Декоративно-прикладное искусство в народных традициях (программа факультативного курса)


Декоративно-прикладное искусство в народных традициях
(программа факультативного курса)
Учитель технологии , ИЗО – Новикова Л. С.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является эмоциональное развитие детей особой заботы. Эстетического восприятия природы, окружающей действительности, искусства, воспитание личности творчески относящейся к любому делу.
За последнее время проделана значительная работа по обсуждению и выработке определённых программ, рекомендаций и методических указаний, как по общим, так и по частным вопросам преподавания изобразительного искусства в коррекционной школе, предусмотрено и изучение народного искусства.
Совершенно очевидно, что этих немногих часов явно недостаточно, чтобы дети могли полно познакомиться с различными видами декоративно - прикладного творчества. Без ярких представлений о развитии народного искусства, его видах, дети не смогут ощутить себя частью единого исторического процесса развития отечественной культуры. Не всегда состояние преподавания изобразительного искусства отвечает должным требованиям. Эстетическое воспитание на уроках нередко сводится лишь к обучению учащихся элементарным навыкам рисования. Не во всех школах проводится внеклассная работа по изучению изобразительного искусства.
По частным вопросам декоративно-прикладного искусства достаточно много наработок, которые большей своей частью ориентированы на дополнительные сведения о тех или иных видах декоративно-прикладного искусства, о приемах работы. Но нет определенной работы с детьми, основанной на систематичности получаемых знаний и умений, недостаточно разработок по различным видам занятий.
Один из наиболее актуальных вопросов воспитания у детей активного заинтересованного отношения к изобразительному искусству, к искусству в целом,- был рассмотрен в работах Б.М. Неменского, который много лет посвятил работе с детьми в области изобразительного искусства, в том числе и народного творчества.
Искусство и нравственность - это первая и главная тема, проведенная Б.М. Неменским через серию очерков и в книгах для учителей. Метод автора позволяет преодолеть обездушенность и бездуховность ремесленного (декоративного) рисования, а также «назывательное» изложение истории искусства детям.
Тема очерков О.С.Поповой, которую условно можно назвать как «Встречи с интересными людьми» или «Встречи с мастерами» не менее важна. Здесь становится особенно отчетливой специфика образовательного искусства, отличающая его, например, от литературы или музыки, но роднящая его с театром — это его рукотворность. Чтение или звучание слова, как и музыка сами по себе ничего не создают, они организуют лишь внутреннюю готовность человека что-то совершить, в то время как изобразительное или декоративно-прикладное искусство требует «деятеля» не только в намерении: человек берет дерево, глину, камень, краски и создает, преобразует их в нечто вещественное, занимающее самостоятельное место и пространство. Все это близко и понятно детям.
Данная программа может быть полезна преподавателям, ведущим изобразительное искусство в школе, факультативные занятия по искусству в школе, кружке, родителям, то есть всем тем, кто занимается художественным воспитанием детей.
«Декоративно-прикладное искусство в народных традициях»- факультативный курс для учащихся школы, значительно дополняющий и углубляющий знания детей, получаемых на уроках изобразительного искусства, чтения, труда и некоторых других. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники.
Этот курс ориентирован также на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Курс «Декоративно-прикладное искусство в народных традициях» перспективен в плане эстетического воспитания, поскольку изучение искусства открывает ребенку «мир красоты» и «красоту мира», дает простор радостному, эмоционально-образному восприятию действительности.
Руководитель раскрывает способности учеников, учит преодолевать трудности, прививает интерес к народному искусству. В задачу руководителя входит не столько помочь ребенку осознать и изготовить изделие, сколько обеспечить условия, при которых потенциал ОВЗ учащихся будет использоваться полностью.
На занятиях большая часть времени отводится самостоятельной работе детей. Это обосновано там, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждения динамичной, веселой, захватывающей форме, внося элементы игры.
Программа определяет содержание каждой темы, рекомендуемые к ней демонстрации, наблюдения и практические работы, экскурсии, творческие задания детям.
Различным может быть распределение тем по занятиям, причем именно по занятиям, а не по урокам, поскольку при преподавании курса надо постараться отойти от традиционного школьного урока, давая простор творчеству.
Курс рассчитан на школьников VII-VIII классов. Набор не превышает 6 человек, так как руководитель в основном работает индивидуально с каждым, особенно на первых занятиях.
