителей «Как подготовить проектно-исследовательскую работу».
Организационные:
Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников». Встреча за круглым столом.
Рейды: «К уроку готов!», «Обложка», «Сменка», и другие (организация и проведение силами родителей).
Тематические мероприятия: литературная гостиная «В гостях у сказки», математический турнир «Веселые звездочеты», семейная игра «Пословица недаром молвится», «Вечер отдыха для первоклассников» (помощь в организации и проведении, а также участие родителей).
Озеленение класса, помощь при генеральных уборках.
Организация экскурсии в районный краеведческий музей;
Совместный отдых на природе.
Посещение театрализованных представлений.
Подготовка художественных номеров для праздника «Посвящение в первоклассники» и участия в концерте, посвященному Дню Победы.
Участие в разнообразных творческих конкурсах: «Жизнь леса и судьбы людей», «Экоёлочка», «Вода – бесценный дар природы», «Зелёная планета», в акции «Птицы за моим окном» (при содействии родителей).
Классное руководство – это не работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно. В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить, что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались по запросам участников воспитательного процесса.