Развитие творческих способностей детей через декоративно-прикладное творчество


Развитие творческих способностей детей
через декоративно-прикладное творчество.
«Мир будущего – это не мир таинственных машин-роботов,
а мир деятельных людей, полностью
развернувших свои творческие способности».
/Ак.В.А.Трапезников/
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Исходя из этого, целью данной работы является рассмотрение вопроса о развитии творческих способностей детей. Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной литературе и выявить различные подходы в формировании детского творчества.
2. Дать характеристику условиям развития творческих способностей детей
через декоративно-прикладное творчество.
Сегодня время требует творчества от каждого, не интересуясь природными способностями. Но С.Т.Шацкий писал: «Начатки творческой силы существуют почти у всех…Надо лишь создать для проявления ее подходящие условия».
Развить способности – это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выполнения и расцвета его таланта.
Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его способностям, под руководством взрослых, создавая условия для развития его творческих способностей. Декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в духовном развитии учащихся, в их эстетическом и трудовом воспитании.
Работа в детских объединениях «Волшебный крючок» и «Макраме» по декоративно-прикладному творчеству способствует гармоническому развитию детей, воспитания у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям и творчеству. Взяв в руки нитки, сделав первые петельки или узлы и узоры, ребенок испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Учащийся становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, внося в них эстетическое начало. Пусть первые детские работы будут далеки от совершенства, но в них, как правило, будет много выдумки, фантазии и старания. Нет необходимости требовать от ребенка точного наблюдения создания игрушки, копирования ее там, где есть возможность внести конструктивные изменения. Очень часто детские работы отличаются остроумным, оригинальным исполнением. На занятиях в наших объединениях дети очень любят творить, а самостоятельно изготавливаемые ими работы дают большой простор их фантазии. Самостоятельность учащегося проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы. Без такой самостоятельности о творчестве говорить нельзя, а творчество проявляется в том, что при единой для всех теме ребенок создает оригинальное изделие с соблюдением изученных правил. Так что тема и правила исполнения работы едины для всех, а вариант работы учащийся делает свой. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.
В своей работе использую формы организации творческой деятельности детей: самостоятельная работа, творческие задания, проблемные ситуации, ассоциативные игры, игры-общения, занятие-сказка, занятие-путешествие, просмотр работ, учебный диалог и др. Они помогают учащимся творчески выполнять свои работы. Наиболее интенсивно процесс творческого развития происходит во время практической деятельности. Особое внимание уделяется развитию образного мышления. Система творческих заданий разной сложности – это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей детей. Также одним из педагогических принципов считается осуществление индивидуального подхода.
Итак, для качественного развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий, а именно:
-оснащенный кабинет (наличие материально-технической базы);
-создание атмосферы доброжелательного делового общения со сверстниками и взрослыми;
-поощрения высказывания оригинальных идей;
-профессиональный и творческий потенциал педагога;
-методическое обеспечение и адаптация образовательных программ к индивидуальным особенностям детей;
-учебный процесс: 1. Большую часть времени отводить на практическую деятельность.
2. Объекты творчества детей должны быть значимы для них самих и для окружающих.
3. Система постоянно усложняющихся заданий должна иметь к основным заданиям варианты разной сложности.
4. Создание увлекательной атмосферы занятий.
Выводы: 1. Творчество детей не приходит само собой, а является результатом целенаправленной деятельности педагогов, влияние творческой атмосферы, которая присутствует в объединении декоративно- прикладного творчества.
2. Творчество эффективно развивается в том случае, когда педагог, хорошо зная возможности ребенка, создает для него ситуацию успеха, стимулирует проявление результата творчества.
3. Творчество учащихся формируется в атмосфере доброжелательности, демократического стиля общения педагога и ребенка.
4. Воспитание творчества детей способствует развитию культуры личности, которая не останавливает в своем совершенствовании, создает новые отношения, ценности, идеалы.


Литература
1. Баженова, Н.И. Педагогический поиск [Текст]/Н.И.Баженова.- М.: Педагогика, 1986. – 560 с.
2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст]/Б.П.Никитин. – М.: Педагогика, 1990. – 158 с.
3. Фридман, Л.М. Психология воспитания [Текст]/Л.М.Фридман. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 52 с.