Занятия проводятся в определённый день недели за счет времени, отведенного в учебном плане на факультативную, кружковую, групповую работу.
Учителю в рамках отведенного учебного времени, предоставляется возможность использовать часть занятий для проведения экскурсий на природу, посещения музея, картинной галереи.
Весь материал курса представляет собой 3 раздела:
Вводная часть.
Народные традиции декоративно-прикладного искусства.
Работа с различными материалами.
В основе этих разделов лежит народное декоративно-прикладное творчество. На первом, вводном занятии руководитель сообщает об организации работы и кратко рассказывает об истории декоративно-прикладного искусства, о его особенностях, назначении. Рассказ сопровождается демонстрацией изделий, репродукций, слайдов и т.д.
На последующих двух занятиях учащиеся знакомятся с основами композиции, получают необходимые сведения о цветоведении.
В зависимости от конкретных условий и собственных творческих интересов, учитель самостоятельно варьирует количество часов на освоение этой или иной темы.
В конце года проводиться большая коллективная работа, в ходе которой творческий рост детей проявляется очень активно, так как допущенные ошибки одних замечаются другими и вовремя устраняются. Коллективный труд сплачивает детей. Небольшие коллективные работы можно проводить в течение всего года.
Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются полки для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература.
Цели и задачи программы.
Формирование личности, творчески относящейся к любому делу.
Расширение кругозора учащихся.
Изучение народных традиций в декоративном творчестве.
Овладение основами художественного мастерства.
Развитие фантазии, образного мышления, художественного вкуса.
Развитие воображения и эмоциональной сферы.
Пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
Воспитание уважения к людям труда.
Воспитание уважения к людям труда.
Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
Актуальность.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Примерный тематический план.
№ п/пНазвание тем Количество часов
Всего Теория Практика
І. Вводная часть. 1.1 Беседа о декоративно-прикладном искусстве. 1 1
ІI. Народные традиции декоративно-прикладного искусства. 2.1. Виды и структуры орнаментов. 2 1 1
2.2. Цветовая сторона узора. 2 1 1
2.3. Стилизация природных форм. 1 1
2.4. Искусство в твоём доме (вокруг тебя). 1 1 2.5. Знакомство с народными умельцами, их изделиями. 1 1 2.6. Экскурсия в музей. 1 1 2.7. Знакомство с народной одеждой. 1 1 2.8. Народные игрушки. 1 1 2.9. Виды народных игрушек: дымковские,филимоновские,богородские, кировские. 2 2 2.10. Изготовление игрушек из глины (уточка, матрёшка). 2 0 2
2.11. Роспись игрушек из глины. 2 0 2
2.12. Истоки развития народных промыслов.а)Виды росписи (городецкая, гжель,хохлома,жёстов).б)Роспись разделочной доски. 4 2 2
ІII. Работа с различными материалами. 3.1. Роспись по стеклу. 2 1 1
3.2. Техника папье-маше.Изготовление из папье-маше матрёшки.Роспись матрёшки. 4 4
3.3. Аппликация, коллаж их кусочков бумаги, ткани, шерстяных ниток. 1 1
3.4. Мозаика из яичной скорлупы. 1 1
3.5. Работа с природным материалом (береста, сухоцветы, крупа). 2 2
3.6. Коллективное панно «времена года». 2 2
3.7. Организация выставки. 1 1
Итого: 34 часа
Начальная диагностика.
На первом этапе проводится начальная диагностика с той целью, чтобы выявить индивидуальные особенности детей, отношение к изобразительному искусству, народному творчеству.
Проводится беседа, в ходе которой дети рассказывают о своих увлечениях.
Можно задать вопросы на выявление у детей некоторых знаний о народном творчестве.
Например:
Как вы понимаете выражение народное творчество?
Какие виды народного творчества вы знаете?
Кто такой народный умелец?
Встречали ли вы народных умельцев?
Далее проводится творческая работа на тему «Летние впечатления», позволяющая учителю определить особенности каждого ребенка в технике рисования, психологические особенности.
Задание: нужно поделиться впечатлениями о прошедшем лете, изобразив на листе бумаги то, что больше всего запомнилось (техника выполнения любая).
Методики и технологии.
Для успешной реализации цели и задач обучения необходимо применять следующие формы работы: коллективная, которая сплачивает коллектив, воспитывает чувство ответственности за выполняемую работу.
