Рабочая программа учебного курса мировая художественная культура для 11 класса

МОУ СЕМИБРАТОВСКАЯ СОШ





УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы Зам. Директора по УР на заседании МО
___________/_С.Д.Крылова ________/_________ ______/_________
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.



Рабочая программа учебного курса
мировая художественная культура
для 11 класса
на 2016/2017 учебный год


Учитель: Курочкина Светлана Владимировна, учитель истории высшей категории



2016


Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе составлена на основе нормативных документов:
Конституция РФ.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)
БУП – 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. МХК.
Письмо Департамента образования Ярославской области «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017 учебном году»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и реализации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986) .
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с изменениями на 26 января 2016 года;
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в ОУ в 2016/2017 учебном году
Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования").
Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».
Письмо департамента образования Ярославской области «О примерных основных образовательных программах»
Письмо Департамента образования Ярославской области «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2016 / 2017 учебном году».
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004г.).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (профильный уровень).
Методическое письмо о преподавании образовательной области «Искусство». Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, В. Г. Горяев, М. А. Фоминова, А. В. Копылова, В. Ф. Реут Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Мировая художественная культура.
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Положение о рабочей программе учителя МОУ Семибратовская СОШ

Место предмета в базисном учебном плане
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и не тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы на уроке являются основными.
Цель курса
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»



Учебно-методический комплекс
Программа
Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2011год.

Учебник
Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень.11кл.: учебник. / Г.И. Данилова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2011.

Учебно-методические пособия для учителя
Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2012год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2012. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2012.

Дидактические материалы
Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2009.
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»


Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля: устное сообщение, реферат, проект, тестирование.
Количество часов – 34 (1 раз в неделю), контрольные – 1 час, защита презентаций – 1час
Литература для учителя
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2012.
2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2009.
3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2011.
4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2011.

Литература для обучающегося
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2012.
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: 7. Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
Литература
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.

РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МХК 11 КЛАСС
Дата
план

п/п

урока
Тема урока (Количество часов)
Тип урока
Элементы содержания
Цель урока
Требования к уровню подготовки учащихся. Компетенции.
Основные понятия
Информационная поддержка
Домашнее задание
Опыт творческой деятельности.

Дата
факт







1
2
3
4
5
6
7

I ПОЛУГОДИЕ(16ч) Раздел 1. Художественная культура НОВОГО ВРЕМЕНИ (21 ч)

1
1

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIIIвв. Художественная культура барокко (1ч) Урок-лекция.
Стиль, художественное направление и художест-венное течение в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.
Художественная культура Нового времени - многообразие, взаимопроникновение и обогощение художественных стилей (барокко, рококо, классицизм).
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия

Дать представление о стилевом многообразии искусства 17-18 вв.
Знать и различать искусствоведческие термины «стиль», «направление», «течение»; названия и краткую характеристику новых стилей. Уметь составлять тезисы и план прочитанного; оформлять информацию в виде таблицы
Художественный стиль, художествен. направление, художественное течение, барокко, рококо, классицизм


м/медия
иллюстрации по теме.
Гл.1
Заполнить таблицу
(в тетради)
Вопросы и задания
на с.13

2
2

Архитектура барокко (1ч) Урок-исследование.
Характерные черты барочной архитектуры, соотнесение их с эпохой Возрождения как отличительный признак художественной культуры. Шедевры итальянского барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Творчество Лоренцо Бернини (площадь Святого Петра). Архитектура Петербурга и его окресностей. Творения Ф.Б. Растрелли в Санкт- Петербурге (Зимний дворец, Собор Смольного монастыря).

