Урок развития критического мышления Как красота спасла березку


Урок развития критического мышления
«Как красота спасла березку»
Цели урока: учить детей критически мыслить, высказывать свои мысли,
развивать речь детей, наблюдательность, любознательность,
обогащать словарный запас детей;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, жела-
ние больше узнать про окружающий мир, учить любоваться красотой природы.
Материал: иллюстрации с изображением осени, березки в разное время
года, «письмо» от Солнышка, карточки и осенние листья для
организации групповой работы, рисунки детей на осеннюю
тематику.
Ход урока:
Организация класса.
Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок – урок красоты. На этом уроке мы будем учиться видеть и понимать красоту.
3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте сказку. Жил-был на небе царь Солнце. И было у него четверо детей: Зима, Весна, Лето , Осень. Сам он никогда не спускался на Землю, а посылал к людям своих дочек. И вот послал он Осень- красавицу. (Входит Осень.) Но люди за работой не заметили ее красоты.
И поэтому царь прислал письмо. Вот оно (показывает конверт). А в нем листья – желтое, зеленое, сухое, красное. Удивительно, но царь ничего не написал.
- Что он хотел написать? Как вы думаете?
( Осень разукрасила листья на деревьях. Все деревья стоят нарядные. Листья на деревьях разноцветные: одни – желтые, вторые – красные. На некоторых деревьях листья уже облетели, завяли. Но есть еще деревья , на которых зеленые листочки. )
- Все-таки это письмо – обращение к школьникам:
Я хочу, чтоб ярким цветом
Одарила вас природа,
Чтоб было так не только летом,
А в осенний и в зимний час.
Я хочу, чтоб красоту природы
Люди сердцем понимать могли,
Чтоб любили ее, ценили
И во все времена берегли.


- Какие строки главные в этом стихотворении и могут быт девизом нашего урока?
КРАСОТУ РОДНОЙ ПРИРОДЫ СЕРДЦЕМ ПОНИМАТЬ УЧИСЬ!

4. Составление ассоциативного куста.
дела природа внешность

доброта КРАСОТА одежда

слова поступки поведение

5.Загадка.
С какого дерева этот листочек? ( С березы)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
- Какие слова помогли угадать загадку?
Удивительна судьба у березки. В природе она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. ПРЕКРАСНЫЕ СЛОВА СКАЗАНЫ ПОЭТАМИ О БЕРЕЗЕ. Послушайте стихотворение А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
- Почему автор пишет « березку русскую» ? Береза – это символ России, потому что в России растет очень много березок.
Есть у русского народа такая традиция. На православный праздник – Троицу в Храмах, церквях украшают иконы веточками березы, у алтаря ставят украшенную березку, люди держат в руках веточки берез или цветы. Троица без березки – все равно что Рождество без
елки.


Считалось, что дерево «не обидится», если его срубить с любовью во имя такого большого праздника. В эти дни березку наряжают, поют ей песни, водят хороводы.
- А какое дерево символ Украины? (Верба, калина)
Но у нас тоже растут березки, и мы тоже ими любуемся. Где бы ни росла русская березка, везде люди ею любуются. Березка – это еще и символ молодости, прекрасного, поэтического. Милая, простая, вечно юная березка. Сегодня на уроке мы поговорим об этом прекрасном дереве.

6. Сообщение интересной информации о березке.
Береза не только красивое дерево, но и очень полезное.
Старинная народная загадка гласит:
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое - больным на здоровье,
Второе – людям колодец,
Третье – от тьмы свет,
Четвертое – дряхлым пеленанье.
- И все это про березу, потому что она несет людям много пользы.
* * * Больным береза дает лекарства, которые делают из ее почек.
Да и попариться в бане березовым веником – всем хворям конец.
* * * Утолить жажду, как из колодца, можно березовым соком. Только не забыть потом замазать ранку глиной, чтобы дерево не болело.
* * * Березовой лучиной в старину освещали жилище. И печь топили звонкими березовыми дровами: и жара, и света много.
* * * А кто слышал, как пищит и скрипит не подмазанная телега? Никто, наверное. И телег-то теперь нет.
А раньше бывало, не помазанную телегу за версту было слышно: пищит, скрипит Вот и смазывали колеса березовым
дёгтем.
* * * Не все перечислено в загадке. И еще прочная березовая древе- сина шла на изготовление мебели. Берестой сохраняли жилье от сырости. Из бересты делали украшения, обувь, посуду.





ФИЗМИНУТКА
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Земле родной поклонитесь.
И до солнца потянитесь,
Листочком покружитесь.
Раз присядьте, два присядьте,
И за парты тихо сядьте.
7. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня мы будем читать рассказ « Как красота спасла березку».
- Может ли красота что-нибудь спасти.
Мы будем говорить о красоте доброй. Когда смотришь на что-нибудь красивое и на душе становится легче, радостней.

8. Нарушенная последовательность.
1. Не давал он маленьким деревцам вырасти. 3
2. Через несколько лет березки подросли, уничтожили 5
весь бурьян.
3. Однажды посадили большой новый лес. 1
4. Лесник посоветовал посадить березки. 4
5. Росли саженцы медленно, а бурьян быстро. 2

9. Чтение и обсуждение рассказа.
- Что нового узнали о березке?
- Для чего посадили березку в лесу?
- Почему ее собирались срубить?

10. ЭССЭ
- Придумайте продолжение рассказа. У вас на партах лежат листочки. Это ваши карточки-помощники.
- С каким настроением вы писали продолжение рассказа?
- Какие чувства вызвала у вас красота березки?
11. Итог.
- Но где бы ни росла березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, словно невеста, и ветерок шелестит ее ветвями. Благодатный дождик поливает ее. Живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на лесную красавицу! Это же наша Родина, гордыми и светлыми очами смотрит в мир! И будет стоять вечно, как наш народ, как наша земля! Все мы должны быть добрыми, чтобы сохранить эту красоту.

Как красота спасла березку

Однажды посадили большой новый лес: дубы, липы, клены. Росли саженцы медленно, а бурьян между ними – быстро. Не давал он малень- ким деревцам вырасти. Не знали люди как от бурьяна избавиться. Старый лесник посоветовал посадить между деревьев березки. Они растут быстро и уничтожают бурьян, так как оставляют его без солнца. Так и сделали.
Через несколько лет березки подросли, уничтожили почти весь бурьян, но и другим деревьям не давали расти, затеняли их. Решили тогда люди срубать все березки.
Был ясный, солнечный день. Послали в лес бригаду лесорубов. Березки с белыми стволами, золотистыми листочками на фоне ярко-синего неба были такими красивыми! Остановились лесорубы, замерли от красоты. Не поднялась рука стопором совершить расправу над деревьями. Сообразили лесорубы, что можно другие деревца пересадить на другие участки.
До сих пор растет белокурая березовая роща, даря людям наслаждение.



13 EMBED Word.Document.8 \s 141513 EMBED Word.Document.8 \s 1415
15