Программа по кружковой работе Декоративно-прикладное искусство Шебер.


Зеленовский районный отдел образования
ГККП «Центр воспитательной работы».
Образовательная учебная программа
дополнительного образования кружка
Декоративно-прикладного искусства
«Шебер»
Автор: Нуркенов Азамат Тлековичпедагог дополнительного образования
Зеленовского ЦВР
Адрес:Зеленовский район, п.Переметное
ул.Гагарина 66
Тел:87113023180
Адрес: Зеленовский район, п. ПогодаевоУл. Айтиева 2
Тел: 34-1-59
Программа подготовлена центром воспитательной работы и рекомендована экспертным советом РМК Зеленовского районного отдела образования
Протокол № _____ от ____________________
Автор:
Нуркенов А.Т.- педагог дополнительного образования Центра воспитательной работы Зеленовского РОО.
Рецензент:
Альбекова А.М. –директор ЦВР
Рекомендована к использованию в учреждениях системы среднего общего и дополнительного образования.
2
Содержание
1 Пояснительная записка………………………………………. 4
2 Цели и задачи программы…………………………………… 4-7
3 Учебно-тематический план………………………………….. 8
4 Содержание программы……………………………………… 9
5 1раздел.Вводное занятие........................................................... 9
6 2раздел Основные сведения о разметках, чертежах…………9
7 3 раздел Обработка древесины................................…………..9
8 4 раздел Соединение деталей…………………………..……...9
9 5 раздел Художественное обработка материалов
с элементами ДПИ……………................................................9-10
10
11 6 раздел Отделка и украшение изделий из древесины……….10
7 раздел Итоговое занятие……………………………………. 10
12 Литература………………………………………........................11
3
Пояснительная записка
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия.
Цели:
Целью занятий в кружке «Декоративно-прикладному искусству» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям Казахстана, уважения к людям труда.
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
4
Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
Содействие жизненному самоопределению учащихся.
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:Обучающие:
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям различных видов творчества.
Воспитательные:
Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
5
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
Межпредметная интеграция: физика, черчение, ИЗО.
Технологии обучения: лекции, практические занятия, экскурсии, творческие работы учащихся.
Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:
Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);
Эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы решения).
В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию воспитанников, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить - вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Обучение проводится в двух направлениях: 1.Усвоение теоретических знаний;
2.Формирование практических навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстрированного материала или готовых изделий.Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.
6
В ходе изучения программы кружка «Шебер»
Учащиеся должны знать:
1.Требования по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины.
2.Конструкторскую и технологическую документацию на изготовление изделий из древесины.
3.Основы конструирования и моделирования при выполнений творческих работ.
4.Виды резьбы по дереву, технику и приемы резьбы по дереву.
5.Прикладное искусство казахов и других народов Республики Казахстан.
6. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Учащиеся должны уметь:
1.Организовывать рабочее место.
2.Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
3.Работать с электронагревательными приборами.
4.По эскизу, чертежу подбирать инструменты, приспособления и орудия труда для обработки древесины.
5.Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства из различных материалов.
6.Применять современные способы обработки материалов и инновационные технологии изготовления изделий.
Программа кружка «Шебер» рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Всего 144 часа (4 часа в неделю)
7
Учебно- тематический план
1 год обучения
Форма обучения: используются все формы организации занятий
Режим занятий: 4 часа в неделю
Количество часов: 144 часа
№п/п Наименование разделов Всего
часов Теория Практика
1 Вводное занятие.
2 2 -
2 Основные сведения о разметках, чертежах. 4 2 2
3 Обработка древесины.
32 2 30
4 Соединение деталей.
12 3 9
5 Художественная обработка материалов с элементами ДПИ 68 12 56
6 Отделка и украшение изделий из древесины. 24 2 22
7 Итоговое занятие.
2 2 -
Всего:
144 27 117
8
Содержание программы.
1раздел Вводное занятие. (2 часа)
Ознакомление с темами и разделами программ кружка. Обсуждение плана кружка, изучение правил техники безопасности при проведении практических работ.
2 раздел Основные сведения о разметках, чертежах. (4 часа)
Основные теоретические сведения, конструкторская и технологическая документация на изготовление изделий из древесины, графическое изображение деталей с конической и фасонной поверхностью, современные технологические машины для обработки древесины.
Практические работы: выполнение графических чертежей, разметки.
3 раздел Обработка древесины.(32 часов)
Виды художественной обработки древесины, изготовление кухонной утвари.
Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом, точение на токарном станке;
Ручная обработка древесины пилением, строганием, сверлением;
Практические работы: токарный станок по обработке дерева, с приемами работы плоской стамески, ножовкой, рубанком, дрелью.
Изготовление подставки для цветов, столик для сервирования, оклад для часов, разделочной доски с украшениями.
4 раздел Соединение деталей. (12 часов)
Сборка и соединение столярных элементов: угловые соединения, шиповые соединения, специальные соединения.
Соединения гвоздями, шурупами, на клею.
Практические работы: отработка приемов работы столярных элементов.
5 раздел Художественное обработка материалов
с элементами ДПИ. (68 часов)
Основные теоретические сведения, обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства.
9
Искусство изготовления сувениров, художественное выпиливание, отделка изделий выжиганием.
Конструирование и моделирование изделий;
Основные сведения о процессе резания, ручные электрофицированные инструменты для обработки древесины.
Практические работы: изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использований технологии художественной обработки материалов;
Обработка дерева, правильная разметка поверхности досок под резьбу, отработка приемов техники резьбы при выполнений фигур стамеской и ножом;
Художественное выпиливание лобзиком, изготовление различных поделок из фанеры;
Изготовление декорированных сувенирных изделий из дерева и подручного материала на токарном станке и ручным способом.
6 раздел Отделка и украшение изделий из древесины. (24 часов)
Основные теоретические сведения о лакокрасочных материалах, инструменты для отделки древесины.
Художественная обработка материалов с элементами резьбы, инкрустация изделий, украшение деревянных изделий рельефными вставками.
Практические работы: изготовление и отделка изделий лакокрасочными материалами;
Техника выполнения художественной обработки древесины различными инструментами ручным способом.
7 раздел Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов работы. Отчётная выставка – просмотр работ, выполненными детьми за год, их оценка.
10
Литература (для руководителя кружка)
1. Эндель Васильевич Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских, Издательство «просвещение», 1984 г.
2. Ю.В. Соколов. Альбом по выпиливанию, Издательство «Экология»,
1991 г.
3. Ю.И.Моряков, Г.К. Жаримбетова, А.А.Халендеров, Технология, Алматы «Мектеп»,2008 г.
4. И.А.Карабанов. Технология обработки древесины, Издательство «Просвещение» 1995 г.
5. Э. В. Рихвк. Мастерим из древесины, «Просвещение», 1989 г.
6. В.И.Коваленко. Обработка древесины и металла, Издательство «просвещение», 1988 г.
7. К.Устемиров, Н.Адамкулов, Г.Чимкеева, Д.Альмагамбетова, Технология, Алматы «Атамұра» 2003 г.
8. Декоративно-прикладное искусство в школе, А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва 1988 г.
11