Открытый урок Сказочная Гжель

Тема открытого урока: «Сказочная Гжель»
Учащиеся: 5 класс
Руководитель: Садыкова А.С.
Тип урока: комбинированный
Цели:
расширить знания об искусстве Гжель;
воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к народным промыслам;
активизировать процесс и механизм творческого воображения и деятельности обучающихся, на примере искусства Гжели;
отработать навыки росписи с помощью кончика кисти гуашью;
выработка и закрепление у обучающихся потребности в творчестве.

Задачи:
развивать творческие способности и навыки в работе;
способствовать творческому отображению окружающего мира;
развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
совершенствовать навыки работы с гуашью, приёмы рисования концом кисти;
воспитывать нравственно – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
роспись тарелки гжельской росписью. Оборудование урока:
для учителя: учебные таблицы, мультимедиапроектор.
для учащихся: гуашь белая и синяя, стаканчики с водой, кисти №3 и №2, салфетки, палитра, схемы для тренировочных упражнений, простой карандаш, заготовка для росписи (картонная тарелка)
Визуальный ряд: учебные таблицы «Элементы Гжельской росписи», презентация, работы учащихся, словарные слова (на доске).
Музыкальный ряд: Надежда Филатова «Незабудковая гжель».

План урока:
1. Организационный момент.  
- Приветствие;
- Проверка готовности к уроку.
2. Подготовка к активной трудовой деятельности.
- Вступительное слово учителя;
- Сообщение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала.
4. Физминутка.
5. Постановка художественной задачи.
6. Практическое выполнение задания.
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов.

Ход урок
1. Организационный момент.
-Приветствие
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
2. Подготовка к активной трудовой деятельности.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел».
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте,
Все в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдет,
Тот и тему назовет

- Сине – голубые
Розы, листья, птицы
Увидев нас впервые
Каждый удивится
Чудо на фарфоре
Синяя капель
Это называется
Просто роспись Гжель!

Сообщение темы и целей урока.
- Правильно, ребята.
- Итак, тема нашего урока «Сказочная Гжель».
- Сказка это конечно волшебство и чудо.
- Сегодня мы узнаем, что такое Гжель. Научимся работать кистью и красками. .Вам предстоит выполнить эскиз Гжельской росписи на картонный тарелочках.
3.Изучение нового материала (презентация «Искусство Гжели»)
-Сине- белая посуда, расскажи- ка, ты откуда?
- Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» 
История промысла. Начиналось всё с глины.
Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину
Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству.
Керамика – это глиняная посуда. Слово произошло от греческого керамос, что означает глина
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика.
А вот фарфор – тонкий, звучный – делают из необыкновенно белой глины.
Фаянсовая посуда – это изделия из белой глины.
Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды.
 Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Роза является главным узором. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
- Гжельская роспись делится на три вида.
1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись.
2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»).
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п.
- Ребята, как вы думаете, что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы
- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?
Ответ: Синий, белый - Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы? Ответ: Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.
4. Физминутка.
- Но, что ребята мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
        Блюдце наше расписать
        Должны мы дружно встать
        И косточки размять.
        Руки вверх. Назад прогнулись
        Сейчас делаем наклон
        Все к  упражнению готовы?
        Раз, два, три, четыре, пять
        Теперь спинки держим ровно
        На месте будем мы шагать.
        Тихо все на место сядем
        И закроим глазки
        Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
Работа с интерактивном оборудованием.
На проекторе нужно сопоставить картинки с текстом.
5. Постановка художественной задачи.
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу Есть у меня набор тарелочек, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем лепестки розы.. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.
6.Практическое выполнение задания:
Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: лепестки розы, завиток и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.
Анализ выполненных работ
Замечательно ребята,
Постарались от души,
- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.
- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)
-Чем замечательны ваши блюдца?
- О чем вы думали, когда расписывали их?
-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?
Выслушиваются мнения нескольких учащихся.
-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!
-Что вы будете делать со своими блюдцами?
- Вы можете подарить блюдца своим мамам, ведь совсем скоро приближается праздник День Матери, и я думаю, ваши мамы очень будут рады вашим подаркам.
Рефлексия
Итог урока - С каким видом декоративно – прикладного искусства вы познакомились на уроке?
Ответ: Гжельской росписью - Какие цвета присуще этой росписи?
Ответ: Синий, голубой Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался на уроке показать свои знания о таком непростом, удивительном искусстве как Гжель.
Вы, как настоящие мастера по росписи смогли сегодня создать целых два шедевра один воображаемый, а другой видимый используя лишь два удивительных цвета белый и синий. А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Урок окончен. Всем спасибо.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15