Разработка урока Мюзикл Нарспи Н.Казакова 6 класс

22 октября 2012 года, учительница И.И.Ильина
Урок 6 – 8. Тема «Преобразующая сила музыки»
«Мюзикл Н.Казакова «Нарспи» и единение душ».
1. Учащиеся стоя поют приветствие:
«В полях растут колосья и цветы,...»
Учитель: Как же разобраться в окружающей нас сложной музыкальной атмосфере, особенно если запас наших знаний и личный опыт недостаточно велик?
Ответ на этот вопрос будет очень прост: чем больше музыки мы будем слушать и чем внимательнее будем в нее вслушиваться, чем больше будем о музыке читать и чем внимательнее будем в прочитанное вдумываться, чем чаще мы будем исполнять музыку сами, тем шире будет раскрываться перед нами мир музыки, тем глубже мы будем его постигать.
Сегодня наш урок построен на чувашской музыке, поэтому вспомним наши разученные песни.
Учитель: К какой сфере можно отнести эти песни: к легкой, развлекательной или к серьезной?
Ученик: По моему, это развлекательная музыка, но не совсем. В ней есть и красота природы.
Учитель: Значит, легкая музыка содержит более глубокий смысл, чем развлекательность. Чувашская эстрада ищет свои пути выражения чувств человека. Наверно вы часто замечаете, как часто записи песен бывают низкого качества, и исполняют их не очень профессионально. Если раньше на концерте современной чувашской музыки был полный зал, то теперь мы научились разбираться, выбирать.
Сегодня мы познакомимся с одним из современных сценических жанров – мюзиклом. Мюзикл – переводится как музыкальная комедия, это музыкально сценический жанр в котором соединились хореография, драма и опера. Для нашей республики это не частое явление. 15-16 ноября 2010 года состоялся показ мюзикла Николая Казакова «Нарспи», зал филармонии был заполнен студентами, молодежью.
Давайте, коротко вспомним содержание поэмы «Нарспи» Костантина Иванова, ведь вы недавно закончили его изучение на уроках чувашской литературы.
Ученик читает подготовленный материал:
Действие происходит в деревнях Сильби и Хушелге. Всюду царят мир, безмятежность. Но это внешнее спокойствие обманчиво. Сила денег, определяющая общественные взаимоотношения людей, властвует в семье, в быту. В деревне Сильби в доме богача Михедера растет красавица Нарспи. В этой же деревне в бедном домишке вместе со своей матерью ютится Сетнер. Нарспи и Сетнер любят друг друга. Узнав, что она сосватана за богатого Тёхтамана, Нарспи противится воле родителей и ночью, накануне свадьбы, убегает с любимым в лес. Но воля Михедера закон. Беглецов приводят, и насильно выдают замуж за богатого старика Тёхтамана. Мюзикл заканчиваются гибелью главных героев Нарспи и Сентнера
Учитель: Каков образ главной героини?
Ученик: Образ Нарспи это воплощение идеи борьбы против мира насилия. Не все женщины могли бы решиться на такой шаг.
Учитель: Какие два противоположных лагеря можно выделить в поэме?
Ученик: Действующие лица оперы делятся на два резко противоположных лагеря: с одной стороны, Сетнер и Нарспи, стремящиеся к "счастью, и их окружение (парни и девушки), с другой мир насилия, жестокости, представленный в лице Михедера и его жены.
4
·. А теперь послушаем «Арию Нарспи» из одноименного мюзикла Николая Казакова
( Слушание арии и просмотр презентации «Мюзикл Н. Казакова «Нарспи» и единение душ».)
Учитель: Понравиась вам музыка?
Учитель: Что необычного вы тут увидели?
Ученики: Герои перенесены в наше время. Нарспи поет красивую современную песню, она не похожа на арию.
Учитель: Чем закончился клип?
Ученик: Сначала была большая любовь, счастье, затем, как бы их загоняют в «клетку», заканчивается замужеством Нарспи и гибелью Сентнера, целая лирическая драма. Все это происходит на фоне лика святого.
Учитель: Насилие над людьми заканчивается трагедией. Легкая музыка или серьезная?
Ученик: Я думаю, легкая музыка, здесь ритмы современной эстрадной музыки, костюмы современные, но содержание и смысл музыки очень трагичный. Значит здесь и легкая и серьезная музыка.
Учитель: Арию Нарспи отличает задушевность лирического высказывания, выразительность распевной мелодии, внутреннее благородство. Трудно определить границу этих сфер, но они, переплетаясь, средствами современной музыки техники выражают извечную тему – любовь и смерть.
5. Учитель: А теперь «Музыкальное лото» проверь себя!
Назови музыкально сценический жанр, в котором соединились хореография, драма и опера? (мюзикл, рок-опера)
Какие музыкально сценические жанры появились на сюжет поэмы «Нарспи»? (оперы «Нарспи» В. Иванишина и Григория Хирбю; мюзикл «Нарспи»)
Все ли из этих композиторов писали музыку на сюжет поемы «Нарспи»: В. Иванишин, Ф. Васильев, Г. Хирбю. ( Ф. Васильев не писал)
Учитель: Поэма «Нарспи» вдохновила композиторов на создание не только мюзикла Н. Казакова и опер В. Иванишина и Григория Хирбю, но и появляются новые песни.
6. (Слушание песни «Нарспи» на стихи К.Иванова в исполнении группы «Аталан»)
Учитель: Понравилась песня?
7. Рразучивание песни «Нарспи»
1? Еш.л курёк хушшинче
Сап-сарё чечек \сет?
Аслё Силпи ял.нче
Нарспи ятлё х.р \сет?
Хуш? юр? Пич.-ку=. пит х\х.м:
Хирти сарё чечек пек?
Ик. ку=. хуп-хура:
Ик. хура шёр=а пек?
2? Явёна==. хы=алта
+ив.т в.=. кётрисем?
Утса-утса пынё чух
Шёнкёртата= тенкисем?
Хуш? юр? Ку=.семпе пёхнё чух
Каччён ч.ри =.кленет
+\хе тутти кулнё чух
Каччён чун. =ем=елет?
3? Хирти сарё чечеке
Ёшё ку=па кам пёхм.?
Ун пек лайёх хитре х.ре
М.нле каччё юратм.?
Хуш? юр?
Пич.-ку=. пит х\х.м
Хирти сарё чечек пек?
Ик. ку=. хуп-хура
Ик. хура шёр=а пек 8. Учитель: Сделаем выводы по уроку –
Во-первых, легкая музыка должна отвечать таким же требованиям высокого художественного вкуса, как и музыка серьезная.
Во-вторых, между серьезной и легкой музыкой зачастую нет четкой разграничительной линии.
9. Выход с урока под музыку В. Иванишина «Прелюдия из сюиты «Сильби»»








Заголовок 215