Рабочая программа по русскому языку как неродному


Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №9
муниципального образования город Ноябрьск»
«Рассмотрено»
на заседании методическогообъединения учителей _______
___________________________
Протокол № _________
от «» 2015года
Руководитель МО_Куфина С. Е. _____________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР______/__Галеева Т. Н.__________ /
от «» 2015года
«Утверждено»
Директор МОУ СОШ № 9
__________Мельников А.Ю.
Приказ № от « » 2015 года

Рабочая программа
по русскому языку
как неродному
для 5 - 7 классов

2 часа в неделю (всего 70 часов)
Составитель: учитель русского языка
1 квалификационной категории
МОУ СОШ № 9
Куфина Светлана Евгениевна


2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку как неродному составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения// Сборник нормативно- правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2010. И авторской программы: Бабайцева В.В., Еремеева А.П.,Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов //Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык .5-9 классы, 10-11 кл./Сост. Е.И. Харитонова. –М: Дрофа, 2008.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Бабайцева ВВ., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2009
Русский язык. Практика. 5 -7 классы. Учебник/ Под редакцией Г.К.Лидман-Орловой.- М.: Дрофа, 2010
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 -7 классы. - М.: Дрофа, 2010.
В системе общего образования учебный предмет «Русский язык как неродной» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры . В содержании КТП предполагается реализовать актуальные компетентностные, личностно ориентированные, деятельностные подходы, которые определяют задачи:
-приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии;
-овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- овладение способами познавательной деятельности, информационно- коммуникативной и рефлексивной, освоение коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенцией. По данным статистики в Российской Федерации увеличивается количество детей и молодежи, для которых русский язык является неродным. В результате молодые люди испытывают большие трудности в освоении образовательных программ. Актуальность данной проблемы также обусловлено увеличением потока въездной трудовой миграции. Мировой опыт со всей определенностью показывает, что языковой барьер, неизбежно возникающий между населением принимающей страны и иммигрантами, может стать причиной глубоких противоречий.
В этих условиях образование, в частности освоение русского языка, оказывается средством, способным гармонично «влить» приезжих в органичную часть многонационального российского общества. В то же время обучение русскому языку может выполнить еще одну ключевую задачу: сформировать толерантное сознание новых граждан России. Для решения этой проблемы требуется внедрение в педагогическую практику современных эффективных методик преподавания русского языка как неродного.
С этой целью нами была предпринята попытка создания рабочей программы по изучению русского языка как неродного учащимися начальной школы. В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усвоение младшими и средними школьниками грамматических форм речи, постепенное накопление словаря, овладение навыками ведения диалога, целенаправленное погружение детей с билингвизмом в русскоязычную среду.

№/ дата Тема урока КолчасТим/форма урока Элементы содержания Умения и виды деятельности
Познавательная Информационно-коммуникативная Рефлексивная
Введение 1 Путешествие по страницам учебника 1 Урок-путешествие Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого Поиск нужной информации по заданное теме в источниках различного типа Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
2 Роль языка в жизни общества 1 Урок усвоения новых знаний Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
3 Р/р. Устная и письменная форма речи 1 Урок развития речи Речь как деятельность. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности. Устная и письменная форма речи Творческое решение учебных и практических задач. Создание письменного высказывания. Развивать навыки приемов гибкого чтения и рационального слушания как средств самообразования Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
Орфография
4 Орфография. Понятие орфограммы 1 Повторительно-обобщающий Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм. Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Выявлять причины и следствия простых явлений Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге Представлять информацию в виде схемы, алгоритма. Поиск и устранение возникших трудностей
5 Правописание безударных гласных в корне слова1 Повторительно-обобщающий Правописание безударных гласных в корне словаСравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составлять план исследования Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. использование различных источников информации Обрабатывать информацию для получения необходимого результата. Поиск и устранение причин возникших трудностей