Познакомить со стилем барокко в архитектуре
Знать характерные черты архитектуры барокко, шедевры итальянского и русского барокко. Уметь описывать архитектурные произведения по плану
Ризалит,
Л. Бернини «Площадь перед собором Святого Петра»;
Б. Растрелли «Зимний дворец», «Екатериненский дворец», «Собор Смольного монастыря»
м/медия
иллюстрации по теме.
Гл.2

Индивидуальное задание: подготовить выступление о выдающихся художниках барокко


3
3

Изобразительное искусство барокко(1ч)
Урок-вернисаж.
Основная тематика и художественное воплощение изобразительного искусства барокко.
Творчество П.П.Рубенса - пафос грандиозности. Скульптурные шедевры Л. Бернини.


Постижение особенностей стиля барокко в изобразительном искусстве
Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику.
Уметь определять художественные произведения барокко по характерным особенностям
Картина-аллегория,
П. Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Союз воды и земли»
Л.Бернини «Давид»,«Фонтан четырех рек»
Иллюстрации по теме.
м/медия
Гл. 3

Индивидуальное задание: презентация творчества голландских художников 17-18вв.

4
4

Реалистические тенденции в живописи Голландии(1ч) Урок-экспедиция
Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта вершина психологического реализма.
Великие мастера голландской живописи.
Постижение многообразия жанров голландской живописи . Знакомство с творчеством Рембрандта
Знать многообразие жанров и представителей голландской реалистичной живописи. Уметь пользоваться литературой, картами, таблицами, схемами
жанры: натюрморт, пейзаж, бытовой
Рембрандт Автопортреты, «Портрет старушки»
П.деХох«Хозяйка и служанка, П. Клас «Завтрак»,
Якоб Рейсдал «Болото»
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 4
Заполнить таблицу
(в тетради)

Индивидуальное задание: используя справочную литературу, провести самостоятельную исследовательскую работу по отбору информации на тему: «Музыкальная культура барокко»

5
5

Музыкальная культура барокко (1ч)
Урок-консультация.
Характерные черты музыкальной культуры барокко, ее отличие от музыки эпохи Возрождения Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Русская музыка барокко

Постижение особенностей стиля барокко в музыкальном искусстве
Знать шедевры музыкальной культуры барокко
Уметь развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию;
Опера, фуга,духовная органная музыка, партесное пение, И. Бах «Страсти по Матфею»,
А.Вивальди «Времена года»
иллюстрации по теме.
Гл.5
Прочитать дополнительный материал в учебнике.


6
6

Обобщение по теме: «Художественная культура барокко » (1ч)
Урок обобщения и контроля ЗУН
- Тест «Художественная культура барокко»
- Дискуссия: «Барокко и современность». Содержание и конфликт художественного стиля. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления.

Обобщить и закрепить полученные знания


Знать шедевры мировой художественной культуры барокко. Уметь перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью; сопоставлять особенности художественного воплощения в произведениях искусства


Тест
Подготовить фотовернисаж на тему: «Дыханье барокко в нашем городе».

7
7

Художественная культура классицизма и рококо(1ч) Урок-лекция.
Эстетика классицизма: ориентация на классические достижения Античности и гуманистические идеалы Возрождения, понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводится организующая роль.
Ампир: идея величия и могущества империи, нашедшая воплощение в архитектурных сооружениях.
Рококо, сентиментализм и их идеалы.

Дальнейшее формирование понятий стиля и направлений в изобразительном искусстве.
Знать особенности и характерные черты изученных художественных стилей. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
Классицизм, ампир, рококо, сентиментализм, рокайли, маскароны
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 6
Заполнить таблицу
(в тетради)



8
8

Классицизм в архитектуре Западной Европы (1ч) Урок-путешествие.
Характерные черты архитектуры классицизма. Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков (прогулка по Версалю).
Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа.


Познакомить со стилем «классицизм» в архитектуре Западной Европы
Знать характерные черты архитектуры классицизма
Уметь анализировать произведения архитектуры с точки зрения их художественной ценности
Неоклассицизм,
дворец и парки Версаля, площадь Согласия в Париже
м/медия, иллюстрации по теме.

Гл.7
Разработать маршрут заочной экскурсии по Версалю.

