Рабочая программа Экологическая тропа по внеклассной работе (1-4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Любучанская общеобразовательная школа Чеховского муниципального района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экологическая тропа»
творческого объединения
«Родничок»

учителя начальных классов
Исаевой Татьяны Владимировны
1-4 класс
2014 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Специальными задачами клуба любителей природы «Родничок» являются познавательно-практические, т.к. формирование экологических знаний идет за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Настоящая программа опирается на основные педагогические принципы:
Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы и наиболее действенным эмоциональным способом. Этому способствуют занятия – путешествия, КВНы, занятия – игры, панорамы - все, что привлекает учащихся к общественной и исследовательской работе.
Принцип гуманизации. Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности.
Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей: окружающий мир – музыка, окружающий мир – рисование, окружающий мир – русский язык, окружающий мир – технология, окружающий мир – чтение.Цель:
Систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально – чувственную сферу ребенка.
Задачи:
Создать условия для неформального общения детей и взрослых, помочь младшим школьникам адаптироваться в условиях школьной и современной жизни.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать гуманистический подход к природе.
Клуб имеет свой девиз: «Любить и охранять родную природу».
Клятву:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Заповеди:
Юный природовед любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях.
Юный природовед – друг животных и всей природы.
Юный природовед – настоящий исследователь, постоянно читает энциклопедии, газеты, журналы «Свирель», «Окно в природу», «Юный натуралист».Юный природовед ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических занятий по микрорайону, выпускает листовки, делает эмблемы, участвует в операции «Подснежник», «Березка», устраивает «Птичьи елки», он – настоящий друг животных.
Юный природовед разводит комнатные цветы, активно участвует в природоведческих выставках «Дары природы», «Мир моих увлечений» (марки, открытки о природе, «Снежинка», «Осенний букет», «Нам этот мир завещано беречь» и т.д.)
Юный природовед – настоящий коллекционер книг о природе, открыток, марок о природе.
Юный природовед собирает народные приметы, записывает их в тетрадь. Наблюдает за окружающей природой.
Юный природовед любит свой двор, свою землю.
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащегося и принципов преемственности и доступных знаний от простого к сложному. Программа рассчитана на 4 года, возраст детей 7-10 лет.
Формы обучения:
Занятия – беседа.
Занятие – наблюдение.
Занятие – экскурсия (очная, заочная)
Занятие - игра
Экологический материал, заложенный в программе клуба «Родничок», заочное путешествие в лес, воспитывает любовь к родному краю, желание его преобразовать..Работает типография «Муравей», издаются книжки – малышки о природе.
Знания и умения
1-й год обучения:
Ученики должны знать народные приметы, наблюдать за погодой, уметь называть деревья своего края, животных; что может взять с собой в поход. Где можно разводить костры, правила поведения на природе; уметь ухаживать за животными в уголке природы; читать рассказы Пришвиня, Чарушина, Скребицкого, Бианки, Пескова и др. писателей – натуралистов.
Ученики должны охранять природу и объекты природы: муравейники, птичьи гнезда, деревья, цветы и т.д.
2-й год обучения
Ученики должны знать полезные ископаемые своего края, поверхность родного края, достопримечательности края, заповедники, уметь работать с энциклопедиями Ликума «Все обо всем», «Мир вокруг нас», «1000 вопросов и ответов» и др.
Углубить поиск по добыче знаний знатоков природы о животных, растениях, охране природы.
3-й год обучения
Учащиеся 3 класса должны уметь пользоваться картой своей обрасти, определять географическое положение своей области, знать особенности климата своей области, своего края.
Учащиеся должны уметь определять температуру воздуха, пользоваться термометром, уметь давать характеристику климата своей области по сезонам года, знать основные полезные ископаемые, добываемые в области, делать доклад на любую экологическую тему, пользуясь словарями, справочниками.
4-й год обучения
Ученики должны расширить представления о природном равновесии, причинах и последствиях его нарушения.
Уметь передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами.
Самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, экипажи, команды.
Календарно - тематическое планирование
1–й год обучения

Тема занятия Кол – вочасов Дата
1 Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Родничок». Цели, задачи клуба 1 2 Народные приметы. Распределение поручений. Знатоки растений, животных, загадок… 1 3 Экскурсия «Осень в лесу».