6 Правописание безударных гласных в корне слова1 Повторительно-обобщающий Правописание безударных гласных в корне словаСравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составлять план исследования Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. использование различных источников информации Обрабатывать информацию для получения необходимого результата. Поиск и устранение причин возникших трудностей
7 Правописание гласных в приставках 1 Повторительно-обобщающий Орфограмма «Гласная в приставке» (в безударной позиции) Сравнение, сопоставление, классификация. Работа по заданному алгоритму Использование различных видов информационных источников. Приведение примеров аргументов Поиск и устранение причин возникших трудностей
8 Правописание звонких и глухих согласных в корне 1 Повторительно-обобщающий Звонкие и глухие согласные в корне слова. Позиции в словах, в которых написание согласных не определяется произношением. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова», способы ее проверки Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов Объективное оценивание своих учебных достижений. Поиск и устранение причин возникших трудностей
9 Правописание гласных и, а, у после шипящих 1 Повторительно-обобщающий Правописание гласных и, а, у после шипящих Сравнение, сопоставление, классификация. Работа по заданному алгоритму Самостоятельно проводить предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, повторения и закрепления пройденного материала Объективное оценивание своих учебных достижений. Поиск и устранение причин возникших трудностей
10 Правописание непроизносимых и удвоенных согласных 1 Повторительно-обобщающий Опознавательные признаки орфограмм. Несоответствие орфографического написания и произношения слов с орфограммами «Согласные в корне слова и на стыке морфем» Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Объективное оценивание своих учебных достижений. Поиск и устранение причин возникших трудностей
Морфология и орфография
11 Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи 1 Повторительно-обобщающий Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Отличие служебных частей речи от самостоятельных Уметь опознавать изученные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
12 Имя существительное. Основные признаки 1 Повторительно-обобщающий Имя существительное как самостоятельная часть речи. Основные признаки имен существительных Уметь использовать алгоритм применения правила, создавать устное монологическое высказывание на основе плана морфологического разбора Адекватное восприятие устной речи Поиск и устранение причин возникших трудностей
13 Имя существительное. Правописание падежей 1 Повторительно-обобщающий Правописание имен существительных: падежное окончание, Ь на конце существительных Уметь определять склонение существительного, выбирать гласные в падежных окончаниях, знать правила употребления Ь после шипящих на конце существительного Приведение примеров Поиск и устранение причин возникших трудностей
14 Имя прилагательное. Склонение имения прилагательного 1 Повторительно-обобщающий Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении. Склонение имен прилагательных Уметь опознавать прилагательные среди других частей речи Формулирование выводов Поиск и устранение причин возникших трудностей
15 Р/р. Речь диалогическая и монологическая 1 Урок развития речи Речь диалогическая и монологическая Уметь распознавать диалогическую и монологическую речь, оформлять диалог на письме Развивать навыки составления диалога Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
16 Глагол. Морфологические признаки. Инфинитив 1 Повторительно-обобщающий Глагол как часть речи. Инфинитив. Признаки глагола Понимать термин «инфинитив», опознавать глагол в тексте Уметь различать глаголы, сходные по значению Осознанное восприятие материала
17 Изменение глагола по временам 1 Повторительно-обобщающий Настоящее, будущее, прошедшее время глагола. Орфограмма «гласная в суффиксе глагола прошедшего времени» Уметь определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени Поиск нужной информации в параграфе 6 Поиск и устранение возникших трудностей
18 Р/р. Как вести беседу 1 Урок развития речи Понятие о культуре общения Знать правила речевого поведения, уметь соблюдать их при беседе Развивать общение, соблюдать этику разговора по телефону Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
19 Спряжение глагола. Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов 1 Повторительно-обобщающий Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола Уметь изменять глаголы, определять спряжение по алгоритму Приведение примеров, подбор аргументов Работа по алгоритму
20 Правописание НЕ с глаголом. Орфограмма –тся и –ться в глаголах 1 Повторительно-обобщающий Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма –тся и –ться в глаголах Уметь правильно ставить вопросы к глаголам на -тся, понимать условия выбора орфограммы, раздельно писать НЕ с глаголами Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выборов Поиск и устранение возникших трудностей
21 Местоимение. Личные местоимения 1 Повторительно-обобщающий Местоимение как часть речи Уметь опознавать местоимения в тексте, употреблять с предлогами Приведение примеров из стихотворений и песен Поиск и устранение возникших трудностей
22 Наречие. Неизменяемость - морфологический признак 1 Повторительно-обобщающий Наречие как самостоятельная часть речи. Неизменяемость как морфологический признак наречий Уметь опознавать наречия по вопросам, определять его синтаксическую роль в предложении Умение употреблять наречие в словосочетании Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