Индивидуальное задание:подготовить сообщение для одноклассников о художниках классицизма и рококо


9
9

Изобразительное искусство классицизма и рококо (1ч) Круглый стол.
Никола Пуссен основоположник классицизма в живописи.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо
Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец»
Выявить значение классицизма, рококо в системе изобразительного искусства Западной Европы
Знать характерные черты и шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо
Уметь находить сходные и различные черты художественных стилей в живописи
Н.Пуссен«Аркадские пастухи


м/медия, иллюстрации по теме.

Гл. 8
Индивидуальное задание: рефераты по персоналиям Гайдна Моцарта, Бетховена



1
10

Композиторы Венской классической школы(1ч) Урок-беседа с опорой на знания учащихся.
Музыка венской классической школы высшее достичение эстетики классицизма.Формирование классических жанров и принципов симфонизма.
Классический симфонизм Гайдна
Музыкальный мир Моцарта
«Музыка, высекающая огонь из людских сердец».Л. ван Бетховен

Расширить систему знаний о представителях венской классической школы и их музыкальных шедеврах
Знать разнообразие наследия Венской классической школы Уметь аргументировать собственную точку зрения, операясь на ранее полученные знания
Симфония, менуэт, скрецо, рондо, рефрен, В. Моцарт «Свадьба Фигаро»,«Волшеб-ная флейта», «Реквием»,
Л. ван Бетховен «Героическая симфония», «Лунная соната»

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 9
Подготовить программу концерта классической музыки.



2
11

Театральное искусство XVII – XVIII вв.(1ч)
Урок - лекция
Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.
Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер - создатель классической комедии, бытописатель нравов общества.
Пути развития русского драматического театра.

Дать представление об особенностях театрального искусства ХVII-ХVШвв.
Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв.
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
Театр народной драмы, театр «охотничьих комедиантов», театр крепостных крестьян
м/медия, иллюстрации по теме.

Индивидуальное задание: подготовить презентацию для одноклассников об архитектурных шедеврах классицизма Петербурга и
Москвы

3
12

Шедевры классицизма в архитектуре России (1ч) Урок-экскурсия.
Архитектурные концепции русского классицизма в истории мирового зодчества. «Строгий, стройный вид» Петербурга. «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков) - национальные варианты классицизма.
Познакомить с особенностями и значением произведений русского классицизма в мировом зодчестве.




Знать шедевры классицизма в архитектуре России. Уметь проводить стилистический анализ, определять характерные особенности стиля Архитектурный театр, бельведер, К.Росси Алексан-дрийский театр,
О.Монферан Исаакиевский собор, Д. Трезини Здание двенадцати коллегий,
А.Захаров Адмилартейство
А.Воронихин Казанский собор

В.Баженов Паншков дом,
М.Казаков Петровский дворец
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.10
Совершить прогулку по г. Саранску и определить здания, выполненные в стиле классицизма. Подготовить фото выставку.

4
13

Искусство русского портрета (1ч)
Урок -вернисаж
У истоков портретного искусства. Шедевры
русских портретистов Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского.
Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский
Знакомство с произведениями русского портретного искусства 18 в.
Знать шедевры русских портретистов
Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой
Ф. Рокотов «Портрет
А. Струйской»; Д.Левицкий «Портрет П. Демидова», В.Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.11
Написать сочинение-эссе на тему: «Взгляд сквозь века: портрет-художник-зритель»

5
14

Неоклассицизм и академизм в живописи
(1ч) Урок исследование
Видоизменения классицизма в неоклассицизме и его течениях.
Ж. Л. Давид основоположник неоклассицизма. Творчество К. П. Брюллова. Художественные открытия А. А. Иванова
Выявить характерные черты неоклассицизма и академизма в живописи Западной Европы и России.
Знать характерные черты живописи неоклассицизма и академизма.Уметь проводить исследова-тельскую работу Ж.Давид«Клятва Горациев, К.Брюллов «Последний день Помпеи»,
А.Иванов «Явление Христа народу»
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.12
Заполнить таблицу
(в тетради)

6
15

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка (1ч) Урок- консультация
Глинка основоположник русской музыкальной классики. Рождение русской национальной оперы.
Постижение системы знаний о зарождении русской музыкальной классики
Знать особенности и своеобразие русской классической музыки.
Уметь воспринимать музыкальные произведения; выступать перед аудиторией
М.Глинка «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская»

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.15
Подготовить программу концерта русской классической музыки.



