Программа кружка по технологии «Декоративно – прикладное творчество» (5-8 класс)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 МО «Выборг ский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» Рассмотрена и принята педагогическим советом Протокол № 1 от 29 августа 2014 г. “Утверждаю” Директор МБОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» _______Филиппова Е.С. Приказ № 168/1 - 01.09 от 29 августа 2014 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « Декоративно – прикладное творчество » Автор – педагог дополнительного образования Шигапова Анна Николаевна Предназначена для обучающихся 1 0 - 16 лет Срок реализации программы 2 года г. Выборг 2014 г. 2 1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего о б- разования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образ ования. Она обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глуб о- ких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной пр о- блему развития творчест ва, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как спосо бности к со з- данию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно прим е- нены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от о б- разца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это и н- дивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных спосо б- ностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зр е- ния на ок ружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более выс о- ким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обуче ние, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповт о- римой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жи з- ни, семьи, быта, дизайна. Проблема развития детского творчества в настоящее время являе тся одной из наиболее акт у- альных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем усл о- вии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная программа разработана на основе учеб ной литературы по различным видам декоративно - прикладного творчества, с опорой на личный опыт автора. Особенностью содержания программы является сочетание различных видов декоративно - прикладного искусства (ДПИ). На занятиях обучающиеся знакомятся с техноло гией изготовления изделий из кожи, декупажем, изготовлением кукол из капрона. Программа относится к художественной направленности . Данная программа соответствует нормативным документам: Федеральному закону № 273 "Об образовании в РФ" , Порядку органи зации и осуществления о б- разовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008), уставу учреждения. Цель программы - создание развивающей образовательной среды, позволяющей удовлетв о- рить интересы, склонности и творческие запросы детей в области декоративно – прикладного и с- кусства , активизация мотивации личности к познанию, творчеству и труду, форм ирование эстет и- ческого восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами декоративно – пр и- кладного искусства. 3 Задачи программы: Обучающие: Научить основным простейшим приёмам работы с кожей и тканью, инструментами, при способлениями; Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала; Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества; Прививать практические трудовые навыки по изготовлению текстильных кукол; Учить детей самостоятельному творчеству; Научить элементарным правилам ухода за изделиями из кожи и ткани; Научить детей самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собс т- венному эскизу и изготавливать их; Научить детей экономичному подхо ду к материалу, рациональному его использов а- нию. Развивающие: Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры; Развивать индивидуальные способности учащихся; Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству; Развивать комму никативные способности детей в процессе обучения; Воспитательные: Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе; Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду; Воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий; Воспитывать социально – психологическое чувство удовлетворения от изделия, сд е- ланного своими руками; Создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлече н- ных общим делом; Воспитывать желание доводить начатое дело до кон ца. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). 