Правила поведения в лесу 1 4 Экскурсия на поляну «Хоровод берез». Экологическая операция «Сделаем поляну еще чище, чем была» 1 5 Заочная экскурсия в заповедник «Люби и знай родной свой край» 1 6 «Путешествие с комнатными растениями» 1 7 КВН «Какие комнатные растения ты знаешь?» 1 8 Беседа «Это русское раздолье, это Родина моя» 1 9 Утренник «Россия – Родина моя» 1 10 Заочное путешествие в зимний лес 1 11 Беседа «Что делают из дерева?» 1 12 Книги Н. Сладкова о природе. Обзор – лекция 1 13 Изготовление снежинок 1 14 Операция «Птичья елка на полянке» 1 15 Экскурсия «Хоровод елочек в парке» 1 16 Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с животными своего края 1 17 КВН «Здравствуй, гостья, зима!» 1 18 Конкурс «Кто больше знает зимних примет?» 1 19 Экологическая викторина «Берегите все живое!» 1 20 Выставка «Птицы – наши друзья!». Вывешивание кормушек и подкармливание птиц 1 21 Тематический утренник «Весна красна» 1 22 Викторина «Что ты знаешь о деревьях?» 1 23 Викторина «Тайны птичьего царства» 1 24 Утренник «Береги нашу планету» 1 25 Животный мир водоемов (заочная экскурсия на озеро) 1 26 На всей земле нет краше уголка, где я родился (Беседа) 1 27 Экскурсия в лес «Летние приметы» 1 28 Итоговое занятие. Задание на лето всем знатокам: растений, деревьев, насекомых и т. д. 1 Календарно - тематическое планирование
2–й год обучения

Тема занятия Кол – вочасов Дата
1 Задачи, программа клуба «Родничок» на учебный год 1 2 Заочная экскурсия по карте родного края «Полезные ископаемые» 1 3 Игра – аукцион «Что делают из полезных ископаемых?» 1 4 Бал цветов 1 5 «Дары природы» 1 6 Заочное путешествие в осенний лес. Задание знатокам: за чем можно наблюдать в лесу? 1 7 Экскурсия в осенний лес 1 8 «Осенний букет» 1 9 Конкурс народных примет об осени 1 10 Жалобная книга природы (панорама) 1 11 Экскурсия в краеведческий музей. Животные нашего края 1 12 Конкурс загадок о природе. Отчет знатоков загадок 1 13 Викторина «Все обо всем» (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы 1 14 Конкурс стихов о зиме (готовят знатоки стихов) 1 15 Экологическая викторина «Знаешь ли ты зимние народные приметы? 1 16 Устроим «Птичью елку», город Птицеград (развешивание кормушек на одной ели) 17 Экологическая игра «Береги землю свою» 1 18 Тематический утренник «Зимушка - зима». Выставка птичьих кормушек 1 19 Заочное путешествие «Здравствуй, лес» 1 20 Экскурсия в зимний лес «Птицы и животные зимой» 21 Игра – викторина «Животные леса» 1 22 Экологическая акция «Помоги деревьям» (Подгрести снег к деревьям в парке, чтобы не вымерзли) 1 23 Конкурс знатоков деревьев и животных. 1 24 Конкурс эмблем по охране природы. Изготовление эмблем 1 25 «Растительный и животный мир родного края» (Отчет знатоков растений и животных) 1 26 Весна в поэзии и музыке. 1 27 Конкурс стихов о весне (знатоки поэзии) 1 28 Конкурс рисунков о весне «За что я люблю весну» 1 29 Экологическая акция «Береги подснежники». Выпуск стенгазет, листовок, выступление по классам 1 30 «Комнатные цветы» 1 31 Отчет знатоков полезных ископаемых «Все, все о полезных ископаемых» 1 32 «Звездный час» - игра для детей и родителей на экологическую тему 1 33 Экскурсия в лес 1 34 Итоговое занятие. Задание на лето всем знатокам: растений, деревьев, трав 1 Календарно – тематическое планирование
3-й год обучения
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Заочное путешествие по карте области. Растительность и животные нашей области 1 2 Откуда к нам пришли овощи? Подготовка к выставке «Дары природы» 1 3 «Мой край – Московская область» 1 4 Природа нашей области 1 5 Особенности климата нашей области 1 6 «Охрана наших недр» 1 7 Заочная экскурсия «Полезные ископаемые» 1 8 Заочное путешествие «Экскурсия по родному краю» 1 9 Экскурсия в лес по теме: «Осень в лесу. Осенние изменения в природе»
1 10 Утренник «Праздник осени» 1 11 Рисование по теме: «Люблю я пышное природы увяданье...» Изготовление игрушек из природного материала 1 12 Беседа: «Русская природа в музыке П.И.Чайковского» 1 13 Заочное путешествие в зимний лес 1 14 Экскурсия в зимний лес 1 15 «Учись у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы» 1 16 Экскурсия в зимний парк на поляну «Хоровод ёлочек. Устроим птичью ёлку» 1 17 Книги, открытки, марки о природе. Подготовка к выставке «Мир моих увлечений» 1 18 Беседа в сельской библиотеке на тему:
«Красная книга моего края» 1 19 Птичий праздник.
Изготовление птичьих кормушек 1 20 Экологическая викторина «Тайны лесного царства» 1 21 Конкурс загадок о природе «Придумай загадку» 1 22 Прогноз погоды «Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси и т.д. 1 23 Отчёт знатоков народных примет. Изготовление и выставка книжек – малышек о природе 1 24 Экологическая акция «Подснежник». Конкурс стихов о весне 1 25 Экскурсия на поляну «Хоровод берёз». Чтение стихов о берёзах 1 26 Экологическая акция «Береги первоцветы!» 1 27 Природа в творчестве композиторов 1 28 «Путешествие в мир лекарственных растений». 1 29 Театрализованное представление по охране природы ко дню Земли 1 30 Радиопередача «Птицы прилетели» 1 31 Заочная экскурсия в лес 1 32 Экскурсия на поляну «Цветочная». Экологическая акция «Сбережём черёмуху» 1 33-34 Итоговое занятие. КВН «Знаешь ли ты?»
