Методическое пособие для учителя (преподавателя) «Информационные ресурсы сети Интернет как средство обучения школьников и студентов»


Методическое пособие для учителя (преподавателя)

«Информационные ресурсы сети Интернет как средство обучения школьников и студентов»
автор: Тарских Наталья Александрова

Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc384403157" 14Введение 13 PAGEREF _Toc384403157 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc384403158" 141. Основные определения 13 PAGEREF _Toc384403158 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc384403159" 14Особенности Интернет -ресурсов 13 PAGEREF _Toc384403159 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc384403160" 14Принципы работы с интернет-ресурсами для школьников и студентов 13 PAGEREF _Toc384403160 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc384403161" 142. Функционал интернет - ресурсов 13 PAGEREF _Toc384403161 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc384403162" 14Демонстрационные ЭОР 13 PAGEREF _Toc384403162 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc384403163" 14Другой принцип визуализации информации 13 PAGEREF _Toc384403163 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc384403164" 14Кроме демонстрационных материалов 13 PAGEREF _Toc384403164 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc384403165" 143. Иная классификация интернет - ресурсов 13 PAGEREF _Toc384403165 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc384403166" 144. От задачи к решению 13 PAGEREF _Toc384403166 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc384403167" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc384403167 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc384403168" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc384403168 \h 14171515
15
Введение
Интернет (или WWW – служба) позиционирует себя как универсальную среду для доступа к информации всех видов в глобальном масштабе. Безусловно, часть этих ресурсов могут быть использована для создания образовательной среды школьников и использоваться как средство обучения. Сосредоточимся на трех вопросах:
какие информационные ресурсы могут быть признаны электронными образовательными ресурсами, их возможная классификация?
какие ресурсы на наш субъективный взгляд наиболее ценны?
какие задачи может преследовать школьник и студент, выходящий в Интернет?
как привить правовую культуру обращения с материалами Сети?

1. Основные определения
Особенности Интернет -ресурсов
В соответствии с определением по ГОСТ Р 52653 – 2006 к электронным образовательным ресурсам (далее ЭОР) относят «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [13 REF ГОСТ \r \h 14215], а самое главное он должен содержать образовательный контент. Значит, ЭОР может быть расположен в сети не только в Интернет, но и распространяться на дисках или размещаться в локальной сети учебного заведения. Иногда их еще называют ЦОР (цифровой образовательный ресурс). Ограничимся согласно теме реферата Интернет-ресурсами.
Опишем их особенности.
1. Интернет является нетрадиционным средством и каналом коммуникации, который характеризуется отсутствием централизованной организационной структуры с возможностью создания виртуальных образовательных пространств, не имеющих каких- либо территориальных или временных ограничений.
2. Как большинство информационно-коммуникационных систем, Интернет в условиях глобализации является открытой системой, ориентированной на поддержку непрерывного образования.
3. Электронное коммуникативное пространство Интернет, в отличие от печатного или эфирного предоставления информации, практически не ограниченной ни в объемах, ни во времени. Появившееся на сайте сообщение может быть мгновенно растиражировано сетевыми изданиями.
4. Коммуникация в Интернет интерактивна. Это подразумевает возможность активного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Интерактивность означает возможность вступать в прямой диалог с аудиторией, а также то, что представители данной аудитории могут общаться между собой.
Принципы работы с интернет-ресурсами для школьников и студентов

Первый принцип возможности использования Интернет – ресурса в образовательном процессе – безопасность [13 REF Лебедева \r \h 14115]. Значит, во время использования Интернет-ЭОР ребенок не должен подвергаться риску быть вовлеченным тем или иным образом в любую преступную или противоправную деятельность; он не должен становиться объектом сексуальных домогательств или любых других насильственных действий или видеть материалы о них; его компьютер не должен быть подвержен риску воздействия вредоносного программного кода.
Для реализации этого принципа образовательные учреждения устанавливают специализированное программное обеспечение, осуществляющее контентную фильтрацию (запись списка разрешенных или запрещенных адресов ресурсов) и /или применение специализированного школьно-ориентированного программного обеспечения, ограничивающее доступ к не образовательным ресурсам.
Второй принцип – содержание соответствует заявленным образовательным целям.
учет возраста, уровня подготовки и особых потребностей пользователя, то есть учитываются когнитивные особенности данного возраста при восприятии учебного материала и уровня предыдущей подготовки;
достоверность, объективность и точность учебного контента, о есть соответствие принятым на данный момент российским образовательным стандартам.
Этот принцип реализуется обычно с помощью с использованием федеральных или региональных ресурсов, которые рекомендуются Министерством образования и науки РФ, или с помощью других источников, походящих под критерий «качественный образовательный ресурс», в том числе и самодельных создаваемых преподавателями и учителями [13 REF Хорошилов \r \h 14615].
2. Функционал интернет - ресурсов
Классификаций много, обычно они пересекаются. Рассмотрим классификацию по функциональным возможностям, а ниже некоторые из составляющих схемы чуть подробнее.

