Рабочая программа экологического кружка Экологическая тропа


Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Емельяновская СОШ»
Ни жнегорского района Республики Крым


УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ « Емельяновская СОШ»
_________________С.Н.Петренко
« » _________ 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения
эколого-натуралистического направления
«Экологическая тропа»
на 2016/ 2017 учебный год.

102 часа (1-й год обучения -34 ч, 2-й год обучения -34 ч.,
3-й год обучения -34 ч.1 час в неделю)

Срок реализации: 3 года (2016-2019 г.)



Учитель: Кравченя Лидия Юрьевна







Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № от « » __________________ 2016г.








Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.
Экология является по сути дела очень сложной и многоуровневой наукой, понятной в своем полном объеме далеко не всем. Ее отличительная черта – резко выраженный системный характер. Это сугубо количественная наука, имеющая дело с нелинейными, множественными пороговыми зависимостями, с переменной причинно-следственных отношений, т.е. со всем тем, что отличает сложность высшей формы движения материи – жизни.
Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.
Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов.
Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы.
Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Экологическая тропа», рассчитанного на школьников старших классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.
Объем курса 102 часа, из них в 1-ый год обучения - 34 часа, во 2-ой год – 34 часа, в 3-ий год - 34 часа.
Срок реализации: 3 года -2016-2019 г.
В учебную группу входят школьники 9 – 11 классов (14-17 лет).
Программа предусматривает курс кружковой работы по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – практическая и прикладная экономика.
Плановое количество учащихся в группе 15 человек.
Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.
Задачами являются:
1) овладение учащимися научными основами экологии,
2) изучение экологических законов и взаимосвязей,
3) развитие практических знаний, умений и навыков,
4) изучение экологических основ охраны природы.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Результаты освоения учебного курса

Пройдя курс кружка «Экологическая тропа» учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий;
о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;
законы конкурентных отношений в природе;
о биосфере как глобальной экосистеме;
о месте человека в экосистеме Земли;
о современном состоянии и охране биосферы.
о видах загрязнений
биологическое разнообразие родного края
типы экосистем и их особенности
основные экологические проблемы современности;
природоохранные территории;
основные характеристики популяции;
разные типы взаимосвязей между организмами, трофические цепи;
адаптивные биоритмы в живой природе;
про ноосферу как сферу разума;
об экологической культуре человека во всех ее составляющих

Учащиеся должны уметь:
решать простейшие экологические задачи;
строить графики простейших экологических взаимосвязей;
определять уровень загрязнения воздуха и воды;
проводить простейшие методы мониторинга;
составлять коллекции и гербарии экологического материала;
составлять и выполнять проектные работы по экологии;
охранять флору и фауну.
Объяснять необходимость знаний о среде обитаний ;
доказывать значение круговорота веществ для существования жизни на Земле;
Объяснять роль продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте веществ;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания;
устанавливать связи между организмами в экосистеме;
устанавливать взаимосвязи между ростом численности населения и проблемами, которые с ними связаны;
обнаруживать следы загрязнения окружающей среды;
намечать и осуществлять пути преодоления экологического кризиса;
проводить фенологические наблюдения и опыты на пробных площадках;
оценивать состояние среды существования человека в локальных и глобальных границах;
проводить исследования по проблеме, оформлять результаты исследования, защищать проект.

Учащиеся должны иметь представление об:
Экологии как науке, ее методах и значении;
основных формах организации жизни;
экологических факторах и их роли в живой природе;
средообразующей деятельности живых организмов;
самом мощном экологическом факторе – антропогенном;

Курс предполагает различные формы контроля:
выставки изготовленных коллекций, гербариев;
презентации по темам проектов;
исследовательская работа


Содержание курса кружка «Экологическая тропа»
1-й год обучения (34 часа)

Введение 3 ч.
Введение. Знакомство с целями, планом работы кружка. Техника безопасности. Методы работы. Экология- наука о взаимоотношениях организмов и среды их обитания. Предмет экологии. Задачи экологии. Методы экологии..

Биосфера -11 ч.
Биосфера . Границы биосферы. Круговорот веществ и энергии в природе. Практическое занятие . Составление цепей питания. Решение экологических задач. Атмосфера.
Гидросфера. Вода –наша жизнь. Свойства воды.. Вода и люди. Круговорот воды. Источники загрязнения воды. Ресурсы воды. Защита докладов на темы «Реки России». Практическое занятие « Вода, которую я использую». Почва. Свойства почвы. Загрязнение почвы

Энергия-4 ч.
Энергия. АЭС, ГЭС Энергия Солнца. Альтернативные источники энергии. Дискуссия «Как сохранить энергию?» Практическая работа «Энергия, которую я использую»

Биологическое разнообразие-9ч.
Биологическое разнообразие. Растения . Комнатные растения. Лекарственные растения . Редкие , исчезающие растения. Эндемики. Первоцветы. Редкие и исчезающие животные Крыма. Ядовитые растения и животные Крыма. Заповедные территории . Международные организации по охране окружающей среды. Красная книга России.