4 Программа раскрывает перед обучающимися многогранные возможности дек оративно - прикладного творчества, приобщает к большому и разнообразному миру искусств а, удовлетворяет потребности в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Теоретическая часть программы предус матривает определенные цели и задачи, раскрытие о с- новной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративн о- го материала. Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструмент а- ми, навык и изготовления поделок и композиций. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания програ м- мы с требованиями жизни. Также обусловлена целью современного образования , в котором д о- полнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно - эстетическом во с- питании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого п о- тенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости обучающихся в свободное время, учит быть мыслящими, инициат ивными, самостоятельными, вырабатывать свои новые ор и- гинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. В настоящее время особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобраз ной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасн ое там, где другие это не видят, он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные ре шения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, ор и- гинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоста в- лять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п . - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в р е- бенке живую фантазию, живое воображение. Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития р е- бенка, способствует фи зическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным ф и- зическим усилиям, тренирует и закаливает нервно - мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, ди с- циплинирован ности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, обучающиеся приобретают определенные эст етические вкусы. Результат этих у в- лекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления. Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно - прикладного искусства , которые в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение ли ч- ностного роста обучающихся. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании 5 школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный техн о- логический процесс изготовления художественной посуды, предмет ов быта и игрушек. И у об у- чающих ся нет возможности непосредственно со прикоснуться с декоративно - прикладным иску с- ством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с истор и- ей народного творчества, показать приемы работы с кожей, изготовления текстильных кукол, п о- знакомить с декупажем. На за нятиях детского объединения обучающиеся осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и ст и- лей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Ведущая идея данной программы — с оздание комфортной среды общения, развитие способн о- стей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Принципы, лежащие в основе программы: доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности ( иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого - нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняютс я ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский); демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической ос новы); «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок прим е- няет свои знания в выполнении сложных творческих работ). В программу включены следующие разделы: 1. Декупаж 2. Изготовление кукол из капрона 3. Х удожественная роспис ь по дереву, металлу, стеклу. 4. Работа с кожей 5. Знакомство с новыми техниками декоративно - прикладного творчества 6 . Выставки. В работе используются различные методы и приемы: 1.Наглядные методы: - рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альб омов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; - показ способов действия с инструментами и материалами. 2. Словесные методы: 6 - беседа, - использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы), - объяснение способов действия с инструментам и и материалами; - указания, пояснения, - анализ выполненных работ; 3. Практические методы: - обучение способам работы с кожей, шитья кукол, декупажу; - самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, - использование различных инструментов и матери алов для реализации замысла; - индивидуальный подход к детям; 4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); 5. Мотивационный метод - убеждение, - поощрение; - создание ситуации успеха; Форма обучения по программе – очная. Формы проведения занятий – аудиторные. Форма орган и- зации занятий - групповая. Организация деятельности детского объединения : Программа работы рассчитана на двухгодичное обучение. Объединение первого года обучения комплектуется из детей 10 - 12 ле т (1группа); 12 - 15 лет (2 группа), второго года обучения – 11 - 13лет (1 группа); 13 - 16лет (2группа ). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год. Характеристика ожидаемых результатов: В результате обучения по данной программе об учающиеся : научатся различным приемам работы с кожей, освоят новую технику – декупаж, научатся изготавливать кукол из колготок и синтепона; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; будут создавать композиции с издел иями; разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую м о- торику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут н авыки работы в ко л- лективе. получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни чел о- века; ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 По итогам работы 1 года обучения обучающиеся должны знать: название основных техник декупажа; понимать зн ачение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, декоративная композиция, панно; названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей; роль и историю декоративно – прикладного иск усства в жизни человека; процесс работы мастера над декоративной обработкой кожи, о смысле каждого эт а- па этой работы, о роли эскизов; приемы работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец). приемы художественной обработки кожи; приемы росписи по дере ву, металлу, сте к- лу, элементы декора; способы подготовки старой кожи к работе; правила безопасного труда; должны уметь: пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой, кле ем ПВА и Момент; на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате; использовать основные приемы декупажа; владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком). соблюдать правила безопасного труда; пр именять известные инструменты при работе по изготовлению украшений из кожи, подбирать основной, вспомогательный и отделочный материалы; развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и а ктивность восприятия реальности; выполнять элементы декора; использовать приемы обработки кожи в практической, творческой деятельности. По итогам работы 2 года обучения обучающиеся должны знать: виды декупажа, области применения; виды декоративных композиций; области использования изделий, выполненных в технике декупажа; приемы декорирования интерьера. выполнять элементы декора; использовать приемы обработки кожи в практической, творческой деятельности. создавать компо зиции из кожи по заданному эскизу. Должны уметь: свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зав и- симости от задач декорирования; самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа; создав ать декоративные панно на свободную и заданную тему; 8 декорировать любые объекты интерьера; свободно владеть различными приемами выполнения обработки деревянных и пл а- стиковых поверхностей в технике декупажа. рационально располагать инструменты, матери алы и приспособления на рабочем месте; делать зарисовки, образцы, изготавливать самос тоятельно шаблоны, трафареты; вл адеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком владеть техническими приемами изготовления изд елий; уметь изготавливать украшения, подарки; выполнять все стадии ра боты по изготовлению изделий; владеть техническими п риемами изготовления изделий; выполнять последовательно стадии работы по изготовлению изделий; уметь пользоваться электр оприборами при работе с ними; самостоятельно подгот овить рабочее место к работе; уметь самостоятельно сос тавить творческие композиции; выполнять все стадии работы по изготовлению изделий из кожи создавать композиции из кожи по заданному эскизу. Формы проведени я промежуточной аттестации. Предметом диагностики и контроля по программе являются внешние образовательные пр о- дукты обучаю щихся - работы, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к цел ям и задачам курса. Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим пар а- метрам: по количеству творческих элементов, использованных при создании работы и в ы- полнении проектного задания; по степени оригинальности приёмов и спо собов, применённых в работе; по практической пользе проектного изделия и его эстетической направленности. Оценка внутреннего образовательного продукта связана с направленностью сознания об у- чающегося на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий, иными словами: здесь должна иметь место рефлексивная саморегуляция. Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах: текущая диагностика и оценка педагогом д.о. деятельности обучающихся; текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выпо л- няемых заданий; итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности обучающихся педаг о- гом д.о. в виде отзыва или рекомендации. Каждый триместр заканчивается организацией выставки ра бот обучающихся Условия реализации программы. 1. Материально – техническая база. Для выполнения работ используются следующие инструменты и приспособления: кожа (натуральная, искусственная, замша и др.); ножницы; клей «Момент »,ПВА; резак; 9 разноцветные нити; иглы; декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки и т.д.); выжигатель; свеча акриловый лак кисти салфетки трехслойные синтепон. иглы ручные и швейные различного размера; их следует подбирать в зави симости от ткани. Для тонких тканей нужны иглы под номерами № 85 – 60; булавки; портновскими булавками можно будет скреплять различные детали для о б- легчения работы; нитки различных цветов и номеров; нитки следует подбирать в зависимости от толщ и- ны и цв ета ткани; наперсток: нужен для предохранения среднего пальца от уколов; колышек: с его помощью можно будет расправить все уголки и плотно набить куклу ватой или синтепоном; портновский мелок; нужен для выкраивания деталей; резцы: тупой и зубча тый для нанесения копировальных линий (желательно); ножницы: большие портновские, среднего размера, маленькие ножницы для разрез а- ния петель; измерительная лента (сантиметр); деревянная линейка длиной в 1 м, угольники (нужны для составления выкройк и); приспособления для приутюживания; они позволят легко и быстро разгладить все швы; пуговицы, крючки, кнопки; пуговицами разной формы и размера можно оформить гл а- за, кроме того, все данные предметы понадобятся при изготовлении одежды куклы; тесь ма отделочн ая, бейка ; выкройки; их лучше строить на миллиметровой бумаге; прокладочный материал; синтепон или вата, отрезки тканей для набивки; швейная машина; оверлок. 2. Педагог должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навык ами изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. 10 3. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и пос ле их окончания необходимо ос у- ществлять сквозное проветривание помещения. 4. В наличии должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. П. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 - й год обучения 11 № п/п Тема Теория Практика Всего часов 1 Введение. 2 2 2 Техника «д екупаж » 6 28 34 3 Куклы из капрона. 4 2 0 2 4 4 Художественная роспись 1 5 6 5 Изделия из кожи 21 39 60 6. Знакомство с различными техниками ДПТ (изготовление ковриков на р а- мах, топинарии кофейные.) 2 12 14 7 Выставка. 2 2 4 Итого: 38 106 144 2 - й год обучения № п/п Тема Теория Практика Всего часов 1 Введение. 2 2 2 Декупаж 7 21 28 3 Знакомство с различными техниками ДПТ (изготовление ковриков на рамах, топинарии цветочные.) 1 5 6 4 Куклы из капрона. 4 28 32 5 Художественная роспись 2 8 10 6 Изделия из кожи 16 46 62 7 Оформление выставки. 2 2 4 Итого: 34 110 144 Ш. СОДЕР ЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 12 1год обучения. № пп Содержательный компонент. Теория Практика Всего 1 Введение Организационное занятие. 2 2 Техника «декупаж» 8 38 46 2 Знакомство с техникой «декупаж». 2 3 Принципы работы с деревянн ой поверхностью. Декупаж с салфеткой. 1 11 12 4 Понятие цветового круга и правилах смешивания красок. Составление палитры к выбранному изображению Работа с темной и светлой поверхностями 2 2 4 5 Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, свечи) 1 11 12 6 декупаж на стеклянной поверхности трехслойной са л- феткой. 4 4 7 Знакомство с различными техниками ДПТ (изготовление ковриков на рамах, топинарии кофейные.) 2 12 14 8 История куклы. Самые первые куклы, созданные по образу и подобию человека. Ку кла — одна из самых древних игрушек в мире - презентация. 2 2 9 Каркасные куклы и объемные без каркаса. 2 2 10 Вырезание деталей куклы из колготок, набивка синтеп о- ном, прошив черт лица – губ, носа, бровей, ушей; приш и- вание или вышивание глаз; изгото вление и пришивание волос (из ниток мулине, шерстяных ниток, пакли и др. варианты) Прошив рук, ног, туловища, набивка синтеп о- ном. Соединение кукольных деталей в единое целое п о- тайными стежками части. Шитье одежды для куклы. 