«Декоративно-прикладное творчество, как средство эстетического воспитания детей».


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский Государственный Педагогический Университет
им. И .Н. Ульянова »
Кафедра методики начального образования

Выпускная работа.
«Декоративно-прикладное творчество, как средство эстетического воспитания детей».

Автор работы Ващенко Лариса Владимировна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ
г. Димитровграда

Руководитель работы: Арябкина И.В.,
доктор педагогических наук, профессор.
г. Димитровград
2014
Содержание.
Цель.
Задачи.
Участники.
Актуальность темы.
Предполагаемые результаты.
Теоретическое обоснование.
Методика обследования.
Входная диагностика.
Характеристика критериев, показателей и уровней эстетически развитой личности ребенка 8-10 лет.
Отчёт по работе.
Вывод.
Список использованной литературы.
Цель: способствовать эстетическому воспитанию детей, посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
На основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятий «эстетическое воспитание» и «декоративно-прикладное искусство».
Выявить возможности декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей.
Выявить критерии эстетической воспитанности.
Участники: учащиеся средних образовательных школ с 8 до 10лет.
Актуальность:
Актуальность проблемы эстетического воспитания обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искуссву. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия вышиванием, бисероплетением, рисованием, лепкой и т.д. являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство.
Современные школьники разносторонне развиты, любознательны, в этом большую роль играют информационные технологии, но порой дети недостаточно воспитаны, невнимательны к окружающей красоте. «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский), «Искусство очеловечивает» (Б.М.Неменский), говорили великие писатели, художники, а уроки декоративного творчества вносят частицу в великое дело воспитания современного маленького человека, подростка и поможет ориентироваться в окружающей действительности, понять ее многообразие.
Основная цель эстетического воспитания средствами декоративно –прикладного творчества: приобщение через творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности.
Предполагаемый результат:
Теоретическое обоснование возможностей декоративно- прикладного творчества, как средства эстетического воспитания детей.
Выявить возможность декоративно-прикладного искусства, как средства эстетического воспитания детей.
Определение критериев эстетической воспитанности.
Теоретическое обоснование:
В XIX столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это рассматривалось как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность.
К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. В процессе эстетического воспитания формируется эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, развивается способность к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н.Шацкая, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров и др.), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.
Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.
На уроках трудового обучения в начальной школе декоративно-прикладное искусство может служить незаменимым средством эстетического воспитания детей. На этих уроках учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их возраста ремеслами: бисероплетение, инкрустация соломкой, ткачество, вышивка, роспись, флористика, керамика, вязание крючком.
Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за народное искусство земляков.
Проблема эстетического воспитания детей.
         Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией В.Н.Шацкой мы нашли такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».
В словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».
В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Б.Т.Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К.Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты».
Итак, развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям.
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П.Печко.
Н.И.Киященко придерживается той же точки зрения: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания».
Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Однако помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Поэтому наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М.М.Рукавицын, который считает, что конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Итак, эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. Цели и задачи эстетического воспитания состоят в формировании активной творческой личности, стремящихся к созданию прекрасного во всех сферах жизни – к свершению возвышенных дел и героических поступков, к созданию красивых вещей и высокохудожественных произведений искусства.Эстетическое воспитание осуществляется в следующих формах:
а)       ознакомления с произведениями искусства;
б)      в рамках собственной изобразительной, музыкальной, театрализованной, экспрессивно-двигательной и др. деятельности детей.
Как правило, эти формы на занятиях сочетаются друг с другом.
Существенная роль отводится совместной деятельностей детей и педагогов (реже к ним подключаются и родители) по созданию коллективных «произведений» – рисунков, аппликаций, панно, поделок и т.д. В этой деятельности сами педагоги находят поле для своей самореализации.
Итак, существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, мы выделили основные положения, говорящие о его сущности:
во-первых, это процесс целенаправленного воздействия;
во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
 
  Общая характеристика понятия «декоративно-прикладное искусство» 
 
