Методический материал на тему Геолого-геоморфологические знания в школьной программе по географии



Геолого-геоморфологические знания в школьной программе по географии

Система геолого-геоморфологических знаний играет важнейшую роль во всей школьной географии. Объясняется это тем, что предметом физической географии является географическая оболочка, одним из основных компонентов которой является литосфера (ее вещественный состав и рельеф). Это та основа, на которой начинает формироваться любой природный комплекс.
Геолого-геоморфологические знания имеют и прикладное значение. Для решения практических задач рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое нужно воздействовать в первую очередь, чтобы вызвать перестройку во всем природном комплексе.
Литосфера и её рельеф – это фундамент, на котором развивается хозяйственная деятельность человека. Геолого-геоморфологические знания широко используются при строительстве инженерных сооружений, рельеф оказывает прямое или косвенное влияние на расселение людей, на их сельскохозяйственное производство.
Овладевая геолого-геоморфологическими знаниями, школьники осознают роль земной коры, которая отдает человеку металлы, источники энергии, строительные материалы, она же – главный поставщик пресной воды. Земные недра в будущем будут давать человеку огромное количество разнообразного сырья. Недаром перед науками о Земле поставлена задача расширения масштабов изучения земной коры и верхней мантии земли в целях исследования процессов формирования и закономерностей размещения полезных ископаемых.
Школьная программа по географии предполагает поэтапное формирование основных понятий с последующим расширением и углублением знаний физико-географических и экономико-географических явлений и процессов.
Формирование геолого-геоморфологических знаний осуществляется на протяжении всех лет обучения географии, с 6 (5) по 10 класс, но преимущественно в 6 – 8 классах (Прил. 1).
Рассмотрим подробнее отдельные группы знаний, выделяемых в общей системе (Прил. 2).
Первую из них составляют сведения из геофизики и геологии о внутреннем строении Земли и вещественном составе земной коры (Прил.2, А). Объем знаний о вещественном составе литосферы не велик в действующей программе для массовой школы. Однако большинство школьников проявляют интерес к изучению горных пород и составляющих их минералов. При составлении авторских программ, при углубленном изучении географии эти знания целесообразно расширить за счет сведений о делении горных пород не только на три группы в зависимости от происхождения, но и на подгруппы. Ознакомление школьников с внедрившимися и излившимися магматическими породами, с обломочными химическими и органоидными осадочными породами необходимо потому, что первые составляют большую часть литосферы, а вторые покрывают большую часть поверхности Земли и содержат большую часть добываемых полезных ископаемых. Эти знания, таким образом, имеют большое практическое значение, они необходимы и при изучении рельефа для понимания его особенностей, изменений во времени.
Вторая группа включает сведения о литосфере и типах земной коры, тектонических структурах и закономерностях их развития (Прил.2, Б). Эта группа знаний необходима в школьной географии для понимания вопросов развития рельефа планеты, закономерностей различия крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Главное назначение этих знаний – раскрытие идей развития литосферы и в целом всей планеты.
Третья группа содержит знания о рельефе – формах земной поверхности, которые различаются по формам, высоте, размерам, генетическим признакам и времени образования (Прил.2, В). В целях систематизации знаний учащихся о рельефе целесообразно знакомить их с одной из классификаций форм земной поверхности, в основу которой положен учет величины и происхождения форм. Выделяют планетарные по размерам формы рельефа, крупные и средние, что позволяет подчеркнуть как величину форм, так и особенности их строения и развития, при этом раскрывается закономерная связь рельефа Земли и ее недр. Четвертая группа содержит сведения рельефообразующих процессах(Прил.2,рис.4).Взаимодействие внутренних и внешних процессов рельефообразования обуславливает непрерывное развитие рельефа и многообразие его форм. В школьной географии с рельефообразующими процессами учащиеся начинают знакомиться при изучении курса. Окружающий мир, где получены элементарные сведения о разрушении горных пород под влиянием внешних процессов. При изучении географии эти знания расширяются и углубляются. Однако рельефообразующие  процессы как целостная система знаний школьной географии представлена недостаточно полно, тогда как в науке взаимодействия  эндогенных и экзогенных процессов – центральная проблема геоморфологии.
Последнюю группу составляют знания о полезных ископаемых, их происхождении, закономерностях размещения месторождений в земной коре. Эти знания важны для составления физико - и экономико-географических характеристик территорий.
Дополнительно можно выделить знания о геологическом летоисчислении, которая включает сведения о возрасте земной коры, системе обозначения дат истории Земли, об эпохах горообразования. Эти знания необходимы для понимания идеи развития рельефа во времени и пространстве, цикличности развития тектонических структур.Учащиеся должны понимать, что одновременно с развитием складчатых областей на границах литосферных плит происходит развитие платформ, возникают активизированные зоны, интенсивно идет образование полезных ископаемых.
Весь этот объем геолого-геоморфологических знаний в содержании школьной географии образует единую систему.



























Приложение 1
СИСТЕМА ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ [1]
10 кл. Мировые минеральные Минеральные ресурсы групп
ресурсы стран и отдельных стран
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
9 кл. Основные месторождения
минеральных ресурсов
страны
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
8 кл. Развитие рельефа под
влиянием рельефообразующих
процессов
Платформы Складчатые
пояса Основные эпохи Геологическое
горообразования летоисчисление

Основные Особенности Методы
Полезные тектонические Разнообразие рельефа определения
Ископаемые структуры рельефа крупных возраста
России территорий горных
Пород
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7 кл. Сейсмические пояса
Закономерности
размещения Области взаимодействия Складчатые
полезных плит горные пояса
ископаемых
Закономерности Рельефообразующие
размещения крупных процессы
форм рельефа
Земная Материковая Гипотезы
кора океаническая развития
литосферы
- Плиты литосферы Выступы
материков
Платформы
Полезные
ископаемые обширные
материков Литосфера Рельеф Земли равнины
и дна океанов и её строение
горные пояса
- впадины
океанов
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
6 кл. движение земной коры

- осадочные - медленные
- метаморфические горные породы вертикальные
- магматические - горизонтальные
Земная кора Формы рельефа
Рельефообразующие
Литосфера - равнины процессы
- горы - внутренние
- впадины - внешние
Внутреннее Методы
строение Земли исследования

Приложение 2
Группы геолого-геоморфологических знаний, формируемых в школьном курсе географии [1]


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А)





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Б)









































В)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Г)
















Внутреннее строение Земли

Ядро

Мантия

Литосфера Земная кора

Горная порода

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Литосфера

Верхняя мантия

Земная кора

Плиты литосферы

Материковая

Океаническая

Области взаимодействия
плит

Сейсмические пояса

Рельеф Земли

образованию

форме

строению

высоте

возрасту

высоте

Различие их по:

Горные пояса

Обширные равнины

Впадины океанов

Выступление материков

низменные,
возвыше-
нные,
плоскогор-
ные

Плоские,

холмистые

Древнейшие,
Древние,
Среднего
Возраста,
молодые

Низкие,
средние,
высокие

Складчатые,
складчато-
глыбовые,
глыбовые,
вулканические

Первичные,
наносные на месте гор, лавовые


Рельефообразующие
процессы

Внутренние

Внешние

Движения
земной коры

Работа

Вулканизм и
землетрясения

Выветривание

Вертикальные,
горизонтальные и др.

Внедрения магмы излияния лав

Физическое,
химическое,
органическое

Ветра, текучих вод,
ледников и др.