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14115. Классификация интернет-ЭОР
Демонстрационные ЭОР
Демонстрационные. Визуализируют учебный материал. Обычно представлены в виде презентаций или просто интернет – страниц, созданных в различных средах.
Презентация – это выступление кого-либо перед аудиторией. Для того чтобы донести информацию до аудитории в полном объеме следует насытить информационные каналы слушателей, по которым и доставляется преимущественно информация: визуальный, звуковой.
Рассмотрим определение web-технологий по Wiki-учебнику: «Web-технологии есть концепция работы с информацией».
Концепция имеет следующие существенные признаки:
информация расположена в сети, чаще Интернет, возможно, в локальной;
информация использует сетевые средства отображения, например, возможности браузеров;
изменение в источнике информации влечет быстрое изменение в публикациях;
число потребителей ограничивается возможностью самой сети и гипотетически может быть сколь угодно большим;
публикация может быть структурирована с помощью гиперссылок и включать в себя внешние источники сети;
web- технологии значительно снижают стоимость доставки и тиражирования информации, а значит повышают ее доступность.
В целом типологию презентаций, созданных по web –технологии, можно представить в виде схемы.
Строго говоря, демонстрационные презентации организованы линейно в виде ролика или как говорят «слайд-шоу», влиять на ход просмотра пользователь не может, исключая возможность остановить, перемотать презентацию на начало или прейти к определенному слайду.
Среди инструментальных сред для создания онлайн документов вообще и совместной работы над ними можно отметить такие мощные и разносторонние «облачные» системы как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вы можете разрешить всем пользователям просматривать и редактировать документы таким образом создавая среду для совместных школьных проектов даже в рамках одного урока.
Фактически мы присутствуем при явном демонстрационных и интерактивных продуктов для поддержки публичных выступлений, в том числе урока как такового в школе.
Другой принцип визуализации информации
Еще одной стратегией структурирования презентационного материала, которая стала популярной в последнее время, стали так называемые «интеллект - карты». Не следует думать, что они – это изобретение Запада, еще в 70-х годах прошлого века теорию опорных конспектов продвигал наш современник В.Ф. Шаталов. Они и по сию пору используются во многих учебных областях. Однако программное обеспечение придало такую популярность структурированной таким образом информации, потеснив увлечение презентациями, таким образом, появилась новая мода на «карты разума», - так дословно переводится mindmap с английского.
Рассмотрим один из онлайн - инструментов, поддерживающих такое структурирование информации. Обычно они делятся на те, которые используют «движок» (или виртуальную машину) java и те, которые этого не делают; а также, которые экспортируются в формат html, и которые нельзя экспортировать [13 REF mindmap \r \h \* MERGEFORMAT 14515]. Одним из популярных является свободная версия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которая поддерживает создание примечаний, разные цвета текста, вложение статей из Wikipedia, ссылки на web-страницы. Результат выглядит так: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (так же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).


Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14315. Создание презентации в Mind42

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14415. Публикация презентации

Другой web-технологией совместного доступа является технология сетевых электронных флипчартов, таких как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Она более подходит для обучения, чем для коммерческого использования и вызовет безусловный восторг как у учителей, так и у школьников.
Включает в себя доску для рисования от руки, основные формы фигур текстовые инструменты и упрощенную палитру цветов. Вы можете загружать изображения, перетаскивать их и изменять размеры.
Нажать SHARE - значить открыть доступ другим пользователям, которые могут редактировать документ вместе с вами. Флипчарт представляет собой белую многостраничную доску. Если загрузить, например, документ Word, его можно прочесть, а поверх него даже писать. По этой ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] расположен флипчарт, созданный без регистрации аккаунта.
Кроме демонстрационных материалов
Тренинговые. С их помощью отрабатываются учебные умения и навыки. Условно до сих пор называются «программы- тренажеры».
Диагностирующие и тестирующие. Помогают оценивать уровень знаний.
Контролирующие. Регламентируют процесс контроля над результатами обучения.
Коммуникативные. Обеспечат удаленное взаимодействие субъектов учебного процесса.
3. Иная классификация интернет - ресурсов

Не станем составлять классификацию самостоятельно, а воспользуемся готовой, воплощенной в программе, написанной на Turbo Pascal и представляющей собой каталог образовательных ресурсов.