23 Наречие. Неизменяемость - морфологический признак 1 Повторительно-обобщающий Наречие как самостоятельная часть речи. Неизменяемость как морфологический признак наречий Уметь опознавать наречия по вопросам, определять его синтаксическую роль в предложении Умение употреблять наречие в словосочетании Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
24 Р/р. Что такое текст 1 Урок развития речи Текст. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте Знать определение текста, его признаки Умение вступать в речевое общение Представлять информацию в виде схемы
25 Служебные части речи. Предлоги 1 Повторительно-обобщающий Предлог и союз как служебные части речи. Орфограмма-пробел и орфограмма-дефис Уметь опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных Приведение примеров Поиск и устранение причин возникших трудностей
26 Союзы 1 Повторительно-обобщающий Роль союзов в речи, способы их различения Уметь опознавать союзы Приведение примеров Поиск и устранение причин возникших трудностей
27 Частицы. Правописание частиц 1 Комбинированный Частица как часть речи. Функции частиц. Орфограмма «Раздельное написание частиц с другими словами» Уметь определять значение частицы НЕ, выявлять значение слов с частицами БЫ, ЛИ, ЖЕ Поиск нужной информации по теме Осознанное определение сферы своих интересов
28 Р/р. Что значит писать и говорить на тему 1 Урок развития речи Тема текста. Заглавие как отражение темы текста Уметь осмыслить, раскрыть тему высказывания, подобрать заголовок Поиск нужной информации по заданной теме Обрабатывать информацию
Синтаксис и пунктуация
29 Синтаксис и пунктуация. Синтаксис- раздел грамматики. Пунктуация – система правил 1 Урок освоения новых знаний Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
30 Р/р. Тема. Работа с текстом 1 Урок развития речи Различие между набором предложений и сочетанием предложений в тексте. Смысловые части текста Творческое решение учебных и практических задач Развивать навыки гибкого чтения Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
31 Пунктуационный разбор 1 Урок усвоения новых знаний Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Пунктограммы. Знаки препинания конца предложения Сравнивать, сопоставлять, видеть пунктограммуПриведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Поиск и устранение причин возникших трудностей
32 Пунктуационный разбор 1 Урок усвоения новых знаний Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Пунктограммы. Знаки препинания конца предложения Сравнивать, сопоставлять, видеть пунктограммуПриведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Поиск и устранение причин возникших трудностей
33 Предложение 1 Урок усвоения новых знаний Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Грамматическая основа предложения Выявлять причины и следствия простых явлений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
34 Предложение 1 Урок усвоения новых знаний Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Грамматическая основа предложения Выявлять причины и следствия простых явлений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
35 Р/р. Составление простого плана 1 Урок контроля Творческое решение учебных и практических задач Адекватное восприятие устной речи. Отражение в письменной форме результатов своей работы Соблюдение норм поведения
36 Члены предложения 1 Урок усвоения новых знаний Синтаксическая структура предложения. Главные и второстепенные члены предложения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
37 Главные члены предложения 1 Урок закрепления изученного Признаки главных членов предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Объективное оценивание своих учебных достижений
38 Синтаксический разбор предложения 1 Урок закрепления изученного Порядок синтаксического разбора. Односоставные и двухсоставные предложения Исследование несложных практических ситуаций Уметь производить синтаксический разбор предложения Обрабатывать информацию
39 Второстепенные члены предложения 1 Урок усвоения новых знаний Общее представление о второстепенных членах предложения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
40 Второстепенные члены предложения 1 Урок усвоения новых знаний Общее представление о второстепенных членах предложения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
41 Второстепенные члены предложения 1 Урок усвоения новых знаний Общее представление о второстепенных членах предложения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
42 Дополнение как второстепенный член предложения 1 Урок усвоения новых знаний Дополнение. Несовпадение падежного вопроса к дополнению с вопросом члена предложения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
43 Обстоятельство как второстепенный член предложения 1 Урок усвоения новых знаний Обстоятельство, способы его выражения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию
44 Повторение по теме «Второстепенные члены предложения» 1 Повторительно-обобщающий Второстепенные члены предложения, их использование Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге Представлять информацию в виде алгоритма
