Рабочая программа творческого объединении «Волшебница»Рабочая программа общекультурного направления «Декоративно — прикладное творчество» «Мягкая игрушка »

МБУ ДО
«Центр дополнительного образования для детей»


СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР ___________________
от ______________ г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБУ ДО
______________________
от ___________________ г.










Рабочая программа творческого объединении
«Волшебница»
общекультурного направления
«Декоративно - прикладное творчество»
«Мягкая игрушка »








Программу составила
Майбах Татьяна Владимировна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр дополнительного
образования для детей»





Структура программы

Введение
Пояснительная записка, в которой конкретизируются актуальность, цель, задачи с учетом специфики кружка для обучающихся начального общего и основного общего образования.
Общая характеристика курса.
Описание места курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Содержание программы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.




















Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мягкая игрушка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования («Приказ №373 от 6 октября 09г» зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3) и на основе:
примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения). Примерная программа художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» автор О.А. Кожина.
примерной программы по учебному предмету «Изготовление игрушки», разработчик Л.Ю. Гречина

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика A.M. Кондакова.
Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.
Цель:
Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам кройки и шитья игрушки;
формирование у детей навыков ручного труда;
знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;
совершенствование умений и формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развитие умений ориентироваться в проблемных ситуациях;
создание базы для творческого мышления;
обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
воспитание в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
создание условий для максимальной самостоятельности детского творчества.
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе
воспитание трудолюбия, аккуратности.



Общая характеристика курса
Основное направление внеурочной деятельности общекультурное, вид – декоративно - прикладное искусство. Программа рассчитана  на общее ознакомление учащихся с изготовлением игрушки, приобретение основных навыков и умений.
Формы работы: Беседа, коллективная работа, индивидуально – практическая, консультация.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой);
поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в беседах, диспутах);
игровой (разнообразные формы игрового моделирования);
сюжетно-игровой.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Предложенные в данной программе модули, темы, задания и изделия следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.
Процесс изучения каждого модуля программы включает следующие этапы:
обзорное знакомство с каждой темой;
изучение основных технологических приемов;
практическое выполнение изделия.


Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка» реализуется в рамках проведения внеурочной деятельности с обучающимися с 1 по 10 классы.
Занятия кружка первого года обучения, проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, второго и третьего года обучения 3 раза в неделю по 2 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа кружка «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа представляет собой разработанный  курс общекультурного направления внеурочной деятельности в начальной школе, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек.
Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках так и внеурочной деятельности. На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Для наиболее  полного изучения, овладения большего количества информации в данной  области создан данный кружок, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении и т.п.
Опора на личностно- ориентированный подход в образовании.
Учет особенностей культуры своего народа, а также особенностей местной региональной культуры.
Основные педагогические принципы: любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития; индивидуальный личностный подход к каждому; создание ситуации успеха для каждого ребенка; обеспечение условий способствующих самореализации, саморазвитию, самоопределению, адекватной самооценке личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Должны знать
Должны уметь

– технику безопасности при работе с инструментами;
– исторические сведения о народной игрушке;
– виды ручных швов;
– основы кроя;
– технику изготовления народных кукол и современной игрушки;
– сведения о сувенирных изделиях.

– выполнять простые ручные швы;
– правильно раскроить материал, используя выкройки  и шаблоны;
– работать индивидуально с методическими картами;
– эстетично оформить игрушку;
– ориентироваться на качество изделий;
– изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов.
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.


Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Мягкая игрушка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Предметные:
-уважать и ценить искусство и художественно - творческую деятельность человека;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства.
Познавательные:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.
Школьники получат возможность научиться:
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности: умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Формы подведения итогов реализации программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.
1. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
выставки первых работ – в ноябре по результатам освоения основ кройки и шитья;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
2. Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фотографии продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Формы занятий
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями

Содержание программы курса

Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Вводные занятия.( 2ч)
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Техника безопасного труда. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль). Их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Портфолио работ, формы предоставления результата работы.
Раздел 2. Технология выполнения швов. (6ч)
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».
Раздел 3. Конструирование и оформление игрушки. (10)
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Основы сбора игрушек. Шарнирное крепление.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Раздел 4. Изделия первой сложности. (20ч)
Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки (шарика).
Изготовление цельнокроеных игрушек из 2-3 выкроек: шара – мяча на резинке, колобка, лягушонка, мышонка, рыбки, грибочка, цыпленка, снеговика, гусеницы.
Раздел 5. Изделия второй сложности. (56ч)
Изготовление игрушек из 4-6 выкроек: черепахи, цыпленка, утенка, попугая из ткани, паучка из меха, поросят, обезьянки из меха, тигренка на пластиковой бутылке, попугая из меха, портрета тигра, бегемота.
Раздел 6. Изделия из волокнистых материалов.(20ч)
Освоение технологии выполнения основы для изделий (помпона). Изготовление игрушек: цыпленка, домовенка, снеговика, медвежонка.
Раздел 7. Составление композиций из поделок. (8ч)
Составление композиций из сшитых игрушек разной сложности с использованием других материалов: «В зоопарке», «Зимние забавы», «Три поросенка», «На птичьем дворе».
Раздел 8. Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ.(8ч)
Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация выставок детских работ.
Раздел 9. Выездные занятия. (4)
Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детских садов.
Раздел 10. Беседы. (10ч)
Декоративно-прикладное искусство. История игрушки. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Свойства материалов и выбор по свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Технология изготовления изделий по выкройкам: определение формы, размеров, последовательности. Декоративное оформление изделий. Простейший ремонт игрушки.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;
технологию выполнения ручных швов;
технологию выполнения изделия по выкройкам;
технологию изготовления основы для цельнокроеных игрушек и игрушек из волокнистых материалов;
назначение и область применения материалов и инструментов;
уметь:
выполнять изученные швы;
выбирать материалы с учетом свойств;
изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию
быть: аккуратными, бережливыми, внимательными.

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Вводные занятия. (2ч)
Вводная беседа: знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. Портфолио работ, формы предоставления результата работы.
Раздел 2. Материаловедение. (10ч)
Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработка различных поверхностей тканей.
Основные ручные швы. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной» Способы закрепления нити. Различия между способами
закрепления нитей и их использование в процессе выполнения
игрушек.
Раздел 3. Цветоведение. (6ч)
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Раздел 4. Изделия второй сложности. (63ч)
Изготовление игрушек из ткани, меха из 5-6 выкроек: петуха, пингвиненка, домовенка, кролика, ежика, гномика, кота, медвежонка, жеребенка, змеи, лебедя, дракона.
Раздел 5. Изделия из волокнистых материалов.(20ч)
Изготовление игрушек: гусеницы из помпонов, гусеницы из клубков, лягушонка, зайчонка.
Раздел 6. Изготовление игрушек для школьного кукольного театра. (26ч)
История и назначение куклы бибабо. Технология изготовления основы для куклы бибабо. Коллективное изготовление куклы-девочки, куклы-мальчика, старичка и старушки, кота, лисы, петуха.
История и назначение маппет-куклы. Технология изготовления основы для маппет-куклы. Коллективное изготовление маппет-кукол по заявке кукольного театра.
Раздел 7. Изготовление полезных игрушек для дома и семьи. (28ч)
Предметы домашнего обихода, которые можно выполнять в форме мягкой игрушки. Расход материала. Технология изготовления салфеток,варижек, тапочек, конверта для пижамы, сказочных ковриков, диванных подушек разной формы, коврика для пола в виде льва.
Раздел 8. Самостоятельное изготовление игрушек по выбору. (8ч)
Выбор игрушки из предложенных руководителем выкроек и самостоятельное изготовление.
Раздел 9. Составление композиций из поделок. (18ч)
Составление композиций из сшитых игрушек разной сложности с использованием других материалов: «Белоснежка и семь гномов», «В лесу», «Летом в деревне», «Театр кукол».
Раздел 10. Дамские штучки. (22ч)
Изготовление бантов, поясков, браслетов, резинок и ободков для волос, сумочек, шкатулок.
Раздел 11. Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ. (10ч)
Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация выставок детских работ.
Раздел 12. Выездные занятия. (4ч)
Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детских садов.
Раздел 13. Беседы. (9ч)
Роль трудовой деятельности в жизни человека. Понятие рукотворного мира. Рукотворный мир как результат деятельности человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Мир игрушек.
Значение игрушки в жизни ребенка. Ознакомление с процессом изготовления игрушек на предприятии. Правила ухода за мягкой игрушкой.
Окраска материалов в домашних условиях. Аксессуары женской красоты
Коллективная работа. Осуществление сотрудничества при коллективной работе.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
технологию изготовления мягкой игрушки из разных материалов из 5-6 выкроек по описанию;
технологию выполнения основ для кукол бибабо и маппет-кукол;
правила коллективной работы;
уметь:
изготавливать мягкую игрушку из 5-6 выкроек по описанию, используя разные материалы;
изготавливать куклу-бибабо и маппет-куклу;
осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;
использовать полученные знания в быту.
быть: дружными, усидчивыми, экономными, аккуратными, бережливыми, внимательными.