7
16

Обобщение по теме: «Художественная культура классицизма и рококо» (1ч)
Урок обобщения и контроля ЗУН
-Тест «Художественная культура классицизма и рококо»
- Дискуссия на тему: «Классика на все времена»
Выявление характерных черт, общности и различий классицизма, неоклассицизма в творчестве художиков XVII – XVIII вв. Поиск образов классицизма в искусстве последующих эпох и их интерпретация.

Продолжить формировать навыки критического мышления, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Знать особенности средневековых культур разных стран и регионов.
Уметь анализировать произведения, особенности их языка и соотносить их со стилями; пользоваться искусствоведческими терминами; самостоятельно делать выводы

м/медия, иллюстрации по теме.
Тест
Прочитать дополнительный материал в учебнике.



II ПОЛУГОДИЕ (18 ч)

1
17

Художественная культура романтизма: живопись (1ч) Урок-лекция
История происхождения термина «романтизм» (определение этого понятия в широком и узком смысле) Эстетика романтизма. Значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран.
Живопись романтизма. Черты характера романтического героя и его взаимоотношения с окружающим миром в творчестве Э.Делакруа, Ф. Гойя, О.Кипренского.
Пейзажная живопись романтизма ( пейзажи-очарования, пейзажи-катастрофы): К.Фридрих, И.Айвазовский
Формировать понятие о направление «романтизм» и его особенностях
Знать особенности художественного направления, шедевры изобразительного искусства романтизма Уметь анализировать содержание и конфликт художественного стиля
Романтизм,Э.Делакруа«Сво-
бода, ведущая народ»Ф.Гойя «Растрел повстанцев»;
О. Кипренский «Портер Е.В. Давыдова», И.Айвазовский «Девятый вал»
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.13
Написать сочинение-эссе на тему: «Характерные черты романтических героев в произведениях искусства 19в.»
Индивидуальное задание: подготовить презентацию для одноклассников о компазиторах романтизма

2
18

Романтический идеал и его отражение в музыке (1ч) Комбинированный урок
Романтизм в западноевропейской музыке
Р. Вагнер реформатор оперного жанра
Русская музыка романтизма
Познакомить с особенностями и своеобразием романтизма в музыкальном искусстве 19в.
Знать наиболее значимые шедевры романтизма в западноевропейской и русской музыке
Уметь воспринимать музыкальные произведения
Ф.Шуберт «Лесной царь», Лист «Мыслитель»,
Р. Вагнер«Кольцо Нибелунга»

А.Даргомыжский «Русалка»


м/медия, иллюстрации по теме.

Гл. 14
Заполнить таблицу
в тетради

3
19

Реализм направление в искусстве второй половины XIX века (1ч) Урок-лекция
Реализм: эволюция понятия. Художественные принципы реалистического искусства. Эстетика реализма и натурализма. Реализм и романтизм их связь и отличие.

Постижение особенностей реализма как художественного направлениях
Знать художественные принципы реалистического искусства Уметь определять стилевые особенности произведений
Реализм, натурализм
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.16
Подготовить слайд-шоу произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни простых людей.