45 Р/р. Главное в тексте – идея, основная мысль 1 Урок развития речи Основная мысль текста Творческое решение учебных и практических задач Уметь отличать основную мысль высказывания от его темы Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
46 Знаки препинания в предложении с однородными членами 1 Урок закрепления изученного Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Союзы как сигнал появления пунктограммы в простом и сложном предложении Сравнивать, сопоставлять, оценивать Приведение примеров, формулирование выводов Обрабатывать информацию
47 Предложения с обращениями. Интонация предложений с обращениями 1 Урок усвоения новых знаний Обращение, его роль. Интонация предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении Знать функции обращения, его грамматические признаки, особенности употребления Уметь соблюдать пунктуацию при оформлении обращения на письме Обрабатывать информацию
48 Знаки препинания в предложении с обращением 1 Урок закрепления изученного Знаки препинания в предложениях с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы Сравнивать, сопоставлять, оценивать Умение определять грамматические признаки обращения Поиск и устранение возникших трудностей
49 Предложения с вводными словами 1 Урок усвоения новых знаний Вводные слова. Группы вводных слов по значению Исследование несложных практических ситуаций Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
50 Знаки препинания в предложениях с вводными словами 1 Урок закрепления изученного Использование вводных слов как средство связи предложений. Знаки препинаний в предложениях с вводными словами Сравнивать, сопоставлять, классифицировать Умение вступать в речевое общение Поиск и устранение возникших трудностей
51 Словосочетание. Основные признаки словосочетаний 1 Урок усвоения новых знаний Словосочетание как единица синтаксиса Исследование несложных практических ситуаций Уметь определять главное и зависимое слово. Составлять схемы словосочетаний Обрабатывать информацию
52 Р/р. Обучение написанию изложения 2 Уроки развития речи Тема, основная мысль, композиционные части текста Творческое решение учебных и практических задач Развивать навыки, передавать подробно содержание текста, соблюдая нормы языка Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
53 Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения 1 Урок усвоения новых знаний Союзные предложения Сравнивать, сопоставлять, классифицировать Умение опознавать предложения, конструировать сложные предложения Представлять информацию в виде схемы
54 Запятая между частями сложного предложения. Союзы в сложном предложении 1 Урок закрепления изученного Запятая в сложном предложении между частями Сравнивать, классифицировать Умение определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки Поиск и устранение возникших трудностей
55 Сложное предложение и его использование в речи 1 Повторительно-обобщающий Сложное предложение, его признаки, знаки препинания в сложном предложении, использование сложных предложений в речи Сравнение, сопоставление, классификация Самостоятельное повторение и закрепление пройденного материала Объективное оценивание своих учебных достижений
56 Р.р. Учитесь выразительно читать 1 Урок развития речи Особенности выразительного чтения: темп, тон, логическое ударение, интонация Творческое решение учебных и практических задач Уметь читать в нужном темпе, правильно произносить звуки и ударные слоги, соблюдать интонацию конца предложения, выделять логическое ударение, выражать чувства путем изменения тембра, понижения или повышения голоса Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
57 Р.р. Учитесь выразительно читать 1 Урок развития речи Особенности выразительного чтения: темп, тон, логическое ударение, интонация Творческое решение учебных и практических задач Уметь читать в нужном темпе, правильно произносить звуки и ударные слоги, соблюдать интонацию конца предложения, выделять логическое ударение, выражать чувства путем изменения тембра, понижения или повышения голоса Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
58 Предложение с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) 1 Урок усвоения новых знаний Прямая речь как способ передачи чужой речи. Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью. Речевой этикет в предложениях с прямой речью Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь различать варианты расстановки знаков препинания в зависимости от характера предложений в прямой речи и ее место в конструкции Обрабатывать информацию для получения необходимого результата, правильно оформлять прямую речь
59 Знаки препинания в предложениях с прямой речью 1 Урок закрепления изученного Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитирование Выявлять причины и следствия простых явлений Приведение примеров, подбор аргументов Поиск и устранение возникших трудностей
60 Диалог. Оформление диалога на письме 1 Урок закрепления изученного Диалог. Этика общения. Знаки препинания при диалоге и прямой речи Выявлять причины и следствия простых явлений Приведение примеров, подбор аргументов Поиск и устранение возникших трудностей
61 Р.р. Учитесь выразительно читать 1 Урок развития речи Особенности выразительного чтения: темп, тон, логическое ударение, интонация Творческое решение учебных и практических задач Уметь читать в нужном темпе, правильно произносить звуки и ударные слоги, соблюдать интонацию конца предложения, выделять логическое ударение, выражать чувства путем изменения тембра, понижения или повышения голоса Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
