План – конспект классного часа в 10 классе «Образ русской женщины в искусстве и литературе»


План – конспект классного часа в 10 классе
«Образ русской женщины в искусстве и литературе»
Цель:  посредством художественного слова показать красоту и гармонию жизни через образ женщины в русской культуре.
Задачи: воспитание нравственности и эстетики учащихся,
Развитие монологической речи учащихся.
развитие их кругозора,
формирование и поощрение интереса к литературе и искусству.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход классного часа
Вводно-мотивационный этап
Слово учителя: разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли.
В искусстве и литературе существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили. (слайд 1)
Операционно-содержательный этап
Давайте узнаем, как изображался образ русской женщины в искусстве и литературе на протяжении нескольких веков.
Сообщения учащихся (Приложение №1, 2, 3)
Рефлексивно-оценочный этап
Как, по-вашему мнению, должна выглядеть современная женщина?
Итог. Образ женщины за несколько веков русского искусства претерпел значительные изменения. Но, по сути своей сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.
Литература
Антипова В.Б. Неиссякаемый источник вдохновения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://poipkro.pskovedu.ru
Беляева В.Г. Образ женщины в искусстве. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ruГадюкина Л.Г. Классный час "Образ русской женщины" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://videouroki.net
Образ русской женщины в культуре. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ruПриложение №1
В древней Руси не существовало светского искусства. В русском фольклоре женщина предстает в самых различных ипостасях: тотема, древне языческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д. (слайд 2) Ее образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим. Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом.
В народных сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. (слайд 3) Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница — и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, — в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.
Однако свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых. (слайд 4) Одна из известных нам древнейших икон "Владимирская богоматерь", написана в XII веке.Древнерусские былины знают лучших стрелков из числа женщин (жена Дуная). История русских земель с середины XII века (по упоминаниям Киевской, Ипатьевской, Новгородской и других летописных сводов) знала много имен княгинь и боярынь, участвовавших в политической жизни отдельных княжеств и даже осуществлявших единоличное правление. Период 30-50-хгодов XII века в истории Полоцкого княжества назван «полоцким матриархатом». (слайд 5) В числе княгинь-правительниц были представительницы семьи князя Святослава Всеславича, жена великая княгиня Ольга. В древнерусской литературе описана женщина-героиня –Ярославна из «Слова о полку Игореве», которую Е.Осетров, исследователь древнерусской культуры, знаток древнерусской литературы, назвал «прекрасной, трогательной, героичной». Плач Ярославны был слышен в Путивле, на городской стене. Нельзя не согласиться с подобной оценкой.
Приложение №2
 К концу XYI-XYII века в России появляется светское искусство. В моду входят парсуны, которые внешне очень напоминают иконы, но на которых, как правило, изображаются реальные люди. (слайд 6)И вот, к концу 18 века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось. Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. (слайд 7) В портретах художников-иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в этот образец психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластья, мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Главное в жизни - властвовать в сердцах мужчин.
Но не только известные красавицы и дамы высшего света привлекали внимание живописцев. Пример тому - "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" И. Аргунова. (слайд 8)
В этом портрете прослеживается некая гармония. Молочная белизна лица оттенена ржаным золотом шитья и приглушена красным цветом сарафана, кокошника, бус. Плавность основных линий, округленность формы отвечают мягкой поэтичности образа.
В ряде портретов наряду с очарованием, поэтичностью мы видим в образах женщин величие и мудрость, возвышенность мыслей и чувств, о которых так любила распространяться в своих письмах философам Екатерина II. (слайд 9) В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. (слайд 10) Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д.Г.Левицкого как бы отражают эту педагогику. Художник изображает девушек в театрально-праздничной приподнятости. По этим портретам можно одновременно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи. Идеальное и жизненное сплетаются в один ряд.
В 90-е годы XYIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма. (слайд 11)Классицизм предписывал при изображении женщин величественно скромную одежду греческих богинь. На портретах художника Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые одеяния античных богинь.
 Романтизм - новая эпоха в искусстве XIX века. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин, выдвинутому творчеством Карамзина, Жуковского оказали большое влияние на Кипренского и других художников первой половины XIX века. Их портреты все больше отражают все характерные черты романтизма. (слайд 12)
По мнению многих литературоведов, тип женщины-страдалицы, молчаливо несущей свой крест, свою неразделённую любовь, хотя и нередко ответную, готовую на самопожертвование, берёт своё начало с карамзинской «Бедной Лизы». (слайд 13) Это сочетание греха и святости, искупление своего греха, жертвенность, можно обнаружить у многих героинь русской литературы. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
В середине XIX века женские образы на портретах уже лишены возвышенности предыдущей эпохи. В портретах К.Брюллова, В.Гау и других художников прежних мечтательниц сменили кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет. По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки. (слайд 14)
В противовес таким портретам в русском искусстве 1 половины XIX века появляется новое движение "простонародного" женского портрета - сентиментального у Тропинина и поэтичного у Венецианова. (слайд 15) Эти художники создают идеализированный образ женщины из народа, вслед за ними художники-передвижники создали нравственный образ женщины-труженицы.
Жертвенность во имя другого – идеал женщины - «смиренницы», «крестовой сестры». Подобный тип можно встретить на страницах любого отечественного классического произведения. Жертвенность характерна в определённой степени и для тургеневских героинь, подобные же типы, как уже было отмечено, мы обнаруживаем и в романах И.А.Гончарова, И.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, И.С. Тургенева (слайд 16)
Приложение №3
 В начале XX века в искусстве появляются новые тенденции. Художники начинают искать новые формы в живописи. Некоторые художники ищут для себя идеалы в будущем, некоторые обращаются к прошлому. Женские образы теперь часто лишены простодушности, открытости. Характерна в этом отношении живопись Виктора Борисова-Мусатова. О воспринимает действительность через представление о зыбкой, неясной мечте. Очень часто его женские образы неотделимы от пейзажа. (слайд 17)Образу женщины у М. Врубеля присуща драгоценная хрупкость мечты, пожелавшей на краткий миг воплотиться в реальность. Вымышленное у него сплетается с действительным, духовное - материализуется, материальное - одухотворяется.  (слайд 18)
Представители русского авангарда в своем творчестве пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто совершенно новые формы. Любопытна картина крупного русского авангардиста Казимира Малевича "Девушка с красным гребнем". (слайд 19)
Для многих художников женский образ ассоциировался с темой материнства.  Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала 20 века - К.Петрова-Водкина. Картина "Мать" представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. (слайд 20)
В ХХ век создано множество прекрасных, вдохновляющих фильмов, прославляющих женщин-героинь: «Цирк», «Оптимистическая трагедия», «Сорок первый» (по рассказу Б.Лавренёва»), «Беспокойное хозяйство», «Принимаю огонь на себя», «Екатерина Воронина», «Евдокия», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Завтра была война» и множество других. (слайд 21)