В жизни общества, в постоянном воспроизводстве духовной культуры незаменимую роль играет искусство.
Уникальные особенности этого вида духовно-практической деятельности состоят в том, что здесь художник и зритель (читатель, слушатель) не только приобретают знания о мире, но и осваивают эмоционально-ценностные отношения к окружающему и к самому себе, становятся в собственно-человеческие, диалогические отношения с миром, т. е. открывают для себя действительность как мир человека, как мир, наполненный личностными смыслами. Это открытие человечности мира отдельный человек совершает благодаря тому, что в художественной деятельности (создании, восприятии, интерпретации произведений искусства) он обогащается общественно-исторически выработанным опытом, проживая и переживая общечеловеческий опыт познания истины, добра и красоты как опыт собственной жизни. Тем самым художник и зритель приобщаются к общечеловеческим ценностям и свободно творят себя по законам красоты и гармонии. Таким образом, искусство развивает в человеке универсальную человеческую способность к творческому преобразованию мира в любой деятельности.
            Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.
Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм.
Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:
пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т.е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;временные (словесные и музыкальные), т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;
пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т.е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.
С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться:
а)       знаками изобразительного типа, т.е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика – так называемые изобразительные искусства.; литература, актёрское искусство); б)      знаками неизобразительного типа, т.е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец);
в)      знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному – песенному и актёрско-танцевальному – пантомимическому синтезу).
Декоративно-прикладное искусство – это вид искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.
Е.М.Сахута отмечает: «Одежда, орудия труда, домашняя утварь, посуда и иные предметы быта, украшенные тканым, вышитым, резным, расписным декором или красивые просто благодаря удачной форме и выразительному силуэту, принято относить к декоративно-прикладному искусству».
Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.)
Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями.
В отличие от произведений художественного творчества (живописи, графики, скульптуры), где художественный образ создается на основе более или менее реалистического отражения действительности, в декоративно-прикладном искусстве такая связь с жизнью бывает очень сильно опосредована или вообще отсутствует. Зато только ему присуще единство художественной и утилитарной функций.
Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием – колоколом, балясиной и т.п.) Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже – графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение – с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
Как мы уже отмечали, основная особенность народного декоративно-прикладного искусства – гармоническое сочетание практичности и красоты. А поскольку эти произведения в прошлом использовались в первую очередь в хозяйственных целях, то в большинстве случаев перевешивала практичность. Сегодня же она уже не является главной, т.к. наши практические потребности удовлетворяют преимущественно промышленные изделия. Что же касается художественной стороны произведений народных мастеров, то это как раз кстати в нашем излишне стандартизированном современном быте, когда хочется украсить свое жилище рукотворным, а не машинным изделием. Поэтому сегодня продолжают жить и даже развиваться те виды народных ремесел, в которых ярко выражены художественные свойства. Изделия современных народных мастеров вносят в сегодняшний стандартизированный интерьер, особенно городской, рукотворную теплоту, неповторимость, характерный местный колорит.
Эти же качества определили и еще одну функцию произведений современного народного искусства – сувенирную. Сувенир – не случайный предмет, на котором просто написано название города, а художественное произведение со всеми характерными для определенной местности особенностями. Этим требованиям как раз и отвечают произведения народных мастеров.
 
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей.
 
Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы. Искусство дает огромный материал для познания жизни.
«В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».
Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Ребенок в процессе общения с явлениями искусства накапливает массу разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Однако, встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. «Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера», - отмечают авторы книги «Эстетическое воспитание школьников».
Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования.
Те же авторы сделали правильное замечание: «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству». Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И.Шахова справедливо замечает: «Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение».
В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.
Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.
В этой связи А.И.Буров отмечает, что способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».
Народное декоративно-прикладное искусство, как одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.
Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.
Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.
Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства, восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы, отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества, творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным искусством.
Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в котором ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не просто рисунок или скульптура, ребенок обнаруживает, как он думает, чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его связей с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с миром.
Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию, творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать художественный вкус.
Формирование у детей эстетически развитого художественного вкуса, выработка умения ценить и понимать произведения искусства, воспитание гармонически развитой личности – одна из основных задач современного учебно-воспитательного процесса. Успешно решить эти задачи поможет педагогу обращение к богатому и неисчерпаемому художественному наследию, в том числе и к народному искусству – одному из самых традиционных видов национальной культуры.
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы мы приходим к следующим выводам.
Эстетическое воспитание – это развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.Декоративно-прикладное искусство играет  существенную  роль  в  духовном  развитии  школьников, в  их  эстетическом  и  трудовом  воспитании. Знакомя  детей  с  декоративно-прикладным  искусством  в  школе,  мы  отвечаем  духовным  запросам  и  интересам  ребят,  удовлетворяем  их  тягу  к  знаниям,  художественному  и  техническому  творчеству,  способствуя  гармоническому  развитию  личности.     Взяв   в  руки  кусок  глины,  вылепив  первые  фигуры, сделав  первые  узоры,  ученик  испытывает  радостное  изумление,  обнаруживая,  что  может  создать  вещи,  казавшиеся  ранее  нерукотворными.  Он  становится  участником  увлекательного  трудового  процесса  по  созданию  полезных  и  красивых  изделий.  В  ходе  знакомства  учащихся  с  ремеслами  Беларуси, в  процессе  художественной  практики,  на  основе  эстетического  познания  мира  и  освоения  ценностей  народного  искусства,  знакомства  со  средствами  его  художественного  выражения,  дети  учатся  видеть  и  любить  природу  родного  края,  ценить  традиции  родных  мест,  постигая  представления  человека  о  красоте  и  добре.
Критерии эстетической  воспитанности.
Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. «Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн)».
Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения — любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим — все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых,— художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.
«Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа. Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид — все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству»
Методика обследования:
Анкета на выявление у детей интереса к искусству:
Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?
Хотел бы ты бывать там чаще?
Что ты знаешь о декоративно-прикладном искусстве?
Хотел бы ты больше узнать о декоративно-прикладном искусстве?
Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?
Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?
Входная диагностика:
По результатам анкетирования выявлены следующие показатели:

