Методические рекомендации по эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию


«Методические рекомендации по эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию»
Автор: Горина Т.В.,
учитель истории и обществознания высшей категории
Г. Стерлитамак, МАОУ «СОШ №2»
В Государственной аттестации обучающихся в форме ЕГЭ есть немало плюсов: это и возможность предварительного ознакомления с основными видами заданий, и отсутствие психологического воздействия экзаменатора, и объективность оценки знаний обучающихся и т.д. Но есть несколько видов знаний во второй части (задания повышенной сложности), с которыми учащиеся справляются плохо. По данным проверяющих и аналитиков ФИПИ количество, выполнивших эти задания не превышает 20% от общего числа сдающих этот экзамен. Это так называемые задания-задачи с развернутым ответом (з. 27). Причины затруднений Л.Н. Боголюбов и А.Ю. Лазебникова видят в том, что: а) нет готовых ответов; б) высока сложность заданий; в) содержательное пространство поиска ответов очень большое и разнородное.
В памятке для решения познавательных задач (авторы Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт стр. 78) есть следующий алгоритм их решения:
Ознакомится с условиями задачи;
Соотнести вопросы с условиями:
Что дает условие для решения задачи
Какие знания нужны для правильного ответа
Наметить ответ;
Продумать аргументы, подходящие решению
Убедится в правильности ответа.
Этот алгоритм имеет крайне общий характер, не помогающий ученику выработать навыки решения данных задач. Да и самому учителю не дает дидактических рекомендаций для помощи обучающимся в формировании этого умения.
Мои Рекомендации состоят в следующем порядке работы с подобными видами задач:
Ознакомится с условиями задачи;
Проанализировать их, сделать краткую запись задания в математическом виде (Дано: … ; Найти: …;)
Сделать логическую схему возможного поиска решения, используя теоретические знания;
Записать варианты аргументов для ответов на вопросы (их обычно 2, иногда 3);
Переписать найденные ответы в бланк ответов.

Например, (задания взяты из сборника «Обществознание. ЕГЭ, «Типовые тестовые задания 2016, авторы А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, «Экзамен», Москва, 2016):
В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты из жизни, приведите 2 аргумента в поддержку и 1 – в опровержение данного мнения
Дано:
-Экстенсивное развитие
-невозможно в данное время Решение.–экстенсивное развитие – рост «в ширь», за счет привлечения новых ресурсов.
–ресурсы сырье(земля), капитал(оборудование), труд(рабочие).
Аргументы «за»:
–основная часть земель, пригодных для обработки, освоена (уже используется);
–большинство полезных ископаемых освоено и близки к истощению;
–рост капиталовложений в строительство новых заводов и фабрик затруднен из-за высокой стоимости и длительного срока окупаемости.
Аргументы «против»:
–новые технологии удешевляют производство, значит, строительство новых заводов возможно;
–глобализация способствует свободной миграции трудовых ресурсов, да и безработица достаточно высока;
–автоматизация производства приводит к высвобождению части трудовых ресурсов, что способствует их «переливу» в другие отрасли.
Найти:
а) 2 аргумента – за
б) аргумент – против
В конституции РФ утверждается, что Россия – это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Опираясь на знания и социальный опыт, укажите любые 3 таких условия.
Дано:
- социальное государство;
- условия для:
а) достойной жизни
б) свободного развития Решение.
Социальное государствополитикаусловия для:
а) достойной жизни
–гарантируется минимальный уровень зарплаты;
–устанавливаются пособия, пенсии.
б) свободного развития
–охраняется здоровье людей
–гарантируется бесплатное образование
–выплачиваются стипендии
–поощряются различные формы образования (дистанционное, домашнее обучение, экстернат)
Найти:
3 условия Для облегчения решения задач с наглядными условиями необходимо «развернуть» круговую диаграмму, превратив ее в столбцовую – это упрощает понимание условий.
Например,
В Ходе социологического опроса респондентам предлагается вопрос: «Может ли ваша семья оплачивать услуги ЖКХ без предоставляемых государством дотаций и льгот?» Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
9144019685000
Сформулируйте любые 3 вывода на основании результатов опроса.
Предположите любые 3 рекомендации реформы ЖКХ в данной стране.

Дано:
Да – 7%
Да – 22%
Да – 30%
Да – 30%
Да – 11% Решение.
а) Выводы:
- около трети людей оплатят с трудом
- не смогут оплатить без дотаций 30%
- больше половины населения (60%) имеют низкие доходы
- видна высокая дифференциация населения по доходам (богатых лишь 7%)
б) Рекомендации
– государство не должно отказываться от политики льгот и дотаций
– государство может проводить политику адресных льгот
– государственная политика должна способствовать росту конкуренции в области ЖКХ;
– государство может разработать меры по ускорению экономического развития для роста доходов.
Найти:
а) 3 вывода
б) 3 рекомендации Таким образом, смысл моих рекомендаций для повышения эффективности подготовки обучающихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ, состоит в том, чтобы они научились
а) упрощать задания – задачи;
б) правильно и кратко записывать условия;
в) делать условия и вопросы более наглядными.