«Использование коммуникативных технологий как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах» (дидактическое пособие для учителей начальных классов)


«Использование коммуникативных технологий как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах».
Содержание: 1. Информация об опыте - 2 
2. Технология опыта - 5
3.Результативностьотпыта - 13 4.Библиографический список - 15  1.Информация об опыте. Тема опыта: «Использование коммуникативных технологий, как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах». Условие возникновения, становления опыта.
В свете современных требований к школе, перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного и деятельного отношения к учебному процессу.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстрационного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Для учителя урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.
Главной задачей учителя является вовлечение учащихся в активныйпознавательный процесс с использованием коммуникативных образовательных технологий, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать
их для самостоятельного постижения знаний, для повышения эффективности образовательных процессов. Именно с этой позиции
обобщен опыт использования коммуникативных образовательных технологий.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Эффективность процесса обучения в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства, умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Ведущая педагогическая идея опыта.
Сущность опыта заключается в создании условий для формирования активной познавательной деятельности учащихся посредством использования коммуникативных образовательных технологий. Ведущей является идея формирования умения ученика включаться в учебную деятельность в качестве субъекта, способности работать в сотрудничестве, проявлять коммуникативные способности.
Совершенствование форм и методов работы – это непрерывный процесс. Работа по использованию коммуникативных образовательных технологий как повышение эффективности образовательного процесса в начальных классах продолжается в течение четырёх лет. Эффективным в данном направлении является использование новых форм работы, способствующих также формированию коммуникативных навыков школьников.
Использование данной методики позволяет повысить качественный уровень усвоения программного материала, способствует созданию благоприятного микроклимата в классе. Приобретенные навыки позволили выпускникам моего класса менее болезненно адаптироваться при переходе в среднее звено, практически не снизив качественный уровень знаний.
Длительность работы над опытом. 
Длительность работы над опытом – 3 года. 
I этап 2012 – 2013 уч/г: 
изучение литературы по теме опыта; 
диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; 
диагностика уровня развития коммуникативных навыков ; 
II этап 2013 – 2014 уч/г: 
разработка системы учебно-дидактических игр по развитию коммуникативных образовательных навыков 
изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме. 
III этап 2014 – 2015 уч/г:
опытная работа по развитию коммуникативных образовательных навыков для повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах
Диапазон опыта
Создание условий для формирования познавательных интересов учащихся, активного деятельного отношения к учебному процессу должны стать основной задачей каждого педагога. В опыте эти условия рассмотрены через использование технологий, в частности – коммуникативных.
Роль данных технологий, использованных в опыте, заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а также формировании коммуникативных навыков школьников: умение вести диалог, работать в сотрудничестве (в группах, парах), дискутировать. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в преобразовании образовательной системы начального звена: коммуникативные технологии используются как средство формирования коммуникативных навыков школьников и как средство повышения эффективности образовательных процессов в начальных классах. Особенности методики, описанной в опыте, позволяют ее использование в учебном процессе на каждом из предметов, изучаемых в начальной школе, а также в системе воспитательной работы учителя.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта являются идеи И.И.Аргинской,
П.М. Эрдниева, Н.Б. Истоминой, Н.И. Озерова, в основе которых - использование коммуникативных образовательных технологий для повышения эффективности образовательных процессов. Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя. Этой идеей обусловлены принципы педагогической деятельности:
- Опора на опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения.
- Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
- Индивидуализация и дифференциация обучения, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и возможности класса в целом, групп учащихся и каждого ребенка в отдельности.
- Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов.
- Развитие образовательных потребностей учащихся.
- Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание результатов обучения, а также их творческих возможностей.
Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющий в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение – необходимое условие существования индивида. Образование младшего школьника и его речевое развитие все более обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познания окружающего мира, а
также саморазвитие ученика как личности со своими интересами, потребностями их осуществить.
В науке в последние годы наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация – более широкое понятие. Коммуникация – это связь, общение, взаимодействие.
2. Технология опыта Цели - коммуникативный опыт - один из важнейших факторов, определяющий как представляет ребёнок свои способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.
Значение общения в групповой, парной работе не сливается со значением коммуникативных элементов сотрудничества – особое внимание к партнёру определяется именно тем, что он выступает для ребёнка не только как субъект познавательной деятельности.