9. Характеристика критериев, показателей и уровней эстетически развитой личности ребенка 8-10 лет.
Критерии Показатели Уровни
эстетический предэстетическийнулевой
Эстетическое
восприятие Восприятие
эстетических
характеристик
объекта: цвета,
формы, величины,
композиции
предметов,
эстетическая
наблюдательность Ребенок
проявляет
самостоятельность
в обследовании
предмета, дает оценку
основным эстетическим
характеристикам
предмета. Ребенок с помощью
взрослого
(по наводящимвопросам)
выделяет основные
эстетические
характеристики
предмета. Ребенок не выделяет
эстетические
характеристики
предмета,
не проявляет
наблюдательность,
поверхностно
обследует предмет.
Эстетические
представления Осведомленность,
понимание,
установление
связей междусредствами
выразительности
и замыслом
автора. Понимание ребенком
выбора средств
выразительности
мастера в соответствии
с замыслом.
Использование средств
выразительности всобственной
изодеятельности. Ребенок затрудняется
в самостоятельном
выделении средств
выразительности,
не всегда связывает
их с замыслом
художника. Не выделяет
средств
выразительности,
не связывает их
с замыслом
художника
Эстетическая эмпатияЭмоциональная
отзывчивость,
сила и
адекватность
проявления
эмоций,
образность и
выразительность
речи,
степень
сопереживания. Проявляет активность
при рассматривании
произведений
искусства,
демонстрирует
в речи, жестах
интериоризациюэстетических чувств,
является инициатором
искусствоведческой
беседы,
с увлечением работает
в течение всего занятия. Выражает
заинтересованность
к произведению
искусства,
однако затрудняется
выразить свое
отношение в речи,
эпизодически
демонстрирует
эмоциональный
отклик. Не проявляет
эмоциональной
отзывчивости
на произведение
искусства,
речь эмоционально
не окрашена.
Творческое саморазвитие Активность,
инициативность,
оригинальность вхудожественной
деятельности
ребенка,
любознательность
при восприятии
произведений,
стремление кэксперименти-
рованию.
Понимание
изменений,
происходящих с
ребенком впроцессетворческой
деятельности. Свободно входит в
нестандартную
ситуацию, работает
самостоятельно,
предлагает свои идеи,
охотно
экспериментирует,
легко выбирает
необходимые
для осуществления
замысла
изобразительные и
технические средства.
Задает много вопросов
при рассматривании
произведений
искусства. Включается в
нестандартную
ситуацию с помощью
воспитателя,
использует
традиционные
способы работы,
иногда предлагает
свой способ.
Нуждается в
эмоциональном
одобрении взрослого.
Редко задает вопросы
о произведениях
искусства. Не включается
в нестандартную
ситуацию,
не выдвигает идеи
или предлагает
традиционные,
выполнение задания
отличается
схематичностью,
лучше работает по
образцу.
Не задает вопросы
о произведениях
искусства.
Эстетическая рефлексия Самооценка
собственного
эмоционального
состояния,
комфортности,
получение
удовольствия
от эстетической
деятельности,
осознание пользы
личного
творческого
продукта для себя
и других
с ориентацией
на эстетические
ценности Дорожит результатом
своего труда, выделяет
характеристики
продукта деятельности.
Испытывает
удовольствие отэстетической
деятельности.
Точно знает, как
сделать работу
еще красивее. Оценка к результату
складывается под
влиянием оценки
воспитателя и
сверстников.
Ребенок радуется
результату
деятельности,
пытается изменить
работу к лучшему.
Преимущественно
равнодушен
к результатам
своего труда,
не испытывает
удовольствия
от созидательной
деятельности,
не пытается
изменить работу
к лучшему.
Отчет.
По результатам наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, можно сделать следующие выводы:
Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворительное влияние на мыслительную деятельность детей.
При знакомстве с изделиями декоративно- прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
Ребёнок видит результат своей деятельности, учиться анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.
Детская работа, готовое изделие, может служить педагогу психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребёнка.
Изучая народно- прикладное творчество, дети узнают об орнаменте и его символическом значении.
Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей.
Рассматривая узоры, детали, изделия, дети рассказывают об их назначении, техники, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное творчество как часть эстетического воспитания помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.
Вывод.
Эстетическое воспитание – это развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые. Учебно-воспитательные программы внешкольных , дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.
 
Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Просвещение, 1970.
Велишкевич Н.А. От простого к сложному // Тэхналагічная адукацыя. – 1998. – № 4.
Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. – М.: Знание, 1984.
Кудрявцев В. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей // Начальное образование. – 2005. - № 4.
Куревина О.А. Искусство и целостная картина мира. – М.: АПК и ПРО, 1998.
Лейбсон В.И. Искусство, слово и эстетическое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1996.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение.
Раицкая Г.В. Формирование эстетического вкуса младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2001.
Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова. – М.: Педагогика, 1984.
Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991
  Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. - М.: Центр, 1994.
Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986.