20 20 11 Выставка работ. 1 1 2 12 Художественная роспись по дереву, стеклу, металлу. Роспись самоваров. чайников (обезжиривание, грунтовка, роспись) 1 5 6 13 Знакомство с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кож и и 2 2 13 № пп Содержательный компонент. Теория Практика Всего замши, необходимых в быту. Простейшие инструменты: металлическая линейка, пластмассовый треугольник, к а- рандаш, пинцет, молоток, ножницы Они используются при работе с кожей. 14 Техника безопасности на рабочем месте. Правила техники безопасности при работе с электроприб орами 2 2 15 Экскурсия в историю. Знакомство с народным искусс т- вом, художественными промыслами. Виды и жанры н а- ционального искусства. Знакомство с работами по коже и техникой изготовления. 1 1 2 16 Реставрация кожи. Этапы реставрации кожи. Удаление пят ен от чернил, плесени, общего загрязнения. Способы быстрой реставрации. 1 1 2 17 Подготовка кожи к работе. Окраска кожи простейшим способом. Растяжка кожи на гвоздях. Обработка кожи кремами и лаком Инструменты и материалы. Виды инструментов, способы рабо ты с н и- ми, техника использования сложных инструментов. Пр а- вила подбора инструментов для изготовления изделий. 1 1 2 18 Подготовка рабочего места. Правила техники безопасности при работе с кожей. Пр а- вила работы с острыми и колющими предметами. Умение план ировать рабочее время, поэтапная работа. 1 1 2 19 Основы материаловедения. Виды кожи: тонкая – печаточная, толстая – шеврет. Структура кожи, изменение кожи под воздействием те п- ла, холода, кремов, красителей. 1 1 2 20 Выделка кожи. Дубление кожи. Спосо бы придания коже эластичности, прочности, износоустойчивости. Растительное, хромовое и комбинированное дубление. 1 1 2 21 Композиционный набор. Сочетание цветов. Отделочные и сопутствующие мат е- риалы. Зарисовки. Комбинирование изделий. 1 1 2 22 Обмотка . Обтяжка мелких изделий. Использование то н- кой кожи для обмотки сложных и простых изделий. Виды изделий, техника их изготовления. Знакомство с диза й- ном. Сочетание цвета в композиционном решении. По д- 3 3 14 № пп Содержательный компонент. Теория Практика Всего бор рисунка путем склеивания. Изготовление выкроек. Виды в ыкроек, способы их применения, умение комбин и- ровать и сочетать композицию. Увеличение и уменьш е- ние выкроек. 23 Изготовление выкроек и трафаретов. Материал для изготовления выкроек и шаблонов. Спос о- бы сохранения и использования шаблонов. 1 1 2 24 Работа с клеем. Способы работы с клеем. Техника без о- пасности при работе с различными видами клея. Виды клея при работе с кожей. Броши. Виды брошей. Испол ь- зование их как украшение. Практическая работа. Зарисо в- ка будущего изделия. Поэтапное изготовление изде лия. 1 3 4 25 Обработка кожи на свечке. Правила техники безопасн о- сти при работе со свечой. Виды обработки изделия. 1 1 2 26 Обработка кожи на электроплите. Правила техники без о- пасности при работе с электроприборами. Методы обр а- ботки на электроплите. 1 1 2 27 Цветы. Виды цветов, способы обработки. Элементы цв е- тов, как метод обработки на свече. Изготовление выкроек, лекал. Раскрой. Сборка цветов 1 5 6 28 Листья. Виды листьев. Вырезание. Обработка на свече, изготовление композиции. 1 5 6 29 Еловая в етка. Плетеная корзина. Плетение. Разнообразные виды плетения. Подбор мат е- риала, поэтапное изготовление изделия. Один из видов отделки кожи. Поэтапная технология изготовления ко р- зины. 1 5 6 30 Мелочи из кожи. Виды мелких изделий из кожи. Краткое сведен ие об изделиях. Способы применения в быту. Зар и- совки эскизов будущего изделия. Изготовление своего изделия. 1 5 6 31 Аппликация. Украшение из кожи. Поэтапное изготовление апплик а- ции. Изготовление брелков. Виды брелков. Практическая р а- бота. Зарисовка буд ущего изделия. Поэтапное изготовл е- ние изделия. 1 3 4 15 № пп Содержательный компонент. Теория Практика Всего 32 Выставка 1 1 2 итого 38 106 144 2 год обучения № пп Содержательный компонент Теория Практика Всего 1 Вводное занятие. Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, прог раммой обучения, изготовления изделий в технике декупаж 2 2 2 Понятие об объемном декупаже. 2 2 3 Финишная отделка 2 2 4 4 Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. 1 3 4 5 Изготовление тарелки в технике декупаж и кракелюр 1 5 6 6 Изготовление панно в технике декупаж и кр а- келюр 4 4 7 Декупаж при помощи файла. Практическая р а- бота. Изготовление 1 7 8 8 Знакомство с различными техниками ДПТ (и з- готовление ковриков на рамах, топинарии цв е- точные.) 