Реферат на тему: Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающий мир»


 
РЕФЕРАТ
На тему:
Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающий мир»

Выполнил: Соколова Г. А. 
 
 
 
ХАБАРОВСК
2016

СЛАЙД 1
Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающий мир»

СЛАЙД 2
В современной школе особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей. Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся. Не является и исключением курс «Окружающего мира».
СЛАЙД 3
Как показывает практика, перед педагогами стоит проблема подбора таких форм и методов работы на уроках окружающего мира, которые приводили бы к достижению положительного результата. Качество обучения курсу «Окружающий мир» в начальных классах зависит от многих компонентов образования. Основная проблема - это недостаточный уровень усвоения знаний младшим школьником.
СЛАЙД 4
Учебный материал при прослушивании усваивается примерно на 15%, а если учащиеся сами «добывают» информацию, то эффективность повышается до 70%.
СЛАЙД 5
Отсюда вывод: нужно найти более эффективные технологии, методы работы. Для улучшения качества обучения на уроках Окружающего мира необходимо развивать психические процессы учащихся, главным среди которых является память.
СЛАЙД 6
Сущность технологии опорных сигналов
Среди различных приемов улучшения памяти учащихся выделяется разработка и использование опорных сигналов, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, развивать психические процессы познания, обеспечить представление учащимся целостной картины предмета Окружающий мир. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.
СЛАЙД 7
Технология опорных сигналов и конспектов была создана Виктором Фёдоровичем Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с учащимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Основная цель данной технологии - использование приёмов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают ощущать себя не столько объектами, сколько субъектами учебно - воспитательного процесса.
Основные категории обучения Шаталова - опорные сигналы и опорные конспекты основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Как подвести ребёнка к успеху, облегчив его учебный труд? Следует каким- то образом помочь ученической памяти и пониманию. А помочь ученику запомнить и понять учебный материал помогают опоры: зрительные, звуковые и смысловые. Что же такое опорный сигнал?
СЛАЙД 8
Опорные сигналы - это и есть то самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов . Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает "в ступор", забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает.
Сигнал:
сжимает информацию;
облегчает понимание новой информации;
активизирует учащихся;
экономит время;
упрощает процесс запоминания новых терминов;
наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
помогает выделять главное;
благотворно действует на психологический климат урока.
СЛАЙД 9
Виды опорных сигналов
смысловые;
ассоциативные;
аббревиатурные;
вербальные;
графические.
СЛАЙД 10
Формы опорных сигналов :схемы;
таблицы;
диаграммы;
ассоциативное поле;
опорные конспекты;
алгоритмы.
СЛАЙД 11
По способам передачи информации можно выделить три основных типа опорных сигналов:
образно-символические,
условно-графические,
словесно-логические.
На практике имеет место их различное взаимосочетание. Широкое применение на уроках окружающего мира получили таблицы, схемы, рисуночная символика, аббревиатура, графические образы, знаковое буквенно-цифровое кодирование, ключевые слова изречений исторических личностей, диаграммы и т. д
СЛАЙД 12
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
1. Лаконичность.
В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов, знаков, символов и т.д.
2. Структурность.
В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.
3. Наличие смысловых акцентов.
Выделение важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
4. Автономность.
Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
5. Ассоциативность и образность.
Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы.
6. Доступность воспроизведения от руки.
7. Цветовая наглядность. Часть сигналов окрасить в яркие цвета.
СЛАЙД 13
Опорные сигналы широко используются на уроках окружающего мира в начальной школе. Схема уместна на разных этапах обучения:
- на этапе формирования новых знаний и умений
- при вводе нового понятия,
- на этапе решения учебных задач: при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
С помощью них учитель иллюстрирует объяснение или повторение учебного материала. Их заранее готовят к темам курса. Опорные сигналы прописаны в методических разработках, например, при изучении темы "Занятия славян" в начальной школе в книге Студеникина М.Т. и Добролюбовой В.И. "Методика преподавания истории в начальной школе".
СЛАЙД 14
Этапы работы по созданию опорного сигнала на уроках окружающего мира.
1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом".
СЛАЙД 15
Схема 1. Формирование о взаимосвязи живой и неживой природы.
Основными обобщающими понятиями являются: природа живая и неживая, растения, животные, человек, общество, продукты труда человека. Впервые вводится во 1 классе в виде рисунков-символов, близких к образу самого предмета. Во 2 классе ввести словесные обозначения. Схема носит универсальный характер, т.к. применима при изучении всех тем и позволяет систематизировать природоведческие понятия всего курса природоведения.

СЛАЙД 16
Схема 2. Жизнь диких животных зимой.
В схеме отражены экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению среды, физиолого-морфологические и поведенческие приспособления животных к новым условиям.

СЛАЙД 17
Схема 3. Правила ухода за комнатными растениями.
При составлении такой схемы каждое правило ухода за комнатными растениями приобретает убедительное, научное доказательство. Работа по схеме состоит из двух этапов. Первоначально предлагается вспомнить части растений и определить основные функции каждого из органов. Затем определяются условия, необходимые всякому организму для нормальной жизнедеятельности. В разрешении проблемной задачи «Как создать растительному организму все условия для роста и развития?» схема пополняется правилами ухода за комнатными растениями и приобретает окончательный законченный вид.

СЛАЙД 18
Опорный сигнал по окружающему миру на тему "Правильное питание"
1. Составьте определение «Здоровое питание» заполняя пропуски с помощью слов в скобках.
Здоровое питание – это правильная и ………………….. пища, которая ………………………. наше ………………………..
Слова для справок: здоровье, укрепляет, полезная.
Посмотрите внимательно на иллюстрации и отметьте галочкой те продукты, которые плохо влияют на здоровье.



2.Вставьте пропущенные слова и подведи вывод по теме:
Соблюдение …………………. питания, помогает человеку ……………. ……………… и ………………………… свое здоровье.
Слова для справок: выглядеть, правильного, сохранить, хорошо.
СЛАЙД 19
Рассмотрим подробнее урок окружающего мира с применением опорных сигналов. Занятия проводились с использованием мультимедийной презентации.
Тема: "Животный мир".
На этапе Изучения нового детьми формулируются проблемные вопросы, на которые нужно будет ответить в конце занятия.
После прочтения текста на мультимедийной презентации, учащимся предлагается вспомнить или догадаться характеритику животным также с помощью схематичного рисунка узнают характерные признаки животных.
Затем учитель рассказывает об образе классификации жывотных. В течение рассказа появляется "Растительноядные", "Веядные, "Хищники""на слайде.
Следующим заданием детям предлагается вспомнить, как называли животных выкармливающих детёнышей молоком.И с помощью наводящих вопросов, задаваемых ученикам, конкретизируется . И т.д.
Затем детям предлагается ответить на вопросы, которые они сформулировали в начале урока.
На этапе закрепления учащиеся пробуют сначала в парах рассказать об представителях животного мира, а потом, пользуясь опорным сигналом, рассказать всему классу.

При подведении итогов занятия учащиеся смогли воспроизвести полученную на уроке информацию в парах, а опираясь на лист опорных сигналов на слайде, многое вспомнили и вопроизвели успешно.
СЛАЙД 20
Развитие образной памяти в условиях современной школы невозможно без применения актуальных, современных образовательных технологий таких, как технология опорных сигналов, т.к. именно эта технология позволяет развить ассоциативное мышление, сформировать коммуникативные и творческие способности. Основная цель данной технологии - использование приёмов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают ощущать себя не столько объектами, сколько субъектами учебно - воспитательного процесса.