Содержание программы третьего года обучения

Раздел 1. Вводные занятия. (2ч)
Вводная беседа: знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося. Портфолио работ, формы предоставления результата работы.
Раздел 2. Изделия второй сложности. (42)
Изготовление игрушек из ткани, меха из 5-6 выкроек: осьминожки, медузы, овечки, панды, слоненка, кота-лежебоки, пуделя, галантного мыша, кенгуру с кенгуренком, льва, дельфина с дельфинятами.
Раздел 3. Изготовление игрушек для школьного кукольного театра. (16ч)
Технология изготовления основы для куклы - марионетки. Коллективное изготовление кукол-марионеток по заказу. Технология основы для куклы на прищепке. Коллективное изготовление кукол на прищепке. Технология изготовления основы для кукол из использованных мягких игрушек. Коллективное изготовление кукол из старых мягких игрушек.
Раздел 4. Изготовление полезных игрушек для дома и семьи. (28ч)
Предметы домашнего обихода, которые можно выполнять в форме мягкой игрушки. Расход материала. Технология изготовления сумок и корзин для хозяйства, прихватки, газетчиц, мягких кашпо, грелок для чайника.
Раздел 5. Самостоятельное изготовление игрушек по выбору. (6ч)
Выбор игрушки из предложенных руководителем выкроек и самостоятельное изготовление.
Раздел 6. Проектирование собственной игрушки. (12ч)
Рисунок эскиза. Составление выкроек. Описание технологии изготовления игрушки. Шитье игрушки по своему замыслу. Защита проекта.
Раздел 7. Дамские штучки. (22ч)
Изготовление дамских сумочек, шкатулок, косметичек, кошельков поясков, воротников.
Раздел 8. Лоскутная пластика (28ч)
История развития ремесла. Художественные традиции крестьянского творчества.. Техника исполнения лоскутного шитья, выполнение орнамента из «треугольников», «квадратов», «полосок».Разработка эскизов. Изготовление панно из отдельных элементов.
Раздел 9. Вышивка. (19ч)
История развития ремесла. Художественные традиции крестьянского творчества. Правила перевода рисунка на ткань и работы в пяльцах. Способы нанесения рисунка на ткань Овладение техникой вышивания «крестиком», «стебельчатым швом», «тамбурным швом».вышивка узора на салфетке.
Раздел 10. Выполнение творческого проекта. (32ч)
Знакомство с анатомией проекта. Выполнение проекта поэтапно: поисково исследовательский, технологический, заключительный.Проект это «пять П»: Проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация. Шестое «П» проекта его портфолио
Раздел 11. Выездные занятия. (4ч)
Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детских садов. Участие в выставках декоративно-прикладного искусства городского и областного значения.
Раздел 12. Беседы. (5ч)
Исторические сведения о куклах бибабо, маппет, марионеток. Полезные игрушки и поделки для дома и семьи, изготовленные своими руками. Знакомство с игрушками – талисманами. Профессии, связанные с рукоделием. Где и как можно применить полученные на кружковых занятиях знания и умения.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
технологию выполнения основ для кукол-марионеток, кукол на прищепке, кукол из использованных мягких игрушек;
где и как применять полученные на кружковых занятиях знания и умения;
уметь:
самостоятельно изготавливать игрушку по предложенным выкройкам;
проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
применять полученные знания, умения и навыки в быту;
быть: дружными, уважительными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.

Учебный план




Разделы программы
Количество часов



1
год
2
год
3 год


1.

Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности


2 ч


2 ч


2 ч


2.

Технология выполнения швов


6 ч

-

-

3.
Материаловедение
-
10 ч
-

4.
Цветоведение
-
6 ч
-

5.

Конструирование и оформление игрушки
10 ч
-
-


6.