В дидактике обычно различают три категории целей обучения: обучающие (образовательные), развивающие, воспитывающие.
Под обучающими целями подразумевают содержательную сторону образования, т.е. предметные знания, умения, навыки; под развивающими целями операционную сторону учебной деятельности, т.е. развитие умственных способностей и формирование умений учебного труда. Воспитывающие цели охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа для воспитания. Средства достижения цели
Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как будем действовать (как будем добывать новую информацию), кто или что нам поможет. Именно с этого момента начинаю основной этап урока - работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. На этом этапе особая роль отводится учителю. Во-первых педагог продумывает максимально возможные варианты использования различных средств информации. Это могут быть справочники и энциклопедии, словари, таблицы, схемы, текст учебника, графики, тесты, напечатанные для каждого ученика, и, наконец, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей. Во-вторых, продумывает и организовывает с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный, и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной,
групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде. Кроме того, на этом этапе происходит структурирование учебной информации: либо она дробится, либо укрупняется, дети учатся переводить текстовую информацию в изобразительную и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы.
Если на основном этапе имеет место учебная дискуссия или прием взаимообучения, то этот урок, построен с использованием коммуникативных образовательных технологий.
Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Её цель – обобщение и рефлексия. В это время возвращается к началу урока и выясняет, на какие вопросы (затруднения), которые возникали у нас в начале урока, мы теперь сможем ответить? А какие вопросы так и остались без ответа? Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации домашнего задания: познакомиться с материалом учебника и поискать ответы на нерешенные вопросы. Если ответов нет – организовать самостоятельный информационный поиск с привлечением других средств информации. Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
Дети овладеют знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и др.) через речевую деятельность. Составляющим
компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является учебный диалог. Под учебным диалогом следует понимать взаимодействие учащихся и учителя, перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач
Учебный диалог использует для развития речевой деятельности младших школьников при определенных условиях, главными из которых
являются учет возрастных, психофизиологических особенностей становления речевой деятельности детей младшего школьного возраста, психологическая и педагогическая готовность учителя начальных классов к организации учебного диалога и дальнейшему обучению учащихся вести диалог, учет роли сверстников в речевом развитии младших школьников. Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения. Задачи: 1 класс - Обучение умению задавать вопросы учителю,
запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);
- работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении
совместных действий;
- обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение. 2 класс - Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам. - работа в парах: планирование совместных действий, самооценка и взаимооценка;
- работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи ( под руководством учителя);
- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование) 3 класс - Самостоятельная постановка вопросов по содержанию
учебной проблемы.
- работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само-и взаимооценка;
самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;
- обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа) 4 класс – Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий); - ведение групповой, общеклассной дискуссии;
- устный монолог-рассуждение, монолог - доказательство.
Решение диалога как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать мне многопланово, многовариантно. Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному мною. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя. Организация учебно - воспитательного процесса
Для формирования умения сотрудничества во время урока педагог работает с детьми маленькими группами, в итоге к работе привлекает весь класс. Во время такой работы учащимся даю возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняет он тему или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания,
проверяет результаты работы, анализирует, систематизирует и оформляет выводы. Это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с детьми». Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой группе учитель собирает учеников с разным уровнем знаний, разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность сомореализации каждого ученика.
Каковы же особенности работы в группах?
1. Как и перед любым уроком, учитель должен предварительно подготовиться, заранее определить цель и содержание работы, основать для себя и для своих учеников, почему именно эту проблему целесообразно решать «групповым» методом. Отметим, что работа группами позволяет объяснить новый материал, повторить и закрепить пройденный, проверить усвоен ли материал, обобщить работу и т.д. 2. Деление класса на рабочие группы. 
Разделить класс на группы можно по предпочтениям, по интересам, по желанию, по индивидуальным особенностям учеников. Главное быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или пассивные ученики, лидеры, «сильные» или «слабые» ученики. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения,
необходимо рассаживать учеников лицом друг к другу. Во время работы групп обязательно учитель подходит к ним. Слушает обсуждения учеников, при необходимости вмешивается в разговор, при этом не влияет на мнения учеников и ход их мыслей, помогает преодолевать трудности организационного плана, если они возникли.