62 Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. Орфоэпические словари и их использование в жизни 1 Урок усвоения новых знаний Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. Ударение Исследование несложных практических ситуаций Уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
63 Звуки речи и буквы. Алфавит. Фонетическая транскрипция 1 Урок закрепления изученного Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией Сравнивать, сопоставлять, оценивать, различать звук и букву Ориентироваться в своей системе знаний Объективное оценивание своих учебных достижений
64 Гласные и согласные звуки. Слог. Правило переноса слов 1 Урок закрепления изученного Система гласных и согласных звуков русского языка. Гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сонорные согласные. Правило переноса Сравнивать, сопоставлять, оценивать, различать звук и букву Ориентироваться в своей системе знаний Объективное оценивание своих учебных достижений
65 Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные 1 Урок усвоения новых знаний Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах и формах слов. Смыслоразличительная роль ударения Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст, оценивать собственное и чужое чтение текста с точки зрения соблюдения орфоэпических норм Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
66 Орфограмма. Типы орфограмм 1 Урок усвоения новых знаний Понятие сильной и слабой позиции звуков как основа понимания орфограммы. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь находить в звучащем слове орфограммы, рассматривать звук в слабой и сильной позиции в одной и той же морфеме Обрабатывать информацию для получения необходимого результата
67 Р.р. Параллельная связь предложений в тексте 1 Урок развития речи Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Параллельная связь, средства параллельной связи, сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений Творческое решение учебных и практических задач Уметь понимать различия между цепной и параллельной связями предложений в тексте, использовать параллельную связь в построении текста Строить схемы текстов, отражая виды связи предложений в них
68 Типы орфограмм. Сильная и слабая позиция звука 1 Урок закрепления изученного Виды орфограмм в корне слова, связанные с обозначением безударной гласной и согласной Сравнивать, сопоставлять, оценивать Приведение примеров, подбор аргументов Поиск и устранение возникших трудностей
69 Рр Повествовать -значит рассказывать 1 Урок развития речи Строение текста повествования.
Способы развития основной мысли ,передачи последовательности действий в повествовательном тексте. Рассказ, как повествовательный жанр. Творческое решение учебных и практических задач.Понимать особенности строения текста-повествования. Умение создавать рассказ как повествователь-ный жанр на основе готового текста Опрление сферы своих интересов и возможностей
70 Соблюдение норм современного рус.яз.
Р.р. Употребление в речи этикетных слов 2 Повторительно-обобщающие уроки Соблюдение норм современного рус.яз. Употребление в речи этикетных слов Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений Уметь использовать речевые формулы приветствия,прощания,просьбы,благодарности с учётом речевой ситуации,оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного словоупотребления,произноше-ния,соответст-вия речи нормам речевого этикета Обрабатывать информацию для получения необходимого результата

Используемая литература:
Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980. - 151 с.
Алексеева О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в 5-7 классах. Автореф.дисс.канд. пед.н. - М., 2000. 22 с.
Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // РЯШ. 1999. - №5. - С.39.
Ашевская J1.A. Развитие творческих способностей и личности учащихся. //РЯШ, 2001. №6. - С.21-26.
Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: Изд-во Сарат. унив-та, 1987. - 151 с.
Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - M.: Флинта: Наука, 1998. - 170 с.
Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры (инновационный подход). Книга для учителя. - СПб., 1994. - 94 с.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: ТОО «Фирма Линка-пресс», 1994. - 191 с.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию речи устной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 225 с.
Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.
Лидман-Орлова Г.К. Основные аспекты развития речи при изучении морфологии // Развитие речи на уроках морфологии. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
Лингводидактические основы работы над текстом. - Курск: КГПУ, 1997. - 64 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 319 с.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учит. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 248 с.
Актуальные проблемы развития речи учащихся. М.: Просвещение, 1980. - 151 с.
Алексеева О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в 5-7 классах. Автореф.дисс.канд. пед.н. - М., 2000. 22 с.
Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // РЯШ. 1999. - №5. - С.39.