Обобщение основных теоретических знаний и практических дел по экологии 2 Тематическое планирование
3-год обучения
№ Тема Кол – во
часов Теоретическая деятельность Практическая деятельность
1 Заочное путешествие по карте области. Растительность и животные нашей области 1 Знакомство с картой Моск.области.
Устный журнал «Наша область» 2 «Откуда к нам пришли овощи»
1 Подготовка к выставке «Дары природы»
3 «Мой край – Московская область»
1 Географическое положение области, история города 4 Природа нашей области 1 Изготовление карты «Растения и животные нашей области»
5 Особенности климата нашей области 1 Выпуск стенгазеты «Народные приметы»
6 «Охрана наших недр» 1 Научная конференция «Охрана наших недр» 7 Заочная экскурсия «Полезные ископаемые» 1 Изготовление слайдов «Полезные ископаемые»
8 Заочное путешествие «Экскурсия по родному краю»
1 Дидактическая игра «Поставь на своё место»
9 Экскурсия «Осень в лесу. Осенние изменения в природе» 1 Экскурсия
10 Утренник «Праздник осени» 1 Театрализован-ное представление
11 Рисование по теме: «Люблю я пышное природы увяданье...»Изготовление игрушек из природного материала 1 Подготовка к выставке рисунков, игрушек из природного материала
12 Беседа: «Русская природа в музыке П.И.Чайковского» 1 «Природа и музыка» 13 Заочное путешествие в зимний лес 1 Жизнь диких животных зимой. Решение задач
14 Экскурсия в зимний лес. 1 Экскурсия «Зимой в лесу» Наблюдения в природе
15 «Учись у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы» 1 Просмотр диафильма «Русская природа глазами художника».
Чтение стихов, слушание муз. произведений (фрагменты)
16 Экскурсия в парк «Хоровод ёлочек. Устроим птичью ёлку» 1 Экскурсия в парк.
Наблюдения в природе
17 Книги, открытки, марки о природе. Подготовка к выставке «Мир моих увлечений»
1 Подготовка выставки «Мир моих увлечений»
18 Беседа в сельской библиотеке:
«Красная книга моего края»
1 Что такое «Красная книга»? 19 Птичий праздник. Изготовление птичьих кормушек 1 Операция «Птицам нашу заботу» Изготовление и подготовка к выставке птичьих кормушек
20 Экологическая викторина 1 Викторина «Тайны лесного царства»
21 Конкурс загадок о природе «Придумай загадку» 1 Конкурс «Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу»
22 Прогноз погоды «Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси и т.д. 1 Поисковая деятельность. Оформление стенгазеты «Живые барометры»
23 Отчёт знатоков народных примет. Изготовление и выставка книжек – малышек о природе
1 Изготовление и выставка книжек – малышек
«Народные приметы»
24 Экологическая акция «Подснежник». Конкурс стихов о весне 1 Конкурс стихов о весне.
Рисование подснежников
25 Экскурсия на поляну «Хоровод берёз». Чтение стихов о берёзах 1 Экскурсия на поляну берёз. Чтение стихов, разучивание народных игр
26 Экологическая акция «Береги первоцветы!» 1 Выпуск листовок «Береги первоцветы!»
27 Природа в творчестве композиторов 1 Литературно-музыкальная композиция «Времена года»
28 «Путешествие в мир лекарственных растений». 1 Какие растения называются лекарственными? 29 Театрализованное представление по охране природы ко дню Земли 1 Сказка «О незадачливом мальчике и верных друзьях леса»
30 Радиопередача «Птицы прилетели» 1 Радиопередача «Птичьи разговоры»
31 Заочная экскурсия в лес 1 «Грибы – особое царство природы» 32 Экскурсия на поляну «Цветочная».
Экологическая акция «Сбережём черёмуху» 1 Экскурсия «Фестиваль цветов». Наблюдения в природе
33-34 Итоговое занятие.
КВН «Знаешь ли ты?»

2 Обобщение основных теоретических знаний и практических дел по экологии Экологическая игра КВН - «Знаешь ли ты?»
Всего за год: 34ч. 8ч. 26ч.
Краткие итоги работы за ___________ учебный год
творческого объединения «Родничок»
Что удалось в работе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________Что не удалось в работе? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самые интересные дела творческого объединения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активно принимали участие в делах клуба «Родничок»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интернет – ресурсы для реализации программы
Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml  
Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml 
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml 
«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml 
Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml 
Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml 
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/  (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/ http://www.nachalka.com/proekty  (09.03.11)