При выполнении различных творческих заданий используется групповая форма работы. Большая часть времени отводиться на самостоятельную работу. Необходимо вовлекать детей в обсуждение, проводить различные беседы.
Важное значение при изучении народного творчества имеют коллекции произведений народных мастеров, которые имеются почти в каждом краеведческом музее. Поэтому необходимо посещение музеев, картинных галерей. Большое воспитательное значение имеют экскурсии на природу, знакомства с народными умельцами. Целесообразно уроки ремесла сочетать с изучением местных традиций, с собиранием коллекций.
Необходимо организовывать выставки, конкурсы с разборами работ, на занятиях использовать художественное слово, музыкальные средства.
Данные формы работы предполагают использование следующих технологий:
Элементы проблемной технологии: детям предлагаются вопросы и задания проблемного характера. (Примеры см. ниже)
Групповое обучение: дети делятся на группы, каждой группе дается задание по общей для всего коллектива теме. (Примеры см. ниже)
Для активизации мыслительной и творческой активности учителю необходимо продумывать вопросы и задания.
Примеры:
Творческие задания на тему: «Композиция».
Задание: каждой группе нарисовать и вырезать корабли двух флотов - доброго и злого (групповая форма).
На тему: «Народная одежда».
Задание: вырезать из бумаги заготовки одежды: сарафан, рубахи, головные уборы. Расписать (групповая форма).
Проблемные вопросы и задания:
Тема:Изделия из глины.
- Для чего обжигают глиняные изделия?
Тема: Хохломская роспись.
Почему в хохломской росписи используют такие яркие краски?
При знакомстве с основами цветоведения, смешивания цветов (желтый, синий, красный) путем смешивания каких-либо двух, получить три других цвета: зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Из типовых заданий могут быть рассказы учеников о видах народных игрушек, росписи; выполнение отдельных элементов глиняной игрушки и другие.
Модель выпускника.
К концу факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство в народных традициях» воспитанник должен овладеть основами изобразительной грамоты, художественными средствами декоративного искусства, прежде всего композицией колористической.
Усложняется представления о человеке, окружающих его предметах.
Учащийся от интуитивного рисования переходит к сознательной художественной деятельности, у него развиваются способности творческого восприятия природы, жизни, искусства.
Учащийся приобретает навыки пользования простейшими материалами: глина, бумага, ткань и др.; стремиться самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, приобретает навыки анализа и оценивания своей работы и работ других.
Учащиеся должны иметь представление об основных понятиях декоративно-прикладного искусства, например, таких, как: хохлома, дымковская игрушка, городецкая, орнамент, папье-маше и др.
Конечная диагностика.
Для выявления уровня знаний детей, полученного на занятиях, можно предложить учащимся следующую анкету:
Назовите теплые и холодные цвета?
Какие виды народной росписи вы знаете?
Назовите основные виды народных промыслов.
Из чего можно выполнить коллаж?
В чем заключается основной принцип изготовления поделок из папье-маше?
На последних трех занятиях дети выполняют большую, творческую работу, панно «Времена года», где применяют различные формы работы.
Данная работа позволяет учителю выявить уровень умений и навыков, а также знания о технике выполнения различных видов работы.
Литература.
Кожинов В.В. Виды искусства. – М..: издательство «Искусство-1960».
История русского искусства. Под редакцией Бартенева И.А. – М., 1961г.
Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. – М.: Просвещение – 1976 г.
Осетров «Живая древняя Русь» - М., 1970 г.
Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А. – М.: Просвещение – 1978 г.
Попова О. С. Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково. М., 1957 г.
Попова О.С. Русские художественные промыслы. – М.: изд. «Знание» - 1964 г.
Тарановская Н.В. Русская народная игрушка. Л., 1968 г.
Уханова И.Н. Северорусская резная кость. XVІІІ – нач.XІXв. Л., 1969 г.
Иерейская М.Г. Художественные изделия из новых материалов. – М., 1975 г.
Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя».
Волынский Л. Книга о русских художниках. М., 1971 г.
Каменева Е. Какого цвета радуга. М., 1987 г.
Миловский А Скачи добрый единорог. М., 1985 г.
Эренгросс Б.Искусство вокруг нас. М.., 1968 г.
Мячин А.Н.Мир русской культуры: энциклопедический справочник / А.Н.Мячин. – М., Вече,2000 г.