Открытый урок по развитию слухо-зрительного восприятия устной речи и формированию произносительных навыков в 5 глухом классе


ГОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ»
Открытый урок по развитию слухо-зрительного восприятия устной речи и формированию произносительных навыков в 5 классе:
«Транспорт.Дифференциация звуков З-С»
ПодготовиласурдопедагогНикитенко О.И.
Тирасполь, 2016г.
Цели занятия:
- формирование словесной речи у учащегося с нарушенной слуховой функцией;
- развитие слухового восприятия на основе речевого материала по теме «Транспорт»;
- закрепление произношения дифференциации звуков [С] и [З];
- обучение ведению диалогов по заданной теме.
Задачи:
Образовательные – совершенствовать умение воспринимать речевой материал на слух, выполнять задания адекватно воспринятому материалу.
Коррекционно-развивающие – коррекция и развитие устой речи;
дифференциация произношения звуков [С] – [З]; четкое произношение поставленных звуков; внятность и слитность произношения;
развитие слухового восприятия различных звуков транспорта.
Воспитательные – побуждение к использованию словесной речи в общении, умению вести диалоги.
План урока
1. Организационный момент.
2. Формирование произношения.
- фонетическая ритмика;
- дифференциация звуков [С] – [З];
- чтение слогов, слов со звуками [С] – [З];
- вставить пропущенные буквы С и З в слова в предложениях.
3. Развитие слухового восприятия.
- знакомство с темой;
- кроссворд «Транспорт»;
- восприятие на слух звуков транспорта.
4. Диалог по теме урока:
- о способе передвижения;
- ситуационный диалог по ролям;
5. Итог занятия и оценка результатов.
Оборудование: профили звуков [С], [З]; компьютер, магнитная доска, картинки, кроссворд.
Ход урока:
I. Организационный момент, проверка работы звукоусиливающей аппаратуры.
Учитель: Здравствуй, Сережа! Ученик: Здравствуйте!
Учитель: Поздоровайся с нашими гостями. Ученик: Добрый день!
Учитель: Сережа, проверь аппарат. Ученик: Аппарат работает.
Учитель: Что мы будем делать? Ученик: Мы будем говорить и
слушать.
Фонетическая ритмика.
Повторяй за мной.
Са-са- са- самокат у нас всегда.
Со-со-со- поломалось колесо.
Су-су-су- колесо несу.
За-за-за- вышел на вокзал.
Зо-зо-зо- зонт в руке.
Зу-зу-зу- я уже внизу.
II. Работа над произносительной стороной речи.
Дифференциация звуков С-З
Учитель: над какими звуками мы работаем? Ученик: над звуками С и З.
Учитель: найди профили звуков С и З, чем Ученик: звук С глухой, голоса нет,
они отличаются? Звук З звонкий, голос есть.
Учитель: правильно.
Прочитай слоги:
за—са зя—ся зо—со зи—си зу—су зе—се зы—сы зё—сё
Прочитай слова:
Касса – вокзал
Колесо – грузовик
Велосипед – резина
Вставь пропущенные буквы С или З:
На..тя катается на ..анках и играет в ..нежки.
Во..душный ..мей в..летает в небо.
Автобу.. ..абирает па…ажиров и отво..ит на вок..ал.
Физминутка.
Теплоход
От зеленого причала (Присесть)Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)Раз, два,Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)Раз, два,А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)Раз, два,И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
III. Развитие слухового восприятия.
Знакомство с темой «Транспорт».
Учитель: Над какой темой мы сегодня Ученик: над темой транспорт.
будем работать?
Учитель: напиши на магнитной доске
название темы.
Учитель: Что такое транспорт? Ученик: транспорт – это машины,
автобусы, поезда, самолеты,
троллейбусы.
Учитель: как можно сказать по-другому?
Ученик: транспорт – это средства
передвижения по земле, по воздуху,
по воде.
Кроссворд «Транспорт»
Учитель: угадай загадку, найди правильный ответ и напиши его в кроссворд.
-1905-1348740
Обведи буквы С и З в словах.
На чём можно передвигаться по земле? По воздуху? По воде?
Распознавание на слух звуков транспорта.
Диалог:Сережа, где ты живешь?
- Украина, одесская область, Березовский район, Анатольевка
Ты ездишь домой сам?
-да
На каком транспорте?
-на автобусе до Одессы, потом на автобусе до Анатольевки.
Откуда ты отправляешься домой в Одессу?
- с вокзала.
Ты покупал билеты сам?
-Да
А где можно купить билеты?
- в кассе.
Представь, что ты в кассе вокзала покупаешь билет.
ПАССАЖИР КАССИР
Добрый день! Скажите, пожалуйста, можно купить один билет до Одессы на завтра?
Сколько стоит билет?
Скажите, пожалуйста, когда отправляется автобус?
Сколько времени автобус будет в пути?
Большое вам спасибо!
Да, можно. На завтра есть билеты до Одессы.
Билет стоит пятьдесят рублей.
Автобус на Одессу отправляется завтра в семь сорок утра.
Три часа.
Возьмите ваш билет.Счастливого пути!
Я буду кассиром, а ты будешь пассажиром.
Подведение итогов.
Сережа, о чем мы сегодня говорили?
Что мы делали?
Над какими звуками работали?
Сережа, ты сегодня очень хорошо работал на занятии, правильно говорил, внимательно слушал и выполнял все задания! Молодец!