4
20

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма (1ч)
Комбинированный урок
Картины жизни в творчестве Г. Курбе
История и реальность в творчестве О. Домье

Дать представление об особенностях западноевропейс-кой живописи реализма
Знать примеры западноевропейской живописи реализма
Уметь работать с текстами; воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа.
Г. Курбе «Дробильщики камня», «Веяльщицы»
О. Домье «Улица Транснонен»

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 17
Подготовиться к семинару. Распределить темы.

5
21

Русские художники-передвижники (1ч) Урок -семинар
Общество передвижных выставок. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве художников-передвижников. Реалистическая живопись И.Репина и В.Сурикова.
Знакомство с социальной тематикой в русской живописи реализма
Знать шедевры русской живописи реализма
Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа.
И.Крамской «Мина Моисеев», В. Перов «Проводы покойника», И.Левитан «Владимирка»,И. Репин «Бурлаки на Волге»,
В.Суриков «Утро стрелецкой казни»

м/медия, иллюстрации по темам.
Гл. 18
вопрсы и задания на стр. 207

6
22

Развитие русской музыки во второй половине XIX века(1ч) Урок исследевание
Русская музыка XIX века блистательная эпоха формирования национальной композиторской и исполнительской школы. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.
«Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского
Проанализировать особенности развития русской музыки во второй половине XIX века
Знать ведущих композиторов 19в, и их произведения
Уметь прочитывать информацию, заключенную в музыкальном произведении
М.Балакирев,
А.Бородин «Князь Игорь»,
М. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»,
Н.Римский-Корсаков «Садко»,
П.Чайковский «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Времена года»

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 19
Заполнить таблицу
(в тетради)

7
23

Обобщение по теме: «Художественная культура начала и второй половины XIX в.»
Урок обобщения и контроля ЗУН
- Тест «Искусство романтизма и реализма»
- Сравнительная характеристика произведений искусства художественных стилей романтизма и реализма
- Дискуссия на тему: «Реализм без границ». Соотношение искусства и реальной жизни. Роль художественного языка в искусстве.
Обобщить и закрепить полученные знания
Знать особенности романтизма и реализма примеры произверений данных художественных стилей Уметь анализировагь и давать художественную оценку произведениям искусства; участвовать в обсуждении содержания выразительных средств художественного произведения.
м/медия, иллюстрации по темам.
Тест
Самостоятельно найти в дополнительной литературе
информациию на
тему: «Импрессио-
низм и постимпрес-
сионизм в живописи


Раздел 2. Художественная культура конца XIXXX вв.

8
24


Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи (1ч) Проблемный урок.
Время «неслыханых перемен». Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству.
Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности. Художественные искания импрессионистов - поиски новых путей в живописи.Соратники и единомышленники Э. Мане. Пейзажи впечатления К. Моне. Повседневная жизнь человека в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.
Последователи импрессионистов постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена
Раскрыть особенности живописи импрессионизма и постимпрессионизма
Знать особенности художественного направления, шедевры изобразительного искусства импрессионизма и постимпрессионизма Уметь устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск, отбор и обработку информации по проблематике вопроса
Импрессионизм, постимп-рессионизм,пленэр,Э.Мане
«Завтрак на траве»,К.Моне
«Впечатление. Восход солнца», Э. Дега «Голубые танцовщицы», О.Ренуар Портрет Жанны Самари, К.Коровин«Париж. Бульвар Капуцинок», И.Грабарь «Февральская лазурь», П.Сезанн«Персики и груши, В.Ван Гог«Звёздная ночь», П.Гоген«Таитянки»
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.20
Проанализировать стихотворение «Импрессионализм» О.Э.Мандельштама

9
25

Формирование стиля модерн в европейском искусстве (1ч) Урок- лекция.
Модерн - «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Характерные особенности модерна в различных видах искусства. Модерн в архитектуре В. Орта. Архитектурные шедевры
А. Гауди. Модерн Ф. О. Шехтеля
Постижение особенности стиля «модерн»
Знать особенности художественного стиля
Уметь узнавать изученные произведения
Модерн,функциональность
В. Орта « Дом Сольвей», А.Гауди «Собор Саграда Фамилия», Ф. Шехтель здание Ярославского вокзала Московского художественно
го театра

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 21
Подготовить фотовернисаж на тему «Модерн в нашем городе».
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о символизме в литературе.