Изделия первой сложности: мягкие цельнокроеные игрушки из 2-3 выкроек


20 ч


-


-


7.

Изделия второй сложности: мягкие игрушки из 4-6 выкроек


56 ч


63 ч


42 ч


8.

Изделия из волокнистых материалов

20 ч

20 ч

-


9.


Изготовление игрушек для школьного кукольного театра

-

26 ч


16 ч


10.

Изготовление полезных игрушек для дома и семьи

-

28 ч

28 ч


11.

Самостоятельное изготовление игрушек по выбору


-

8 ч

6 ч


10.

Проектирование собственной игрушки

-

-

12 ч


12.

Составление композиций из поделок

8 ч

18 ч

-


13.

Дамские штучки.

-

22 ч

22 ч


14.

Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ


8 ч


10 ч


-



15.


Лоскутная пластика
-
-


28 ч


16.

Выполнение творческого проекта

-

-

32ч


17.

Вышивка

-

-

19ч


17.

Выездные занятия (музеи, выставки, ДК)

4 ч

4 ч

4 ч


18.

Беседы

10 ч

9 ч

5 ч



Всего:

144ч

216ч

216ч





























Учебно-тематический план первого года обучения



Наименование разделов и тем


Количество часов




Теория

Практика


1.
2.
3.
4.
Вводные занятия (2 часа)
Из истории мягкой игрушки
Необходимые материалы и инструменты
Организация рабочего места
Инструктаж по технике безопасности

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч




1.
2.
3.
4.
5.
6.
Технология выполнения швов
(6 часов)
Шов «вперед иголку»
Шов «назад иголку»
Шов «строчка»
Петельный шов
Шов «через край»
Потайной шов




1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч



1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Конструирование и оформление игрушки (10 часов)
Как сделать эскиз
Конструирование выкроек
Как правильно раскроить игрушку
Как собрать игрушку
Как оформить игрушку
Как сделать глазки
Как украсить игрушку


0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч


0,5 ч
0,5 ч
1 ч
-
1,5 ч
1,5 ч
1,5 ч


1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Изделия первой сложности (20 часов)
Основа для цельнокроеной игрушки (шарик)
Шар – мяч на резинке
Колобок
Лягушонок
Мышонок
Рыбка
Грибок из двух шариков
Цыпленок
Снеговик
Гусеница Фрося (из 4 – 8 шариков)





1 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
4 ч


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Изделия второй сложности (56 часов)
Черепаха
Цыпленок на основе
Утенок на основе
Попугай из ткани
Паучок из меха
Поросята
Обезьянка из меха
Тигренок на пластиковой бутылке
Попугай из меха
Портрет тигра
Бегемотик



4 ч
4 ч
4 ч
6 ч
6 ч
6 ч
6 ч
6 ч
6 ч
2 ч
6 ч



1.

2.
3.
4.
5.
Изделия из волокнистых материалов (20 часов)
Основа для изделий из волокнистых материалов
Цыпленок
Домовенок
Снеговик
Медвежонок



0,5



1,5
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч



1.
2.
3.
4.
Составление композиций из поделок
(8 часов)
«В зоопарке»
«Зимние забавы»
«Три поросенка»
«На птичьем дворе»



2 ч
2 ч
2 ч
2 ч



1.

2.

3.

4.
Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ (8 часов)
Конкурс и выставка работ первой сложности
Конкурс и выставка работ второй сложности
Конкурс и выставка работ из волокнистых материалов
Выставка композиций




2 ч

2 ч

2 ч
2 ч


Выездные занятия (4 часов)




1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
Беседы (10 часов)
Декоративно-прикладное искусство
Многообразие материалов и область их применения
Природные и искусственные материалы
Выбор материалов по их свойствам
Подготовка материалов к работе
Бережное использование и экономное расходование материалов
Декоративное оформление изделий
Ремонт игрушки

1 ч

2 ч
1 ч
2 ч
1 ч

1 ч
1 ч
1 ч



Всего:
144 ч


Учебно-тематический план второго года обучения




Наименование разделов и тем

Количество часов



Теория
Практика


1.
2.
3.
Вводные занятия (2часа)
Организация рабочего места. План работы на год.
Инструктаж по технике безопасности
Повторение изученного на первом году обучения


1 ч
0,5 ч
0,5 ч



1.
2. 3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Материаловедение (10 часов)
Виды тканей и их получение.
Свойства тканей и их получение.
Способы обработки различных поверхностей тканей.
Виды швов и их классификация.
Ручные швы и их выполнение.
Способы закрепления нити
Шов «Вперед иголкой»
«Петельный»
«Стебельчатый»
«Потайной»
Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.