3.Ученики вместе с учителем разрабатывают «правила группы», что помогает им в дальнейшем добросовестно соблюдать и выполнять требования.
Правила совместной работы.
Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего. 
Работать по плану. 
Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца, качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности. 
Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности. 
4. Объявление темы работы.
По усмотрению задания могут сопровождаться подробными объяснениями, обусловленными трудностями работы, степенью
владения учебным материалом и уровнем возможностей при выполнении работ такого характера, темпераментом и характером
межличностных отношений учеников, входящих в группы, видом задания (интересное, загадочное, логическое и т. д.). С помощью вопросов можно выяснить, понятно ли задание, представляют ли ученики свои дальнейшие шаги. Вот пример учебного задания, работа над которым может проходить в группе.
Учебное задание: «Закрепить и обобщить знания учащихся о словах обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета».
Задание для учеников: «Каждая группа получит два конверта. В одном из конвертов находятся карточки со словами, называющими предмет, признак предмета, в другом – соответствующие вопросы.
Вам необходимо достать карточки с вопросами из второго конверта,
сгруппировать и вокруг каждого вопроса собрать слова, отвечающие наданный вопрос. Образуются три группы слов, которые нужно
переписать в тетрадь столбиками».
5. Контроль над работой в группе.
Во время работы учитель подходит к группам и следит за ходом обсуждений в них; все ли участники активны, помогают ли друг другу (особенно тем ученикам, которые не вникли в суть задания, темы) в усвоении учебного материала, что с точки зрения сотрудничества является главной особенностью и продуктивным средством при работе маленькими группами. В это время обращает внимание на тех учеников, у которых возникают трудности при работе в группах, а при обнаружении пассивных учеников отмечаю, что в той или иной группе есть пассивные ученики, и даю задание ученикам вовлечь их в работу. При этом поддерживает «благополучное» течение обсуждений, воодушевляя пассивных учеников, при необходимости помогать им. Но чрезмерное вмешательство в работу группы неуместно.
6. Когда все группы закончат работу, каждая группа выбирает одного ученика, который представляет результат работы. Нецелесообразно
выбирать представителя группы до начала работы: это приведет к уменьшению числа активистов. Когда каждая группа выберет своего представителя, начинается следующая, проверочная, стадия работы.
7. Проверка результатов работы – это этап, где каждый из представителей докладывает о результатах работы своей группы. Важно говорить не только о результатах, но и «пути достижения»: какие были собраны материалы, каким образом была разделена работа, кто за что отвечал. Члены группы слушают своего представителя, при необходимости добавляют, обобщают его выступление.
8. При оценке результатов учитель берёт во внимание не работу отдельных учеников, а степень сотрудничества (участия) и качество представления результатов.
Естественно, в начальных классах не на всех уроках можно осуществить работу с маленькими (малыми) группами. Подобную работу организую, при обобщении учебного материала, считая существенной не балловую
оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть, обоснован: оцениваю группу и каждого ученика ответственного за общую (групповую) оценку. Именно это и является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу. При групповой работе ученики стремятся работать вместе, сближаются, познают друг друга, учатся помогать друг другу.
развития личности.
Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»); 
Умение организовать общение («Я умею»). 
Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки. Конечно, в рамках только уроков умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков – это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов, КВН И т. д. Ученики очень любят занятия по этической грамматике «Уроки вежливости», викторины, на которых вместе с героями сказок, выполняя различные задания и упражнения, они незаметно овладеют нормами культуры поведения.
Становление первого аспекта коммуникативных способностей – «Я хочу общаться» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни. Это и медлительность, неуравновешенность, агрессивность, неуверенность в себе, страх. Причин здесь много: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания; тип
нервной системы, влияющий на особенности темперамента; психофизиологические нарушения и наследственные заболевания. Учитывая эти обстоятельства, необходимо помочь ребенку пройти этот сложный путь развития общения более безболезненно. Поэтому в своей практике учитель использует ряд игр и игровых упражнений, направленных на поддержание интереса к общению с окружающими, желание совместного взаимодействия с ними.