10
26

Символ и миф в живописи и музыке (1ч)
Урок- семинар.
Художественные принципы символизма.
«Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля(цикл «Демон»).
Символ и миф в музыкальном мире А. Н. Скрябина («Прометей»).
Проанализировать своеобразие
символизма
Знать особенности и примеры произведений
символизма в живописи и музыке. Уметь воспринимать произведение искусства, смысл художественного образа.
Мир фантасмагорий, символизм,
М.Врубель цикл «Демон»,
А.Скрябин «Прометей».

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.22


1
27

Художественные течения модернизма в живописи XXв. (1ч) Урок-вернисаж
Разнообразие художественных течений
модернизма в живописи XXв.
Фовизм А. Матисса: идиллическая мечта о
«золотом веке» человечества
Кубизм П. Пикассо: деформация и поиск
устойчивых геометрических форм
Сюрреализм С. Дали: иррационализм
подсознательного



Познакомить с разнообразием художественных течений модернизма в живописи

зарубежного
искусства
Знать характерные черты течений модернизма
Уметь определять особенности творческой манеры художника
Фовизм, кубизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, сюрреализм,
А.Матисс «Радость жизни»,
П. Пикассо «Герника»,
С. Дали «Постоянство памяти»
м/медия, иллюстрации по теме.
Гл.23
Заполнить таблицу в тетради

2
28

Русское изобразительное искусство XX века (1ч) Мультимедиа урок
Художественные объединения начала века: «Голубая роза», «Бубновый валет»
Мастера русского авангарда:
абстракционизм В.Кандинского - отказ от изобрази-тельности ; супрематизм К.Малевича. - отказ от предметности; «аналитическое искусство» П.Филонова.
Искусство советского периода, основанное на принципе социалистического реализма правдивое, исторически конкретное изображение действитель-
ности
Дать представление о русском авангарде как уникальном явление в истории мировой культуры

Знать шедевры художественной культурны Востока. Уметь анализиро-вать произведения искусства и любоваться ими.
Авангард, абстракционализм, суперматизм, социалистичес-кий реализм.
В.Кандинский«КомпозицияVI
К.Малевич«Чёрный квадрат» П.Филонов «Формула весны»
В.Мухина «Рабочий и колхоз-ница», А.Пластов «Фашист пролетел»,С.Гера-
симов«Мать партизана», А. Дейнека «Оборона Севастополя»

м/медия, иллюстрации по теме.
Гл. 24
Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда»

3
29

Архитектура XX века(1ч) Урок-путешествие
Модерн как основа для формирования и развития новых стилей.
Конструктивизм Ш. Ле Корбюзье (вилла «Савой») и В. Е. Татлина (башня III Интернационала). «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта (вилла «Над водопадом»)
О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять (ансамбль города Бразилия)




Знакомство с
новыми стилями и лучшими произведениями
архитектуры XX в.

Знать основные архитектур-ные достопримечательности
Уметь прочитывать информацию, заключенную в памятниках архитектуры, любоваться лучшими произведениями мировой архитектуры Конструктивизм,рационализмфункционализм, органическая архитектура, модулор,
Ш. Ле Корбюзье «Вилла Савой»,В.Татлин«Башня III Интернационала»,Ф.Райт вилла «Над водопадом»,
О. Нимейер ансамбль
г Бразилия

м/медия, иллюстрации по теме.


Гл.23
Описать одно из архитектурных сооружений 20 века, которое произвело наибольшее впечатление

4
30

Театральная культура XX века (1ч)
Урок-исследование
Театральная культура XX века: отражение в театральном искусстве модернистских течений Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Понятие 0 «системе Станиславского» - духовная и жизненная правда, общая совместная работа режиссера и драматурга, подтекст, искусство перевоплощения.
«Эпический театр» Б. Брехта.




