5 класс Ты сам мастер декоративно прикладного искусства изготовление вазы

Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема урока: Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.
Цель урока:
Научить выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал;
Развивать творческую фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;
Задачи урока:
воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.
Материалы: разные по форме баночки, цветные нитки, бусины, ленты, цветные лоскуты, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.
Зрительный ряд:
оформление класса – вазы стеклянные и керамические разные по форме.
Тип урока: комбинированный.
Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);
- наглядные (демонстрация пособий,);
- социальный (сочетание индивидуальной );
- метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).
Формы организации работы на уроке: фронтальная.



Этапы урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Планируемые результаты




УУД: Познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р).

Организационный момент
 Слушают учителя
Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.


Здравствуйте ребята.
Проверьте все ли у вы приготовили к уроку.
Я держу в ладонях солнце
И дарю его друзьям
Улыбнитесь – это просто
Лучик солнца – это вам!
У меня в руках лучики с заданиями. Выберите, пожалуйста, себе задания и ответьте на вопросы.
 




Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)

Актуализация опорных знаний
Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

Мини-сообщения:
Из истории
Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла. Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма вазы обязана своим появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев. Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер. В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни. В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов. На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня. Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров
 Вам было дано домашнее задание подготовить небольшие сообщения из истории ваз.


















Вывод: Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров












 Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).






Моделирование и преобразование объекта (П), анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Проблемный вопрос
 Дают свои варианты ответов.











Задачи:
познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы
научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы
овладеть навыками конструирования из подручного материала.
- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.
- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. Какие предметы ДПИ Древней Греции сохранило время? (античные вазы)
- Посмотрите, пожалуйста, что у нас приготовлено к уроку и постарайтесь определить тему урока.
(тему – на доску). Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
Цель нашего урока развитие творческой фантазии.
(цели – на доску)
Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.
Для достижения нашей цели какие вы должны решить задачи?






- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?
 Выражение своих мыслей(К)

Формирование новых знаний










Слушают учителя

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.
На уроке вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по – настоящему ценить красоту.
Здесь представлены вазы из стекла и керамики, а мы с вами сделаем своими руками красивую декоративную вазу.
Но для начала нам необходимо:
1. определиться в выборе места, где будут размещены наши работы (в коридоре, столовой, рекреации);
2. решить, каков будет размер вазы.
 Анализ, синтез, сравнение(П), извлечение необходимой информации(П), личностное переживание(Л).









Физкультминутка
Слушают учителя и выполняют действия.
В качестве физкультминутки используем воздушное рисование.
1 упр. – правой рукой нарисовать вазу
2 упр. – теперь нарисуем туже вазу, но головой
3 упр. – а теперь нарисуем волну. Отдохнули, улыбнулись, продолжаем работать.


Практическая работа
Дают свои варианты ответов.
Выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.


У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать вазу?
Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно сделать вазу.
Для работы нам понадобится:
разные по форме баночки, цветные нитки, бусины, ленты, цветные лоскуты, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.
Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.
Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
Ознакомьтесь с инструкцией:
Методика изготовления вазы
Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).
2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса)
Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.
На основу наносим клей тонким слоем (не более 2 сантиметров).
Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.
Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.
Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию. Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу, чтобы спрятать стекло и картон.
Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.
. Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.
Т Во время практической работы учитель проводит:
контроль за правильностью выполнения приемов работы;
оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в работе;
контролирует объем и качество выполненной работы.
 Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).


Анализ работ
 Каждый ученик, завершив работу выставляет ее для просмотра и обсуждения.
 Просмотр и обсуждение работ.
Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р). 

Рефлексия
Идет обсуждение учащимися.
Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие вазы?
– Как изменилось бы помещение?
- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, зачем нужна ваза?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?
Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л).

Домашнее задание: подготовьте эскиз для украшения вашей вазы.
Закончить урок мне хотелось бы словами: «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть» я желаю вам видеть в мире только прекрасное.
Спасибо за урок.

синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).







Из истории
Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла.
Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма
вазы обязана своим
появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.



До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев.
Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически
оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать
из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.



Форма ваз имеет символический характер.
В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни.
В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким
горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума
над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов.
На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня.
Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре.
В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим
разнообразием форм и декоров








Инструкция
изготовления вазы

1. Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки
(меньшим основанием конуса)

3. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки
(меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

4. На основу наносим клей тонким слоем (не более 2-х сантиметров).

5. Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

6. Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

7. Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию.
Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу,
чтобы спрятать стекло и картон.

8. Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

9. Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.



Тема урока:
Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.




Задачи:
1. Познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы;
Научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы;
Овладеть навыками конструирования из подручного материала.
Цель нашего урока:

- развитие творческой фантазии;
- вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.






План урока
I. Проверка домашнего задания:
1.Сообщения учащихся
II. Работа по теме урока
Знакомство с инструкцией изготовления вазы
Практическая работа
III. Обсуждение работ
1. Домашнее задание
15