Мусор.ТБО-2ч.
ТБО.Мусор. Образование отходов. Мусор дома. Жизненный цикл отходов. Вторичная переработка мусора. Сортировка « Вторая жизнь старых вещей».

ЗОЖ – часть экологической культуры- 5 ч.
Покупки .Экологическая маркировка продукции. Здоровый образ жизни – часть экологической культуры. Дискуссия «Здоров – ты! Здорова – планета!» Экскурсия по экологической тропе.

Экскурсии
1.Экскурсия по экологической тропе.

Практические работы:
1.Составление цепей питания. Решение экологических задач
2.Вода, которую я использую
3.Энергия, которую я использую»

Выставка « Вторая жизнь старых вещей».

2-й год обучения
Введение – 2ч.
Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы

Человек и биосфера. Источники и виды загрязнений -10 ч.
Человек и биосфера. Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный. Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный. Взаимосвязь экологии и химии. Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды. Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное). Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК. Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов . Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические). Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения.

Химические элементы в биосфере 12 ч.
Химические элементы и их соединения в биосфере. Биохимические циклы элементов. Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода. Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов. Антропогенные источники тяжелых металлов. Органические вещества в жизни растений, их хемокоммуникационная роль. Органические вещества в жизни животных, их хемокоммуникационная роль. Органические вещества в жизни человека, их хемокоммуникационная роль. Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ(красители, пахучие вещества, ферромоны). Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека. Нефть, уголь и охрана окружающей среды. Решение задач, упражнений с экологическим содержанием.

Экологические проблемы 10 ч.
Экологические проблемы современности. Диоксины. Химическое и биологическое оружие. Проблема радиоактивности окружающей среды. Пестициды. Нитраты. Проблема озонового экрана. Кислотные дожди.

Практические работы:
1.Методы мониторинга воздушной среды. № 1
а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.
б) определение чистоты воздуха по лишайникам.
в) Снег – индикатор чистоты воздуха.
г) определение запыленности воздуха.
д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

2. Методы мониторинга почв:№ 2
а)растения – индикаторы плодородия почв;
б) растения – индикаторы водного режима почв;
в) растения – индикаторы кислотности почв.
г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.
д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу;
е) определение физических свойств почвы, глины;
ж) кислотность почвы и методы ее определения;
з) качественное определение химических элементов в почве и глине;
и) количественное определение химических элементов в почве и глине;

3. Методы мониторинга водных объектов:№ 3
а)Отбор и обработка проб для анализа;
б) Органолептические показатели воды;
в) химические показатели воды;
г) жесткость воды;
д) качественное обнаружение ионов металлов в воде;
е) качественное обнаружение органических веществ в воде.
ж) исследование водопроводной воды

Экскурсии.
Экология родного края
Экскурсия по экологической тропе


3-й год обучения
Введение.-1ч.
Общая экология 4ч.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Приспособление организмов к среде обитания. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности

Экология окружающей местности 14 ч
Цветковые растения различных мест обитания. Экологическая система леса. Экологическая система сада. Экологическая система поля. Экологическая система реки. Экскурсия «Экосистема р.Салгир». Экосистема Черного моря. Экосистема Азовского моря. Экосистема о.Сиваш. Искусственные экосистемы. Мониторинг состояния живой природы.
А) Определение степени деградации лесного фитоценоза.
Б) Определение степени прогрессивности растительности луга

Научно – исследовательская и проектная деятельность -14 ч.
Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка. Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ. Выбор темы исследовательской работы. Сбор и анализ информации. Составление плана работы над проектом. Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование. Оформление исследовательских работ. Экскурсия «Растительность родного края». Сбор материала для создания гербария. Создание мультимедийных презентаций. Защита научно-исследовательских работ


Темы исследовательских работ:

1. Зависимость экологической чистоты сельскохозяйственной продукции
от места размещения приусадебного участка (расстояние от автомобильных и железных дорог).
2. Лечебные свойства глины и минеральной воды.
3. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха парка города.
4. Сосна индикатор экологического неблагополучия детской площадки.
5. О чем расскажет язык.
6. Мониторинг антропогенного воздействия на школьный парк.
7. О чем расскажет язык.
8. Индикаторы на грядке.
9. Цветник
10 Органические вещества в кухонном шкафу.
11. Химический язык насекомых.