Знакомство с особенностями развития театральной культуры 20 века
Знать примеры лучших произведениями архитектуры эпохи Возрождения
Уметь работать в коллективе

Интеллектуальный театр, экспрессионизм, сюрреализм, «театр абсурда», «эпический театр»
Подготовить творческий портрет современного зарубежного театрального режиссера.
м/медия, иллюстрации по теме.

Гл. 26
Написать рецензию на одну из современных пьес.

5
31

Шедевры мирового кинематографа.(1ч)
Урок-конференция.
Рождение и первые шаги кинематографа.
Мастера немого кино: С. Эйзенштейн (открытие искусства монтажа) и Ч. Чаплин (выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли)
Рождение звукового кино.
Киноавангард XX века. «Реальность фантастики» Ф. Феллини

Формировать систему знаний о развитии мирового
кинематографа
Знать основные вехи развития мирового
кинематографа.
Уметь развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию, самостоятельно делать выводы
Эффект «стоп-кадра», двойная экспозиция, монтаж.
С.Эйзенштейн «Броненосец "Потемкин”» , Ч. Чаплин - «король комедии»,
Ф. Феллини «Сладкая жизнь»


м/медия, иллюстрации по теме.

Гл.24
Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино

Индивидуальное задание:подготовить выступление о русских композиторах XXв.

6
32

Музыкальная культура России XX века (1ч)
Комбинированный урок.
Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма
Музыкальный мир С. С. Прокофьева
Творческие искания Д. Д. Шостаковича
Музыкальный авангард А. Г. Шнитке

Расширить систему знаний о б особенности развития русской музыки в 20 веке.
Знать мастеров и творения русской музыки 20 века.
Уметь сопоставлять жизненные явления с особенностями художественного воплощения в произведениях музыки.
Музыкальный авангард, феномен массовой песни, авторская песня
м/медия, иллюстрации по теме.

Гл.28
Подготовить презентацию любимого стиля за-падноевропейской музыки XXв.


7
33

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки (1ч)
Урок-фестиваль.
Разнородность стилей и направлений западноевро-пейской музыки Xxв., ее общность с литературой, живописью, театром и кино.
Искусство джаза и его истоки
Рок- и поп-музыка, электро-акустическая музыка
Дать представление о развитии зарубежной музыки 20в.
Знать стили и направления западноевропейской музыки XXв.Уметь аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций музыкальных произведений.
Полиритмия, блюз, регтайм, ритм-энд-блюз, бибоп, модальный джаз, кантри, рок-н-ролл, рок-музыка, хард-рок, хэви-метал, блюз-рок, поп-музыка, рок-опера
Битлз «Жёлтая подводная лодка»,Пинк Флойд «Стена» лазерное шоу Ж.-М. Жарра

м/медия, иллюстрации по теме.

Гл. 29
Повторить материал курса (см. тетрадь).
Оформить проекты, исследовательские работы, презентации


8
34

Обобщение по теме: «Художественная культура конца XIXXX вв» (1ч)
Урок обобщения и контроля ЗУН
- Тест «Художественная культура от конца XIXв. до современности»
- Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от XVII века до современности.

Повторение и систематизация полученных ЗУН по всему курсу МХК в 11 классе
Знать искусствоведческий материал по курсу МХК от XVII века до современности.
Уметь применять полученные ЗУН на практике
м/медия, иллюстраци по теме.


Приложения
Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные  сооружения ( общественные, жилые, или промышленные),  ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
Как анализировать произведение живописи.
        
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания  художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.
                                                                                       Анализ произведения скульптуры.
1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости,  отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?
Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)
1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?
Как подготовиться к семинару или диспуту.
1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.
Как написать реферат.
1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.
2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.
4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.
О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.



15