Урок по изо Народные промыслы.Золотая хохлома


Урок изобразительного искусства во 2 а классе.
26.02.2016.
Тема: Народные промыслы. «Растительный узор на посуде с элементами хохломской росписи»
Цель урока: познакомить детей с элементами хохломской росписи и научить их выполнять растительный орнамент с элементами хохломы.
Задачи: Обобщить знания о росписи как о разновидности декоративно-прикладного искусства. Раскрыть особенности подготовительной работы к данному виду творчества: организация рабочего места, подготовка рисунка. Способствовать овладению общетрудовыми и специальными знаниями и умениями, необходимыми для выполнения работы. Развивать познавательные интересы, мышление, творческие, коммуникативные и организаторские способности. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности.
Планируемые результаты:
Метапредментые УУД: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные УУД: понимание значения искусства в жизни человека и общества.
Личностные УУД: способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Оборудование: краски, кисти, баночка для воды, лист бумаги, шаблоны посуды для росписи, ластик, презентация «Золотая хохлома»,видеоролик «Хохлома»
Ход урока
1. Создание эмоционального настроя
Учитель. Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в XVII в., чтобы открыть секрет: хохломской чудо -росписи.
Сказка
Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал он кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.
2.Изучение нового материала.
Скажите, ребята, дома у вас есть такая посуда? Да, сейчас в наш век кибернетики мы не можем такую посуду поставить в микроволновую печь или в духовой шкаф. Но такую посуду можно использовать под квас, под сахарный песок, под ягоды, под фрукты и т.д. А на Руси всегда ели из деревянной посуды. На Руси было много лесов. Древесину использовали для постройки домов, церквей, для изготовления мебели, посуды. Вот такую деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе. Раньше деревянную посуду окрашивали в яркие цвета, порой золотом или серебром. Такая посуда считалась очень дорогим подарком. Однако народные мастера сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что была дешёвой. Так появилась посуда с хохломской росписью. А начали её расписывать в лесном Заволжье мастера-иконописцы в 17 веке. Не было в тех краях ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом.
Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. А теперь я вам попытаюсь раскрыть секрет хохломы с помощью видео клипа.
Звучит клип о Хохломе.
3.Первичное закрепление. Работа в группах. Подчеркни правильный ответ
1. Кто коснулся посуды в сказке, и она стала золотой?
Девица
Жар-птица
Ворона
2. Подчеркните цвета, используемые в хохломской росписи.
Красный
Черный
Фиолетовый
Желтый
Зеленый
Коричневый
Учащиеся подчеркивают слова.
3. Из какого материала изготавливают Хохломскую посуду.
Метал
Дерево
Бумага
-Отлично справились
4. Объяснение нового материала, практическая работа
- Сегодня мы все станем мастерами и будем расписывать посуду. Но сначала надо научиться писать узоры.
Презентация.
-Все ли готовы к уроку?
-Ко всем ли пожаловала принцесса – кисточка со своими слугами – красками, подругой – палитрой, верным стражем – платочком, который утешает краски.
Ребята, рассмотрите внимательно посуду ,которую вы выбрали.
Какие вы заметили узоры?
При выполнении рисунка, работа ведется красками трёх цветов (красная, жёлтая, черная). При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться.
5. Самостоятельная работа
-Приступайте к работе. Индивидуальная работа (учитель помогает отдельным учащимся), звучит музыка.
Дети рисуют.
6.Физпауза.
7.Продолжение работы. Дети работают под музыку.
8.Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка работ.
– Молодцы! Вы великолепно расписали хохломские узоры на посуде.
Надеюсь, что и ваши работы купят на ярмарке в Хохломе. Но сначала мы устроим выставку в классе.
Учитель, пока дети выполняют работы, вешает на доску рисунок домика или рисует его мелом на доске.

Звездочкой обозначены места для детских работ.
Молодцы, ребята! По вашим работам видно, что вы очень старались.
– Понравился ли вам сегодняшний урок? С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (ответ учащихся)
- Мы познакомились с хохломским промыслом. Это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть, и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.
Домашнее задание. На следующем уроке мы с вами продолжаем изучать остальные росписи. А вы почитайте о хохломе в энциклопедиях.
Урок закончен. Всем спасибо! Рабочие места приводим в порядок.