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14515 Школьный Интернет- обозреватель
Идея принадлежит учителю информатики рядовой школы, а реализация названа «Школьный Интернет обозреватель».
Мало того, если отключить в реестре доступ, например, к Internet Explorer или другим обозревателям, то единственным «окном в мир» останется это разрешенный каталог.
Поскольку мы условились отмечать самые полезные на наш взгляд ссылки для школьников прямо по ходу нашего исследования, то сведем некоторые из просмотренных сведем в таблицу.
На первый взгляд, они все разноуровневые и разнонаправленные, на самом деле их объединят одно – принцип «взял и пользуюсь».
Таблица 13 SEQ Таблица \* ARABIC \* MERGEFORMAT 14115
Некоторые отобранные ссылки на различные ресурсы для школьников
Наименование ресурса
Содержание

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Содержит цифровые ресурсы по всему курсу общеобразовательной школы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Содержит цифровые ресурсы по курсу средней и высшей и профессиональной школы, требует установки специального плеера для просмотраэ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Содержит цифровые ресурсы по курсу средней и высшей и профессиональной школы

«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Бесплатный интернет-портал для школ, в том числе с готовыми ЦОР.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-система, сочетающая в себе электронную библиотеку, открытую энциклопедию, социально-сетевое сообщество и научный журнал, для сташелкассников

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт посвящен целиком графологическим схемам обучения правописанию.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вся информатика в профессиональных презентациях, а также советы ученикам и учителям как надо и как не надо делать презентации.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игра для урока информатики, начальная и средняя школа

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изучение любого предмета с помощью цветных flash-карточек.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сетевой проект, включает в себя тысячи разнообразных проектов на все вкусы и любой возраст.

4. От задачи к решению
Во многом неумение работать с информационными ресурсами связано с тем, что их обзоры в данный текущий момент Школьнику и студенту не нужны. Все, что навязывается извне человеку, свойственно отбрасывать за ненадобностью [13 REF Гусев \r \h 14515, 7].
Обучать алгоритму поиска стоит на конкретных примерах, но всегда с практической пользой для школьника. Для этого следует научить конкретизировать задачу, так как перед поисковой системой нельзя поставить проблему: «Мне надо исправить «три» по литературе!». Это сверхзадача. Конкретизируем: «Мне надо подготовить доклад по Тургеневу». Для выполнения это задачи мне надо:
Написать текст выступления;
Создать презентацию. (Но у меня нет PowerPoint в моей офисном пакете!):
Собрать иллюстрации;
Объединить текст и иллюстрации в презентации;
Сократить текст до тезисов для выступления.
Опубликовать ее на внешнем ресурсе.
Написать текст - самое сложное, потому что никто не учит излагать собственные мысли. Самый легкий путь - скачать чужой текст целиком, самый гибельный, но бесполезно и даже бессердечно рассказывать об этом занятому Школьнику и студенту. Потому можно аргументировать так: весьма велика вероятность, что эту работу уже сдавали в прошлом году или попытаются сдать в этом твои одноклассники. Будет выполнена при таком раскладе сверхзадача? Нет.
Где брать материал? Конечно, сначала на федеральных ресурсах. Например, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Что выбрать за основу текста?
Текст интересен, если это рассказ о ваших собственных впечатлениях о чем-либо или о ком-либо или рассказ другого человека, значит, энциклопедическая статья не подойдет.
Но подойдет небольшой в два абзаца рассказ французского писателя и видеорассказ А.Панченко.

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14615. Поиск в Единой коллекции

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14715. Поиск в каталоге Федерального цента ИОР

После прочтения и просмотра можно составить два тезиса: «между Францией и Россией», «Не пророк».
Учим задавать себе вопросы: почему уезжал из России надолго? Почему не претендовал на роль пророка? Превращаем в утверждения и вводим в поисковую строку браузера.
Какие ресурсы нам пригодятся? Иллюстрации: формат jpg. Как сделать работу интересной? Рассказ о любви и судьбе дочери много интереснее статьи в учебнике. Все, что читаем, записываем в три предложения. Если составлять краткий реферат не умеем, то учимся пользоваться двумя ссылками для автоматического реферирования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Когда текст готов, можно приступить к созданию презентации. Если опубликовать готовый материал на внешнем ресурсе, то советуем не замыкаться на PowerPoint, если, конечно, это не требование учителя [13 REF Крупин \r \h 14315].
Можно опробовать новый бесплатный сервис создания и хранения «быстрых» web- страниц: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Один слайд - один тезис. Можно так же создать фильм с помощью бесплатной программы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Существует малоизвестная в России среда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанная на Web 2.0., работа, с которой бесплатна, а обучение быстрое, так как интерфейс знаком по офисному пакету MS Office и Open Office .

