Подготовка учащихся в рамках предмета «Мировая художественная культура» к сдаче ЕГЭ по гуманитарным предметам


Районная секция учителей МХК
от 26.03.2012
Тема: «Подготовка учащихся в рамках предмета
«Мировая художественная культура» к сдаче ЕГЭ
по гуманитарным предметам»
Сообщение учителя МБОУ «СОШ № 63 с углубленным изучением отдельных предметов» Суворкиной Елены Николаевны
о составлении комплекта билетов по МХК
для итоговой аттестации в 9 классе (базовый уровень)
Приобщение учащихся к шедеврам мирового искусства – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственность всех предметов гуманитарно-художественного направления. 11 класс средней (полной) школы рассматривается как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который систематизирует знания, полученные ранее на уроках по искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе, истории. Предмет МХК способствует саморазвитию и личностному самоопределению учащихся старших классов, формирует их целенаправленную познавательную деятельность. Он ориентирован на удовлетворение потребности старших школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом аспекте.
Фундамент решения этих перспективных задач закладывается при изучении курса МХК в 8 – 9 классе. Материал программы Л.А. Рапацкой в 9 классе ориентирует учащихся на развитие потребностей общения с искусством, знакомит с развитием человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества. Предмет МХК в 9 классе пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, формирует потребности в различных способах творческой деятельности с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
По окончании 9 класса школьники:
осознают явления художественной культуры разных народов и место в ней отечественного искусства;
воспринимают эстетические ценности, проводят сравнение и обобщение, используя соответствующую терминологию;
ориентируются в культурном многообразии окружающей действительности;
высказывают мнение о достоинствах произведений искусства, видят ассоциативные связи и осознают их роль в творческой, исполнительской деятельности.
Цель составления комплекта билетов для итоговой аттестации по предмету МХК в 9 классе (базовый уровень) – проверить объем знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями гуманитарно-эстетического образования и сформировать ключевые образовательные компетенции, которые помогут учащимся 11 класса сдать предмет МХК в форме ЕГЭ.
Базовый уровень (1 час в неделю) изучения МХК соответствует Требованиям стандарта и ориентирует ученика на изложение основных содержательных линий курса. Экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Всего 25 билетов (см. Приложение).
Первый вопрос билета носит обобщенный характер. Он позволяет выявить уровень знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях.
Второй вопрос комплекта билетов носит конкретный характер и позволяет выявить знание жанров и видов искусства, направлений и стилей мировой художественной культуры, ее конкретных шедевров.
Третий вопрос составлен с акцентом на опыт творческой деятельности учащихся. Он призван выявить умение анализировать произведения искусства, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, узнавать и соотносить произведения с определенной эпохой, стилем, направлением.
Структура анализа художественного произведения
Автор, название, год, век создания.
Вид и жанр искусства.
Принадлежность к художественному стилю или направлению.
Особенности средств выразительности в содержании произведения.
Ценность данного произведения в мировом художественном наследии.
В процессе педагогической деятельности Суворкиной Е.Н. в МБОУ «СОШ № 63 с углубленным изучением отдельных предметов» определились трудности в подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации:
вопросы по теории искусства и терминологии;
особенности идеологии периодов художественной культуры;
характерные черты творчества композиторов;
анализ музыкальных произведений;
аргументация собственной эстетической оценки.
Критерии оценки ответов выпускника
понимание вопросов экзаменационных билетов и соответствие содержания ответов поставленным проблемам;
привлечение необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений для ответа на вопросы;
аргументированность суждений, убедительность доказательств и обоснованность выводов;
умение анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох и конкретные шедевры;
использование необходимых искусствоведческих терминов и понятий;
ясность и точность изложения, речевая грамотность.