1 5 6 9 История кукол. 2 2 10 МК по каркасным куклам . 2 2 11 Изготовить голову куклы: наполнить загото в- ку синтепоном, сделать утяжки, оформить ; Закрепить голову на каркасе из пластиковой бутылки Изготовить ручки, ножки куклы, прикрепить к каркасу Сшить одежду для куклы; Выполнить окончательную отделку, д обавить 14 14 16 № пп Содержательный компонент Теория Практика Всего аксессуары 12 Изготовление интерьерной куклы Задачи: 1. Выбрать возможный вариант изготовления куклы 2. Провести исследовательскую работу 3. Продумать технологию изготовления 4. Подобрать соответствующие материалы для изготовления к укол 5. Изготовить куклу 14 14 выставка 1 1 2 13 Художественная роспись по дереву, стеклу, металлу. Роспись подносов. разделочных д о- сок. 2 8 10 14 Вводное занятие. Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения , изготовления изделий из кожи и замши, нео б- ходимых в быту. Техника безопасности на р а- бочем месте. Правила техники безопасн о- сти при работе с электроприборами. 2 2 15 Изготовление брелка. Изготовление брелка. Конструктивные виды брелков, способы изг о- товления, виды кожи. 1 3 4 16 Изготовление закладки. Виды закладок, те х- ника их изготовления. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изг о- товление изделия. 1 3 4 17 Вазы из папье - маше, «оклеивание». Сп о- собы изготовления ваз, виды ваз. Практическая работа. Зарисовка будущей вазы, изготовление изделия. 1 3 4 18 Изг отовление коробочки. Обтяжка. Пра к- тическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия. 1 3 4 19 Украшение из кожи. Заколки. Виды украш е- ния, приемы их изготовления. Практическая работа . Зарисовка будущего изделия. Заколка. 1 3 4 17 № пп Содержательный компонент Теория Практика Всего Использование в быту. Виды заколок. Практ и- ческая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия. 20 Отделка кожей. Декоративная отделка к о- жей, исполь зуемая для украшения изделий. Виды отделок. 1 3 4 21 Браслеты. Выбор формы и цвета будущего изделия. Виды изделий, выполнение изделий. Подбор материала и инструментов для выпо л- нения изделия. 1 3 4 22 Панно из кожи. Розы Виды панно, способы их изготовления. Объемные и плоские па н- но. Изготовление выкроек, лекал. Раскрой. Сборка цветов 1 5 6 23 Панно цветочное. Практическая работа. Зар и- совка будущего панно. Поэтапное изготовл е- ние панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы. 1 5 6 24 Панно на морскую тему. Практическая работа. Зарисовка будущего панно. Поэтапное изг о- товление панно. Шаблоны, подготовка мат е- риала, выбор цветовой гаммы. 1 3 4 25 Панно с использованием папье - маше (ку в- шин,ваза).Практическая работа. Зарисовка б у- дущего панно. Поэтапное изготовление панно. Шаблоны, п одготовка материала, изготовление половинки вазы из папье – маше, выбор цвет о- вой гаммы. 1 5 6 26 Панно на выбранную тему. Практическая р а- бота. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы. Зарисов ка будущего панно. Поэтапное изготовление панно. 1 5 6 27 Выжигание по коже. Выжигатель. умение р а- ботать, правила техники безопасности при р а- боте с ним. Умение выжигать, украшать изд е- лие выжиганием, сочетать в комп озиции. 1 3 4 28 Оформление выставки. Выставка. Итоговое занятие 1 1 2 18 № пп Содержательный компонент Теория Практика Всего итого 34 110 144 1У. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечен ие программы учитывает п сихологические особенности детей . В ы- бор средств, методов, форм проведения занятий зависит от возраста детей, их индивидуальных способностей. Немалый успех работы педагога зависит от выбора методов обучения. При реал и- зации данной программы используются следующие методы (классификации методов по типу п о- знавательной деятельной (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) : объяснительно - иллюстративный метод:  знания обучающимся предлагают в «готовом виде»;  педагог организовывает различные спос об ы восприятия этих знаний;  обучающиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей пам я- ти; репродуктивный метод:  знания обучающимся предлагаются в «готовом виде»;  педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;  обучающ иеся усваивают знания, понимают их и запоминают;  прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний; проблемное изложение является переходным от исполнительской к творческой деятельн о- сти частично — поисковый (эвристический):  педаг ог организовывает поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;  обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают познав а- тельные задачи. Учебная деятельность развивается по схеме: педагог — обучающийся — педагог — обучающийся и т.