Технологическая карта урока по экологии Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере


Технологическая карта урока по экологии в соответствии с ФГОС по теме: «Биосфера»
Преподаватель
Назимова Любовь Георгиевна,
учитель химии и биологии, «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ», г.КяхтаПредмет Экология
Группа Продавец, контролер-кассир
Дата 02.02.2017 года
Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Технология построения урока Информационно-коммуникативная и проблемная технологии
Тема урока Биосфера
Цель урока Сформировать у обучающихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах их определяющих.
Образовательные: Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе. Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.
Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере.
Воспитательные: Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах. Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Основные термины, понятия Биосфера. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела
Оборудование Мультимедийная презентация, компьютер, учебник, сообщения обучающихсяОформление доски:
“…Сейчас в ней происходит бурный рассвет.Мы знаем только малую частичку этой непонятной,неясной, всеобъемлющей загадки…”.
В. И. Вернадский
Хо Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМотивация
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Актуализация знаний и проблемной ситуации.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Включение обучающихся в учебную деятельность через высказывание писателей и ученых
Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.
- О чём идёт речь?
- Я приветствую вас и гостей на уроке экологии по теме “Биосфера”.
-Где вы встречались с этим словом? Что входит в понятие “биосфера”? Перед вами слова профессора Н.Ф. Виноградовой, взятые из книги “Глобальная экология”.
Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса.
Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу?

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?
- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о биосфере.
ЗНАЮ ИЗУЧИТЬ
- оболочки Земли; - границы биосферы;
- состав атмосферы; - состав биосферы;
- биосфера. - функции биосферы.
- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы).
- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:
“ Мне необходимо разобраться самому,а чтобы разобраться самому,надо думать сообща”.
- А знает ли вы, что можно добывать руды, не нарушая ландшафт, с помощью биотехнологии. В скважину, пробуренную к рудному пласту, закачивают раствор с бактериями, способными накапливать в своём теле добываемый металл.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Сообщение о В.И.ВернадскомОбучающиеся отвечают на предложенные вопросы и задания
Построение проекта выхода из затруднения


Валеологический компонент.
- Сделайте предположение о пределах жизни в биосфере.
- Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу.
- Можно ли этот раствор с бактериями закачивать на бесконечную глубину в литосферу? Должны знать пределы, т.е. факторы, определяющие границы биосферы.
По схеме №1, предложенной вам, сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы (на столах схема).
Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете.
(Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей Обучающиеся смотрят презентацию, фиксируют важные моменты в тетради, записывают определения новых понятий.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Этап рефлексии учебной деятельности
Этап подведения итогов учебного занятия



Домашнее задание: - Атмосфера наполнена газами, в недрах Земли – полезные ископаемые.
- Как образовались газы атмосферы, каменный уголь, нефть, почва? Что составляет биосферу т. е. её компоненты?
Предлагаю вам найти ответ Биосфера включает: живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы), косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы), биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).-Итак, каковы же основные компоненты биосферы?
- Зная состав, строение, что ещё необходимо знать о живом веществе биосферы?
- Живое вещество биосферы выполняет несколько функций. Какие же это функции?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю заполнить таблицу
«Биосфера – это сфера, где живые все живут:
и микробы, рыбы, птицы.
Дышат, двигаются, растут
От простейших и до высших,
Всем хватает места там,
Самый главный в сфере житель –Это ты, человек
Сделай жизнь прекрасней, чище, не на год, а на век!»
Сделать вывод, сформулировать главную мысль урока.

Итоги урока. Комментарий учителя, поощрение наиболее активных обучающихся. Выставление оценок.
Письменная самостоятельная работа по заполнению таблицы, используя материал презентации и учебник. Комментируют интересные моменты.
Сообщение об экологии Байкала
Выполнение теста.
Самооценка обучающегося по достижению цели урока.
Участвуют в подведении итогов урока.
Схема1