Рабочая программа по дисциплине Измерительная техника


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа

бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»



УТВЕРЖДАЮ:
директорБУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ___________ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14 Измерительная техника

по программе подготовки специалистов среднего звена
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)





Форма обучения очная
Курс 3
Семестр 6











Когалым, 2016г.




Учебная дисциплина «Измерительная техника» введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы СПО профессиональной подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) с целью получения дополнительных компетенций, умений и знаний для расширения функциональных обязанностей, соответствующих потребностям работодателя.


Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский политехнический колледж»

Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Протокол № от сентября 2016 г.
Руководитель МО ____________ М.Д.Вичковская


Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»
Протокол № от сентября 2016 г.
Председатель МС ____________ Е.М. Свищук





Рабочую программу разработал:
Преподаватель БУ «Когалымский
политехнический колледж» ________________М.Д.Вичковская









СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .... 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ17












1.паспорт Рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 14 «ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих :
13.01.10 Электромонтр по ремонту и обслуживанию электрооборудования ,
13LINK consultantplus://offline/ref=E1E22F94835F3C49E963A4835E0E0CF4F0C5BAFF026AB5100F013884CB34DD09903E9E62F5F4D47BHFB3L \o "Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) <О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94> (вместе с \"ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов\") (дата введения 01.01.1996) {КонсультантПлюс}"141859015 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования .
.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл (Общепрофессиональные дисциплины).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование элементов следующих профессиональных и общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям) :

общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
классифицировать основные виды средств измерений;
применять основные методы и принципы измерений;
применять методы и средства обеспечения единства и точности измерений;
применять аналоговые и цифровые измерительные приборы, измерительные генераторы;
составлять измерительные схемы;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

основные понятия об измерениях и единицах физических величин;
основные виды средств измерений и их классификацию;
основные методы измерений электрических величин;
метрологические показатели средств измерений;
виды и способы определения погрешностей измерений;
электроизмерительные приборы различных систем и типов;
методы и способы автоматизации измерений тока, напряжения и мощности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов
лабораторно- практических занятий 22 часа
самостоятельной работы обучающегося 24 часа











2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

в том числе:


Практические занятия
12

Лабораторные работы
10

Самостоятельная работа студента (всего)
24

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам)
подготовка сообщений и докладов на темы: «Влияние измерительных приборов на точность измерений», «Измерение неэлектрических параметров», «Измерительные системы и комплексы на предприятиях

24

Итоговая аттестация в форме контрольной работы






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 14 «Измерительная техника»


Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Основы метрологии
4/2/0/4


Тема 1.1.  Основные виды и методы измерений, их классификация
Содержание учебного материала
2/0/0/2



Основные понятия об измерениях. Виды средств измерений. Единицы физических величин .Классификация методов измерений и их краткая характеристика. Прямой и косвенный методы. Методы непосредственной оценки и методы сравнения. Виды средств измерений.
Классификация, маркировка, показатели электроизмерительных приборов.
2



Самостоятельная работа студентов
2



Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор материала, анализ и реферирование учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу. Подготовить доклад по теме «Виды и методы измерений,»
2


Тема 1.2. Метрологические показатели средств измерения
Содержание учебного материала
2/2/0/2



Виды погрешностей и основные причины их возникновения и способы исключения. Расчет погрешностей. Оценка точности измерительных приборов непосредственной оценки. Погрешности средств измерений.Уменьшение влияния погрешностей на точность измерений.
2



Практическое занятие№1. Расчет погрешностей прямых и косвенных измерений. Определение приборной погрешности на основании класса точности прибора.
2



Самостоятельная работа студентов
2



Проработка конспектов занятий. Составление опорного конспекта по теме: «Меры и эталоны электрических величин».Подготовить доклад по теме «Причины возникновения погрешностей»
2


Раздел 2. Приборы и методы электрических измерений
14/8/8/12


Тема 2.1. Механизмы и измерительные цепи электромеханических приборов
Содержание учебного материала
4/0/0/2
2


Общий принцип создания различных электроизмерительных приборов на базе измерительных механизмов. Принципы действия электромеханических приборов. Понятие об измерительных цепях.
2

3


Общее устройство электроизмерительных приборов. Принцип действия. Основные элементы конструкции. Классификация электроизмерительных приборов по принципу действия, по классу точности, по роду тока. Условные обозначениянаносимые на шкалу аналоговых электроизмерительных приборов
на шкалу аналоговых электроизмерительных приборов.




Измерительные механизмы магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, ферродинамической, электростатической, индукционной систем. Область применения, достоинства и недостатки.

2



Самостоятельная работа студентов
Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование,
подбор материала, анализ и реферирование учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу.
Самостоятельная работа (внеаудиторная)
Подготовка рефератов, докладов, творческих работ Особенности конструкции и применение ферродинамической, электростатической и индукционной систем приборов.

2
3


Тема 2.2. Приборы и методы измерения напряжения
Содержание учебного материала

2/6/2/2



Назначение, устройство вольтметров. Основные типы вольтметров ,краткая техническая характеристика. Условные обозначения на приборах.
Расчет добавочных сопротивлений. Расчет внутреннего сопротивления вольтметров. Влияние внутреннего сопротивления на точность измерения.
Классификация электронных приборов. Структурная схема, назначение и взаимодействие блоков электронного вольтметра. Правила подключения электронных приборов с симметричным и несимметричным входом.
Комбинированные приборы в качестве вольтметров. Область их применения

2



Практическое занятие№2. Изучение электромеханических вольтметров различных систем
1
3


Практическое занятие№3. Изучение электронных вольтметров
1



Лабораторная работа №1.
Измерение напряжения переменного тока аналоговым и цифровым электронными вольтметрам
2



Практическое занятие №4
Расчет добавочного сопротивления для расширения пределов измерения вольтметра
2



Самостоятельная работа студентов
Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование,
подбор материала, анализ и реферирование учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу. Типы и виды детекторов электронных вольтметров. Детекторы, как часть структуры и измерительных цепей электронных вольтметров.
Самостоятельная работа (внеаудиторная)
Подготовка рефератов, докладов, творческих работ:
2
3

Тема 2.3. Приборы и методы измерения тока

Содержание учебного материала

2/2/2/2



Включение амперметров в цепь. Условные обозначения на приборе. Основные параметры амперметров. Основные типы амперметров и их краткая техническая характеристика.Устройство амперметров на базе различных измерительных механизмов, их особенности. Влияние внутреннего сопротивления амперметра на точность измерений в низкоомных цепях. Расширение пределов измерения амперметров с помощью шунтов и измерительных трансформаторов тока. Расчет шунтов. Применение шунтов для измерения больших токов. Измерительные клещи, их устройство и назначение. Измерительные цепи и приборы для измерения слабых токов. Комбинированные приборы в качестве амперметров, область их применения.
2
3


Практическое занятие №5. Изучение электромеханических амперметров различных систем
1








Практическое занятие №6.
Расчет шунта для расширения пределов измерения амперметра
1



Лабораторная работа№2.