д. Часть знаний сообщает педагог, часть обучающиеся добываю т самостоятельно. исследовательский метод: педагог вместе с обучающимися формирует проблему, разрешению которой посвя щается отрезок учебного времени. 19 № № пп Раздел, тема Форма занятий М етоды Дидактический и наглядный м а- тер и ал, средства обучения и во с- питания Форма диагностики 1 Техника «д е- купаж» Беседа, лекция - беседа, беседа - практическое з а нятие выставка объясн и- тельно - иллюстр а- тивный , репроду к- тивный , ча с тично — поисковый (эвристич е- ский ) Иллюстрации, л и- тература по те х- нике декупаж , о б- разцы, схемы, слайды, мульт и- медиа, презент а- ции диапрое к тор, доска, ко м пьютер Выставки декор а тивно - прикладного тво р чества ( внутри учреждения , м у- ниципальные) самосто я- тельное выполнений изд е- лий, тестирование. Н а- блюд е ние. 2 Знакомство с различными техниками ДПТ (изгото в- ление ковриков на рамах, т о- пинарии цв е- точные.) Практические и теоретические зан я тия, беседа, , в ы ставки объясн и- тельно - иллюстр а- тивный , репроду к- тивный , ча с тично — поисковый (эвристич е- ский Карточки , схемы, образцы изд е лий, нитки, крючки, ножницы, иголки, альб о мы . слайды, мульт и- медиа, презент а- ции диапрое к тор, доска, ко м пьютер Выставки декор а тивно - прикладного тво р чества ( внутри учреждения , м у- ниципальные) самосто я- тельное выполнений изд е- лий, тестирован ие. Н а- блюд е ние. 3 Куклы из к а- прона. Беседа, теоретические, практические занятия. выста в- ки объясн и- тельно - иллюстр а- тивный , репроду к- тивный , ча с тично — поисковый (эвристич е- ский . Рисунки, схемы, готовые изд е лия, карта - гамма цв е- тов, слайды, ди с- ки, телевизор, к омпьютер, мул ь- тимедиа. Образцы цв е товых гамм. образцы изд е лий, нитки, крючки, ножницы, иголки Выставки декор а тивно - прикладного тво р чества ( внутри учреждения , м у- ниципальные) самосто я- тельное выполнений изд е- лий, тестирование. Н а- блюд е ние. 20 № № пп Раздел, тема Форма занятий М етоды Дидактический и наглядный м а- тер и ал, средства обучения и во с- питания Форма диагностики Художестве н- ная росп ись Беседа, теоретические, практические занятия. выста в- ки объясн и- тельно - иллюстр а- тивный , репроду к- тивный , ча с тично — поисковый (эвристич е- ский . Рисунки, схемы, готовые изд е лия, карта - гамма цв е- тов, слайды, ди с- ки, телевизор, компьютер, мул ь- тимедиа. Образцы цв е товых гамм. образцы изд е лий, нитки, крючки, ножницы, иголки Выставки декор а тивно - прикладного тво р чества ( внутри учреждения , м у- ниципальные) самосто я- тельное выполнений изд е- лий, тестирование. Н а- блюд е ние. Изделия из к о- жи Беседа, теоретические, практические занятия. выста в- ки объясн и- тельно - иллюстр а- тивный , репроду к- тивный , ча с тично — поисковый (эвристич е- ский . Рисунки, схемы, готовые изд е лия, карта - гамма цв е- тов, слайды, ди с- ки, телевизор, компьютер, мул ь- тимедиа. Образцы цв е товых гамм. образцы изд е лий, нитки, крю чки, ножницы, иголки Выставки декор а тивно - прикладного тво р чества ( внутри учреждения , м у- ниципальные) самосто я- тельное выполнений изд е- лий, тестирование. Н а- блюд е ние. 6.Литература 1. Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К ., Самматавет Э.Г. Технология художественных изд е- лий из кожи. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 2. Кожа в умелых руках. Сборник (Ред. - сост: О.Г.Жукова. - М.,1997. 3. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. - М., 1998. 4. Пушкина В.З. Кожа: П рактическое руководство. – И.: Изд - во “Эксмо”, 2003 . (серия “Ак а- демия мастерства”) 5. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000 . 6. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 . 21 7. Скребцова Т.О. , Данильченко Л.А., Ивлева А.Г. Объёмные картины из кожи - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 . 8. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд - во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 . 9. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд - во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 . 10. Ч ибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006. 11. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996. 12. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Пра ктическое руководство.