Экскурсии:
1, Типы экосистем
2. Экосистема р.Салгир
3.Разнообразие растительности родного края




Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Экологическая тропа».
( 1 год обучения - 1 час в неделю всего 34 часа)

Тема
Количество часов
Экскурсии
Практические занятия

1
Введение
3



2
Биосфера
11

2

3
Энергия
4

1

4
Биологическое разнообразие
9



5
Мусор.ТБО
2



6
ЗОЖ – часть экологической культуры
5
1



итого
34
1
3




Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Экологическая тропа».
( 2год обучения - 1 час в неделю всего 34 часов)

Тема
Количество часов
Экскурсии
Мониторинг

1
Введение
2



2
Человек и биосфера. Источники и виды загрязнений
10
1
3

3
Химические элементы в биосфере
12



4
Экологические проблемы
10
1



итого
34
2
3













Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы кружка
« Экологическая тропа».
( 3год обучения - 1 час в неделю всего 34 часов)

Тема
Количество часов
Экскурсии
Мониторинг

1
Введение
1



2
Общая экология
2



3
Экология окружающей местности
14
3
1

4
Научно – исследовательская и проектная деятельность
14
1



итого
34
4
1







СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения учителей естественно-математического и технологического цикла
№____от «____»______________2016г.
Руководитель МО
_________Петренко Е.В.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Емельяновская СОШ»
_____________Сазонова О.И.
«___»_______________2016




























Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы кружка
« Экологическая тропа».
( 1 год обучения - 1 час в неделю всего 34 часов)

п/п
план
№ п/п
факт
Тема
Общее количество часов
Дата





план.
факт.



Введение 3 ч.




1

Введение. Знакомство с целями, планом работы кружка. Техника безопасности. Методы работы

1
06.09.16


2

Экология- наука о взаимоотношениях организмов и среды их обитания

1
13.09.16


3

Предмет экологии. Задачи экологии. Методы экологии..

1
20.09.16




Биосфера-11 ч.




4

Биосфера . Границы биосферы.

1
27.09.16


5

Круговорот веществ и энергии в природе.

1
04.10.16



6

Практическое занятие . Составление цепей питания. Решение экологических задач

1
11.10.16


7

Атмосфера.

1
18.10.16


8

Гидросфера.

1
25.10.16


9

Вода –наша жизнь. Свойства воды

1
08.11.16


10

Круговорот воды. Ресурсы воды.
1
15.11.16


11

Защита докладов на темы «Реки России»

1
22.11.16


12

Практическое занятие « Вода, которую я использую»

1
29.11.16


13

Почва. Свойства почвы.

1
06.12.16


14

Загрязнение почвы

1
12.12.16




Энергия. -4 ч.




15

Энергия. АЭС, ГЭС Энергия Солнца

1
20.12.16


16

Альтернативные источники энергии
1
27.12.16


17

Дискуссия «Как сохранить энергию?»

1
10.01.17


18

Практическая работа «Энергия, которую я использую»
1
17.01.17




Биологическое разнообразие -9 ч.




19

Биологическое разнообразие.

1
24.01.17


20

Растения . Комнатные растения

1
31.01.17


21

Лекарственные растения

1
07.02.17


22

Редкие , исчезающие растения. Эндемики. Первоцветы.

1
14.02.17


23

Редкие и исчезающие животные Крыма

1
21.02.17


24

Ядовитые растения и животные Крыма.

1
28.02.17


25

Заповедные территории . Международные организации по охране окружающей среды.

1
07.03.17


26

Красная книга России

1
14.03.17


27

Брейн-ринг «Занимательная экология»
1
21.03.17




Мусор. ТБО -2 ч.




28

ТБО.Мусор. Образование отходов. Мусор дома

1
04.04.17


29

Жизненный цикл отходов. Вторичная переработка мусора. Сортировка Выставка « Вторая жизнь старых вещей».Защита плакатов

1
11.04.17




ЗОЖ – часть экологической культуры-5 ч.


30

Покупки .Экологическая маркировка продукции

1
18.04.17


31

Здоровый образ жизни – часть экологической культуры.

1
25.04.17


32

Дискуссия «Здоров – ты! Здорова – планета!»

1
02.05.17


33

Экскурсия по экологической тропе.
1
16.05.17


34

Итоговое занятие
1
23.05.17












Календарно- тематическое планирование дополнительной образовательной программы кружка
« Экологическая тропа».
( 2 год обучения - 1 час в неделю всего 34 часов)


п/п
план.

п/п
факт.
Тема
Общее количество часов
дата





план.
факт.

1.

Введение.
1



2.

Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы.
1





Человек и биосфера. Источники и виды загрязнений 10ч.


3.

Человек и биосфера.
1



4.

Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный.
1



5.

Взаимосвязь экологии и химии.
1



6.

Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды.
1



7.

Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное).
1



8.

Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК.

1



9

Экскурсия «Экология родного края».
1



10.

Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов Мониторинг № 1

1



11.

Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические). Мониторинг № 2
1



12.

Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения. Мониторинг № 3

1





Химические элементы в биосфере 12 ч.



13.

Химические элементы и их соединения в биосфере.
1



14.

Биохимические циклы элементов.
1



15.

Биологическая роль и круговороты важнейших неметаллических элементов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода.
1



16.

Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов.

1



17.

Антропогенные источники тяжелых металлов.
1



18.

Органические вещества в жизни растений, их хемокоммуникационная роль

1



19.

Органические вещества в жизни животных, их хемокоммуникационная роль

1



20.

Органические вещества в жизни человека, их хемокоммуникационная роль
1



21.

Взаимодействие растений и животных посредством органических веществ(красители, пахучие вещества, ферромоны).
1



22.

Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека.
1



23.

Нефть, уголь и охрана окружающей среды.
1



24.

Решение задач, упражнений с экологическим содержанием.
1





Экологические проблемы 10 ч.




25.

Экологические проблемы современности.
1



26.

Диоксины.
1



27.

Химическое и биологическое оружие.
1



28.

Проблема радиоактивности окружающей среды.
1



29

Пестициды.
1



30

Нитраты.
1



31

Проблема озонового экрана.
1



32.

Кислотные дожди.
1



33

Экскурсия по экологической тропе
1



34

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка.
1





Итого:34 часа
34





Темы практических работ:


1
Методы мониторинга воздушной среды. № 1
а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.
б) определение чистоты воздуха по лишайникам.
в) Снег – индикатор чистоты воздуха.
г) определение запыленности воздуха.
д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.


2
Методы мониторинга почв:№ 2
а)растения – индикаторы плодородия почв;
б) растения – индикаторы водного режима почв;
в) растения – индикаторы кислотности почв.
г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.
д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу;
е) определение физических свойств почвы, глины;
ж) кислотность почвы и методы ее определения;
з) качественное определение химических элементов в почве и глине;
и) количественное определение химических элементов в почве и глине;


3
Методы мониторинга водных объектов:№ 3
а)Отбор и обработка проб для анализа;
б) Органолептические показатели воды;
в) химические показатели воды;
г) жесткость воды;
д) качественное обнаружение ионов металлов в воде;
е) качественное обнаружение органических веществ в воде.
ж) исследование водопроводной воды.



Экскурсии.


1
Экология родного края


2
Экскурсия по экологической тропе



Итого:2




Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы кружка « Экологическая тропа».
( 3 год обучения - 1час в неделю всего 34 часов)



п/п
план

п/п
факт

Тема
Общее количество часов
Дата





план
факт

1.

Введение.
1





Общая экология 4ч.




2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды
1



3

Приспособление организмов к среде обитания.
1



4

Законы организации экосистем.
1



5

Законы биологической продуктивности
1





Экология окружающей местности 14 ч.



6

Экскурсия «Экология родного края»
1



7-8

Цветковые растения различных мест обитания.
2



9

Создание и
защита презентаций « Цветковые растения»
1



10

Экскурсия «Типы экосистем»
1



11

Экологическая система леса.
1



12

Экологическая система сада.
1



13

Экологическая система поля.
1



14

Экологическая система реки.
1



15

Экскурсия «Экосистема р.Салгир»
1



16

Экосистема Черного моря
1



17

Экосистема Азовского моря
1



18

Экосистема о.Сиваш
1



19

Искусственные экосистемы.
1



20

Мониторинг состояния живой природы.
А) Определение степени деградации лесного фитоценоза.
Б) Определение степени прогрессивности растительности луга.
1





Научно – исследовательская и проектная деятельность -14 ч.


21

Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка.
1



22

Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ.
1



23

Выбор темы исследовательской работы.
1



24

Сбор и анализ информации.
1



25

Составление плана работы над проектом.
1



26-27

Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование.
2



28

Оформление исследовательских работ.
1



29

Экскурсия «Растительность родного края». Сбор материала для создания гербария.
1



30-31

Создание мультимедийных презентаций.
2



32-
33

Защита научно-исследовательских работ
2



34

Подведение итогов работы кружка
1





Итого :34



Темы исследовательских работ:

1. Зависимость экологической чистоты сельскохозяйственной продукции
от места размещения приусадебного участка (расстояние от автомобильных и железных дорог).
2. Лечебные свойства глины и минеральной воды.
3. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха парка города.
4. Сосна индикатор экологического неблагополучия детской площадки.
5. О чем расскажет язык.
6. Мониторинг антропогенного воздействия на школьный парк.
7. О чем расскажет язык.
8. Индикаторы на грядке.
9. Цветник
10 Органические вещества в кухонном шкафу.
11. Химический язык насекомых.

Экскурсии:
1, Типы экосистем
2. Экосистема р.Салгир
3.Разнообразие растительности родного края








13PAGE 15




13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Заголовок 115