Вторым этапом в работе по развитию коммуникативных способностей у детей является формирование умения организовать общение – «Я знаю». Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Действуя в соответствии с ними, младший школьник учится соотносить свои поступки
с объективными требованиями, заключенными в них, а само правило служит ребенку ориентиром в выборе определенных действий или оценке поведения сверстников. Очень важно воспитать осознанное отношение к правилам поведения, которое, должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:
- знание правил,
- понимание их справедливости, осознание нравственной ценности и личностной значимости для себя и для окружающих;
- соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения.
Поэтому в работе с детьми учитель опирается, прежде всего, на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, используя разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта. Прочно вошли в практику создание и анализ речевых ситуаций,
подбирая ситуации из литературы. После разыгрывания конкретных ситуаций, проведения игр и игровых упражнений очень важно проанализировать вместе с детьми действия и поступки каждого ребенка, обсудить разнообразные варианты выхода их сложных ситуаций с тем, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширили представление об этических и нравственных нормах морали.
Отслеживание результатов
В результате анализа ситуаций учитель подводит учащихся к следующим выводам:
«Мы часто оцениваем поступки, умственные способности,
предметы и должны научиться делать это корректно. Осторожно. Оценочные высказывания часто эмоциональны. Значит необходимо научиться следить за словесным выражением оценки.
Давая оценку человеку, его поступкам, мы оказываем воздействие на него. Это воздействие может быть положительным, т.е. мы приносим радость слушающему, побуждаем человека к дальнейшему проявлению того или иного качества, укрепляем дружеские отношения. Но воздействие бывает и отрицательным, мы оскорбляем, обижаем людей. Необдуманная фраза может стать причиной ссоры, разрушить дружбу.
Наша оценка может не совпадать с оценкой того же предмета или поступка, данной многими людьми.
Мы не всегда правильно оцениваем кого или что-либо. Не в любой ситуации оценка уместна».
Наблюдая за поведением детей в жизни, можно сказать, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть своё нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребёнок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента «Я умею» сопряжено, прежде всего, с развитием его эмоционально-волевой сферы. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности детей, постоянное упражнение их в совершении тех или иных поступков, врезультате чего у них появляется возможность «учиться» на своих ошибках. Приобретённый таким образом опыт создаёт возможность предвидения некоторых последствий своих действий, сознательно затормаживает желание ребёнка, мешающие выполнению правил поведения. Для реализации выше поставленных задач учитель использует метод создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребёнок не только обнаруживает имеющий у него эмоциональный опыт, но и развивает его, вставая перед необходимостью создание его, личностного смысла, собственных мотивов и установок.
Примеры ситуаций. Две девочки поссорились, помири их.
Анализ фактов свидетельствует в пользу вывода о влиянии общения на любознательность ребёнка, на развитие познавательной активности. Механизм такого влияния и взаимосвязи можно считать решение ребёнком коммуникативных задач, относящихся к уровню внеситуативно-личностной формы общения.
Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры речи при изучении всех учебных дисциплин, так как родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Воспитание речевой культуры школьников может успешно
осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива и родителей по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
3.Результативность опыта.
Используя коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, добиваюсь положительных результатов. Прежде всего, на уроках исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого. Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, работа с тестами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным главным образом отразились на успеваемости учащихся.4.Библиографический список. 1.Л.В. Гончарик. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации. – Журнал «Начальная школа» 2004 №11
2. В.И. Кром. Активизация познавательной деятельности на уроках математики. – Журнал «Начальная школа». 1999 №8
3. Н.И. Озерова Формирование коммуникативной культуры детей. – Журнал «Начальная школа». 2004. №11.
4. Н.А. Песняева. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебнои диалоге. – Журнал «Начальная школа». 2005 №5
5. Педагогическая технология: учебное пособие для студентов педегогических специальностей. Белгород :издательство Белгородского университета. 1998.
6. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя \ Под редакцией Т.А. Ладыженской.- М.Педагогика, 1990.
7 Г.И. Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. Просвещение, 1986.
8. Г.И. Щукина. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М. Просвещение,1994.
9. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Школа – Пресс,1998.
10. И.И. Аргинская, П.М. Эрднева. Коммуникативные образовательные технологии как средства повышения образовательных процессов. –
М. Просвещение, 1998.