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14915. Приветствие на сайте
После регистрации аккаунта вас встречает вот такое приветствие, запускается виртуальная машина JAVA, так как интернет-приложение многоплатформенное, и неважно какая операционная система установлена на ПК. Все три «облачные» системы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], - предоставляют место на сервере для хранения работы. Все три дают возможность ими поделиться с помощью ссылки, что немаловажно все три могут сохранять в документы в привычном формате офисного пакета MS Office [9].

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 141015. Вид интерфейса для создания презентации
Неважно, какую среду выберет для воплощения своего замысла школьник, важно научить его уважению к чужим авторским правам на собственном примере, поиску бесплатных аналогов проприетарного ПО и умению работать с ним. Это значит, что последняя страница презентации или письменной работы должна быть заполнены ссылками на ЦОР, которые использовались работе, а в тексте ни одной чужой фразы без кавычек быть не должно.
В целом выбор Интернет – ресурса в зависимости от решаемой задачи может выглядеть для школьника так:

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 141115. Карта образовательной траектории


Заключение
Когда речь заходит об эффективном использовании Интернета как средства обучения, школьники должны быть готовы выполнить следующие действия:
провести исследование по поиску информационного ресурса;
оценить критически информацию;
использовать эту информацию для решения задачи.
В силу небольшого жизненного опыта они могут
верить всему, что они читают;
затрудняются в различении различных типов информации;
не знают, как на самом деле найти информацию;
не используют каталоги и информационные порталы;
не понимают, что такое цитаты и уважение авторских прав;
не различают проприетарное ПО и свободное ПО.
Итак, образовательными ЭОР для школьников являются по большей части рекомендованные ресурсы, обычно это федеральные ресурсы, это могут быть личные страницы, презентации и иные материалы учителей и учеников не содержащие контента, не относящегося к учебному.
Наиболее ценными для школьника можно признать ресурсы, которыми он может воспользоваться сразу после их загрузки и бесплатно, при этом они не противоречат образовательным стандартам РФ.
Школьнику и студенту может использовать материалов ЦОР на свое усмотрение для обучения и написания работ с указанием цитат и ссылок на использованные материалы. Для оценки своих работ он может принимать участие в сетевых олимпиадах и проектах.
Школьнику и студенту следует прививать информационно- правовую культуру, а так же обучать его работать с программным обеспечением, распространяемым по лицензии GNU.


Список литературы
Гусев, B.C. Google: эффективный поиск. Краткое руководство. [Текст:] М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. 240 с.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. ГОСТ Р 52653-2006 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 419-ст)
Крупин Андрей. Онлайновые альтернативы Microsoft PowerPoint. // Компьютерра № 11 18.01.2010. [Электронный формат: fb2], с 137-141.
Лебедева, Наталья Николаевна. Право. Личность. Интернет/ Н.Н.Лебедева. М.: Волтерс Клувер, 2004. - 232 с.
CASE-средства для создания «ментальных карт»// Лекция №6. // Курс: Эффективная обработка информации// [Электронный ресурс:] INTUIT.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дата просмотра 11.05.2012.
Ландэ Д. В. Поиск знаний в Internet. Профессиональная работа. [Текст:] Пер. с англ. М. : Издательский дом "Вильямс", 2005. 272 с.
Кузьмин А. В., Золотарева Н. Н. Поиск в Интернете: как искать, чтобы найти. / Под ред. М. В. Финкова. [Текст:] СПб.: Наука и техника, 2006. 160 с.
Хорошилов А. В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы. [Текст:] СПб.: Питер, 2004. 176 с.
Обзор текстовых редакторов. - Лучшие альтернативы Word. [Электронный ресурс:] Download CHIP.eu [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дата просмотра 11.05.2012.
 Образовательный контент – структурированное предметное содержимое, используемое в образовательном процессе, информационно значимое наполнение ЭОР.
 Wiki-учебник по веб-технологиям - Web-технологии-что это такое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Интеллект - карты (англ. mindmap)
 Флипча
·рт магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота.
 Иван Сергеевич Тургенев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Информационные ресурсы сети Интернет как средство обучения школьников и студентов

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14215. Презентации, созданные по web-технологиям

Рис. 13 SEQ Рис. \* ARABIC 14815. Поиск в браузере



Рисунок 5 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915