Рабочая программа МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.


Департамент образования Кемеровской области
Государственно образовательного учреждения
«Кемеровского коммунально - строительного техникума»
имени В.И. Заузелкова




СОГЛАСОВАНО
Цикловая методическая комиссия
№1спецдисциплин
Протокол № _____________
от «___»___________2016 г.
Председатель ЦМК
___________ Михайлина Т.С.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по вопросам образования и практики
___________ Е.А. Мироненко
«_____» ____________ 2016 г.










ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.













г. Кемерово 2016


Рабочая программа профессионального модуля МДК 01.04 «Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО): СПО по специальности: 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 № 852, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Организация – разработчик: ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова.


Разработчик: Гумбрис О.В. - преподаватель спецдисциплин ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова

СОДЕРЖАНИЕ



стр.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
13


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.

1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля– основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140102 теплоснабжение и теплотехническое оборудование утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. №114 в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- топливоснабжения МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника. и профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работника в области энергетики, энергетического машиностроения и электротехники при наличии основное общее образование, среднее общее образование. Опыт работы не требуется, при подготовке по профессиям:
11708 «Аппаратчик химводоочистки»;
15643 «Оператор котельной»;
16067 «Оператор теплового пункта»;
18531 «Слесарь по обслуживанию тепловых сетей»;
18535 «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей»
__________________________________________________________работы:
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-безопасной эксплуатации: систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
приборов для измерения учета тепловой энергии и энергоресурсов;
-контроля и управления: системами автоматического регулирования процессов производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
-организации процессов: выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло-
топливоснабжения; чтения, составления и расчета принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения;
уметь:
-выполнять: безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
знать:
-устройство, принцип действия и характеристики: основного и вспомогательного теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения. Приборов и устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 1257 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;














2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Автоматизация теплоэнергических процессов. Измерительная техника, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения


ПК 1.1
Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и
систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2
Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и
систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3
Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и
ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем
тепло- и топливоснабжения.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производст
венная (по профилю специальности),
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ОК 1-9
ПК 1.1-1.3
Раздел 1. . Приборы
для измерения и учёта тепловой энергии
86
36
20
-
30
-
56
-


Раздел 2. . Автоматизация
энергетических процессов
124
52
32

40

84
-


Всего:
210
88
52
-
70
-
140
-







3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и
топливоснабжения

1257


МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.

140


Раздел 1. Приборы
для измерения и учёта тепловой энергии

86


Тема 1.1. Общие сведения об измерениях
Содержание учебного материала
16



1.
Основные понятия и определения техники измерений
12
2


2.
Измерительные преобразователи и приборы




3.
Погрешности измерений




4.
Причины возникновения и способы исключения систематических погрешностей




5.
Оценка случайных погрешностей




6.
Класс точности средств измерений




Лабораторные работы №1
2



1.
Определение точности измерений




Самостоятельная работа обучающихся
2



1.
Оформление отчета по лабораторному, практическому занятию и практической работе
2


Тема 1.2. Измерения теплотехнических параметров

Содержание учебного материала
70



1.
Измерение температуры
24
2


2.
Измерение давления, разности давления и разряжения

3


3.
Измерение расхода и количества вещества

3


4.
Измерение уровня жидкостей

3


5.
Измерение влажности

3


6.
Анализ уходящих газов

3


7.
Определение качества воды и пара




8.
Методы электрических измерений




9.
Основные структурные схемы электрических измерительных приборов




10.
Измерение токов и напряжений




11.
Измерение электрической мощьности и энергии




12.
Измерение параметров электрических цепей




Лабораторные работы №2,3,4,5,6,7,8
14



1.
Изучение и поверка автоматического уравновешенного моста




2.
Изучение и поверка трубчато-пружинного манометра с дистанционной передачей показаний




3.
Изучение и поверка тензометрического преобразователя для измерения давления (перепада давления) с дистанционной передачей показаний




4.
Изучение и поверка мембранного тягонапоромера




5.
Поверка расходомера переменного перепада давления с дистанционной передачей показаний




6.
Изучение и поверка гидростатического уровнемера




7.
Изучение и поверка газоанализатора для определения содержания кислорода в уходящих газах




Практические занятия № 1,2
4



1.
Вычисление количества тепловой энергии, опущенной с парам.




2.
Вычисление количества тепловой энергии, опущенной горячей водой.




Самостоятельная работа обучающихся
28



1.
Оформление отчета по лабораторному, практическому занятию и практической работе
14



2.
Составление презентации
8



3.
Составление реферата
6


Раздел 2. Автоматизация
энергетических процессов

124


Тема 2.1.Основы теории автоматического регулирования

Содержание учебного материала
30



1.
Основные понятия и определения

10
2


2.
Свойства объектов регулирования

3


3.
Качество регулирования

3


4.
Основные законы регулирования

3


5.
Классы систем регулирования




Лабораторные работы № 9,10,11
6



1.
Снятие кривой разгона объекта регулирования




2.
Определение динамических параметров объекта регулирования по кривой разгона.




3.
Определение качества процесса регулирования аналогового регулирующего блока с импульсным выходом аппаратуры «Контур», «Каскад-2» или «АКЭСР-2».




Практические занятия №3,4
4



1.
Расчет параметром динамической настройки регуляторов на процесс регулирования аналогового регулирующего блока с импульсным выходом аппарата «Контур»




2.
Посторенние и исследование области устойчивости в плоскости настроечных параметров




Самостоятельная работа обучающихся
10



1.
Оформление отчета по лабораторному, практическому занятию и практической работе



Тема 2.2. Технические средства автоматического регулирования

Содержание учебного материала
56



1.
Составление схем автоматизации. Разработка конструкторской документации
20
2


2.
Графическое оформление схем автоматизации

3


3.
Сигнализация, защита и блокировка

3


4.
Состав текстовых документов




5.
Автоматическое регулирование температуры




6.
Автоматическое регулирование давления




7.
Автоматическое регулирование расхода




8.
Автоматическое регулирование уровня




9.
Автоматическое регулирование с помощью микропроцессов




10.
Регулирующие органы и исполнительные механизмы




Лабораторные работы № 12,13,14
6



1.
Изучение конструкции и принципа действия аналогового блока с импульсивным выходом одной из перечисленной аппаратуры «Контур», «Каскад-2», «АКЭСР-2» .




2.
«Изучение устройства комплектов средств управления для паровых и водогрейных котлов малой мощност