1 ч
0,5 ч

0,5 ч






0,5 ч
0,5 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Цветоведение (6 часов)
Основные цвета.
Цветовой круг.
Теплые и холодные цвета.
Возможности цвета в композиции.
Сочетание цветов.
Сопоставление цветовой гаммы.
Таблица сочетаемости цвета.



0,5 ч
0,5 ч




0,5 ч
0,5 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч



1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Изделия второй сложности (63 часа)
Петух
Пингвиненок
Домовенок
Кролик
Ежик
Гномик
Кот
Медвежонок
Жеребенок
Змея
Лебедь
Дракон




5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
6 ч
5 ч
5 ч
6 ч
6 ч


1.
2.
3.
4.
Изделия из волокнистых материалов (20 часов)
Гусеница из помпонов
Гусеница из клубков
Лягушонок
Зайчонок




6 ч
6 ч
4 ч
4 ч




1.
2.
3.
4.
5.
6.
Изготовление игрушек для школьного кукольного театра – коллективная работа
(26 часов)
Основа для куклы-бибабо
Девочка и мальчик
Старичок и старушка
Кот, лиса, петух
Основа для маппет-куклы
Изготовление маппет-кукол




0,5ч
1 ч
1 ч
1 ч
0,5ч
1 ч





5 ч
5 ч
6 ч

5 ч


1.
2.
3.
4.
Составление композиций из поделок (18 часов)
«Белоснежка и семь гномов»
«В лесу»
«Летом в деревне»
«Театр кукол»


4 ч
4 ч
6 ч
4 ч


1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дамские штучки (22 часа)
Изготовление бантов
Поясок
Браслет
Резинки и ободков для волос
Сумочка
Шкатулка


1 ч



4 ч
4 ч
3 ч
4 ч




1.
2.

3.
4.
Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ (10 часов)
Конкурс и выставка работ второй сложности
Конкурс и выставка работ из волокнистых материалов
Выставка композиций
Выставка кукол для театра




2 ч

2 ч
4 ч
2 ч


Выездные занятия (6 часов)


6 ч


1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

Беседы (10 часов)
Трудовая деятельность в жизни человека
Рукотворный мир как результат труда человека
Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
Мир игрушек
Процесс изготовления игрушки на предприятии
Уход за игрушкой
Окраска материалов
Осуществление сотрудничества при коллективной работе

1 ч
1 ч

2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч

1 ч













Всего:
216 ч



























Учебно-тематический план третьего года обучения




Наименование разделов и тем

Количество часов



Теория
Практика


1.
2.
3.
Вводные занятия (2часа)
Организация рабочего места. План работы на год.
Инструктаж по технике безопасности.
Повторение изученного на первом и втором году обучения


1 ч
0,5 ч

0,5 ч



1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.


Изделия второй сложности (42 часа)
Осьминожка из меха
Медуза
Овечка из меха
Панда
Слоненок
Кот-лежебока
Пудель
Галантный мышь
Лев
Дельфин с дельфинятами



4 ч
4 ч
4 ч
6 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч





1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
Изготовление полезных игрушек для дома и семьи (28 часов)
Предметы домашнего обихода.
Расход материала, правила экономии
Технология изготовления сумок и корзин для хозяйства.
Прихватки
Газетчица
Мягкое кашпо
Грелка для чайника.
Декоративная подушка.



1 ч
1 ч
2 ч






4 ч
4 ч
4 ч
6 ч





1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

Изготовление игрушек для школьного кукольного театра – коллективная работа
(16 часов)
Основа для куклы-марионетки
Страусенок
Динозаврик
Изготовление кукол-марионеток по заказу кукольного театра
Основа для куклы на прищепке
Маленькая Баба-Яга на прищепке
Изготовление кукол на прищепке по заказу кукольного театра
Основа для кукол из старых мягких игрушек
Изготовление кукол из старых мягких игрушек




0,5 ч




0,5 ч



0,5 ч




2,5 ч
2,5 ч

2 ч

1,5 ч

2 ч

4 ч




Самостоятельное изготовление игрушек по выбору (6 часов)





5 ч



Проектирование собственной игрушки
(12 часов)




10 ч


1.
2.
3.
4.
5.

