Доклад Тема: «Развитие творческих способностей через декоративно- прикладное искусство».


Окружная заочная конференция
Проблемы и перспективы развития народных промыслов и декоративно- прикладного искусства в образовательных учреждениях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасинская средняя общеобразовательная школа







Доклад

Тема: «Развитие творческих способностей через
декоративно- прикладное искусство».











Подготовила: Шадаева Ольга Анатольевна,
учитель технологии, ИЗО,
МБОУ «Тарасинская СОШ»,
высшая категория













Иркутская область
Боханский район
С. Тараса, 2013г.








На протяжении всей истории человечества народное искусство бурят было неотъемлемой частью мировой культуры. Народное искусство бурят сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса учащегося. Основу декоративно- прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Десятый год я веду бурятское прикладное искусство, включая в занятия элементы русского народного искусства и татарского. Моя программа составлена на основе местного материала, исходя из возможностей школы, она направлена на возрождение национальной культуры народов совместного проживания, приобщение к ценностям мировой культуры. Также в программе отражены вопросы экологии (гигиенические свойства пряжи и одежды), экономики (безотходное производство с использованием остатков пряжи для элементов отделки одежды, сувениров), истории вязания, вышивки, организации и культуры труда, нормы поведения в трудовой деятельности.
Цель моих занятий: воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и обычаям; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является художественная вышивка, вязание, шитьё, обработка кожи. А так же научить девочек работать активно и самостоятельно, проявлять смекалку, усидчивость, творческую выдумку, находчивость.
Только в этом случае они приучатся сами в любой работе регулировать степень внимания и мышления, находить выход из критического положения, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. они приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
На занятиях декоративно- прикладного искусства девочки учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у девочек, знакомят их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают психологическую и практическую подготовку к выбору профессии, к труду.
Большое воспитательное заложено в правилах работ. Они определяют весь ход занятий, регулируют действия и поведение учащихся, их взаимоотношения (если работают группами или парами), содействуют формированию характера.
На занятиях декоративно- прикладного искусства я использую общедидактические методы обучения- словесный, наглядный и практический.
В процессе теоретического обучения девочки знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов декоративно- прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Ведут поисковую работу, например, по таким темам как «Национальные костюмы», «Пояса», «Кисет», «Орнамент». Девочки ездили по деревням, разговаривали с бабушками, дедушками, записывали их рассказы, а затем оформляли альбомы. (Показать пояса: русский, бурятский, татарский).
В процессе практического обучения девочки выполняют наброски и зарисовки отдельных образцов. Например, те же пояса (показать косметички, диванные подушки, салфетки, нац. костюмы и т.д.), на основе которых создаются собственные творческие композиции художественных изделий- (демонстрация изделий).
Прикладное искусство всегда было преимущественно бытовым и поэтому, изучая его приёмы и традиции, необходимо создавать такие изделия, которые должны сразу найти своё место в жилом интерьере или стать частью современного костюма.
В процессе изготовления изделия обращается внимание на то, чтобы выполняемые изделия имели яркий национальный колорит.
Овладевая разными приёмами и техникой художественной обработки материалов, технологией изготовления изделий, девочки с большим удовольствием и интересом выполняют работы по теме «Орнамент»,- где используют вышивку, цветной лоскут, тесьму, пряжу. Например, выполняют такие изделия как диванные подушки, национальные костюмы, косметички, салфетки, скатерти, варежки, панно и многое другое. По теме «Вязание крючком и спицами» используем старые вязаные вещи и вяжем. Например, свитера, безрукавки, носки, варежки, шапочки, береты, игрушки- сувениры, коврики. По теме «Шитьё» используем старые вещи. Шьём национальные костюмы, сумки, домашние тапочки, диванные подушки, цветы и т.д. А для оформления изделий используем ленты, тесьму, пряжу, цветные нитки, бисер, кожу, бусинки, лоскут цветной и однотонный, пуговицы, кисточки, крючки, цепочки. По теме «Работа с кожей» используем старые сумки, куртки, сапоги, перчатки, коже заменитель, цепочки, бисер, бусинки. Изготовляем заколки для волос, бусы, броши, серьги, панно, цветы. По теме «Работа с картоном и бумагой» используем пенопласт, полиэтилен, краски, лак, клей. Изготовляем шкатулки для бытовой мелочи (пуговицы, нитки), икебану, орнамент. Так как я веду ИЗО и обслуживающий труд, то изучение отдельных тем получает продолжение на этих уроках. Интегрированы такие уроки как, «Национальная одежда», «Мамин платок», «Орнамент», «Народные сказки», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация». Там же я веду кружок «Рукодельница», который помогает в моей работе.
Все виды работ выполняются с большим интересом на всех занятиях. Лучшие изделия, поделки не раз занимали призовые места на районных и окружных выставках. Но главными судьями являются родители, бабушки, дедушки.
У меня, как вы заметили по моему рассказу, выработана система работы по прикладному искусству.

Схема


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных, художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.
У девочек воспитываются готовность к проявлению творчества в любом виде труда, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.
С введением прикладного искусства девочки стали больше интересоваться разными видами работ, развиваются индивидуальные способности, которых они сами не знали раньше.
Планы на будущее большие. Хочу включить полностью в прграмму параллельно народное искусство русской и татарской культуры, а также работу с бисером. Увеличить часы «Работа с кожей», так как этого требует современная жизнь.






















суд родителей

выставка

составление техно-
логической карты

подбор материалов и инструментов

изготовление изделия

Эскиз будущего
изделия

оформление альбома

Поисковая работа

обработка собран-
ного материала