Дамские штучки (22часа)
Изготовление дамских сумочек
Шкатулка
Косметичка
Кошелек
Поясок




5 ч
4 ч
4 ч
4 ч
4 ч


1.
2.

3.
4.

5.
6.
Лоскутная пластика (28часов)
История развития ремесла.
Художественные традиции крестьянского творчества..
Техника исполнения лоскутного шитья. Выполнение орнамента из «треугольников», «квадратов», «полосок».
Разработка эскизов.
Изготовление панно из отдельных элементов.









2 ч

8 ч
2 ч
13 ч



1.
2.

3.

4.
5.

6.
Вышивка (19часов)
История развития ремесла.
Художественные традиции крестьянского творчества.
Правила перевода рисунка на ткань и работы в пяльцах.
Способы нанесения рисунка на ткань.
Овладение техникой вышивания «крестиком», «стебельчатым швом», «тамбурным швом».
Вышивка узора на салфетке.

















12ч



1.
2.



3.
4.
5.
6.
7.
Выполнение творческого проекта. (32ч)
Знакомство с анатомией проекта.
Проект это «пять П»: Проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация. Шестое «П» проекта его портфолио
Выполнение проекта поэтапно.
Поисково – исследовательский этап.
Технологический этап.
Заключительный этап.
Презентация проекта



















12ч




Выездные занятия (4 часа)



6 ч


1.
2.
3.
4.
5.

Беседы (5 часов)
Из истории разных кукол для театра.
Полезные игрушки для дома и семьи
Игрушки-талисманы
Профессии, связанные с рукоделием
Где и как можно применить полученные знания и умения

1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч








Всего:
216 ч



















Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.
-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
-ткани, мех;
-нитки катушечные разных цветов;
-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
-картон;
-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;
-ножницы, иголки, наперсток;
-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
-пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
-щетка для расчесывания меха;
-электрический утюг;
-спецодежда;
-самоклеющаяся цветная бумага.

Оборудование класса
Занятия кружка проводятся в кабинете технологии, который оборудован всем необходимым для проведения занятий.
Ученические столы с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка для образцов.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.





Методические рекомендации. Выполнение графических работ.
На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись название модели и ее краткая характеристика.
Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.
Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.
В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.
Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.
При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.
При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса, нитей.
Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина с припуском 0,51 см.
Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным
прибавлением на швы0,30,5 см.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.
Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.
Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.
Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать формы
следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.
Техника безопасности трудa.
На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности.
При работе ножницами, иголками, булавками:
-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы
не уколоться об их острые концы.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. -Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо
прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в
стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную
подушечку.
-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
- Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
- Сломанную иглу следует отдать руководителю. При работе электроутюгом:
-При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
-Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем; иначе он может упасть на пол, на ноги, При падений может возникнуть короткое замыкание.
-Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его
включенным в сеть без присмотра.
-Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. -
-Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что может привести к излому провода и короткому замыканию.
Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

Список литературы
Список литературы имеет рекомендательный характер. Предложенный перечень  литературы отражает  темы и разделы данной программы.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ №373 от 6 октября2009 год, зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
Примерная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с.
Примерная программа по учебному предмету «Изготовление игрушки», разработчик Л.Ю. Гречина заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел г. Братска Иркутской обл.; Москва 2013 год.
Антоначчо Мара Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.
Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».)
Вали Берти Джанна Лоскутное шитье. От простого к сложному. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил.
Войдинова Н.  «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004
Городкова Т.В.; Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с; ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
Дайн Г. «Игрушка в культуре России», коллекция книг (4 книги), Хотьково, Сергиев Посад, 2010-2012
Дайн Г., Дайн М. «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции». М., 2008
Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».)
. Кузьмина М.  «Такие разные куклы».  М., «ЭКСМО», 2005
. «Самоделки из текстильных материалов» Г.И. Перевертень М. Просвещение 1990
Юкина Л. «Энциклопедия куклы». М., «АСТ – Пресс», 2001
Учебно-профилактическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, копировальной и др.
Лоскутки тканей.
Материалы для отделки готовых изделий.
Ресурсы сети интернет




























зђ Заголовок 115