Статья по описанию опыта работы на тему: Формирование духовно — нравственного развития через декоративно — прикладное искусство


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

"Формирование духовно - нравственного развития через декоративно - прикладное искусство "
Из опыта работы Ртвелиашвили Елены Николаевны
МУДО «ДДЮТ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Руководитель кружков
Докучаевск 2015
Кружок дополнительного образования «Сундучок творчеств» работает в МУДО «ДДЮТ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» 20 лет. Из опыта работы могу сказать одно, что успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует руководитель, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области декоративно прикладного творчества. Я выделяю следующие методы: наглядный, словесный, практический, информативно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский.В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец .
Словесный метод включает в себя: беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Исходя из этого, мною были поставлены следующие задачи:
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у кружковцев;
Развитие художественно-творческих способностей у кружковцев, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
Развитие мелкой моторики;
Обогащение словарного запаса кружковцев.
Выбраны следующие направления в работе:
Расширенное знакомство кружковцев с изделиями народных художественных промыслов.
Самостоятельное создание кружковцами декоративных изделий.
Всю свою работу строила так, чтобы развитие кружковцев было действительно гармоничным. В процессе непосредственно образовательной деятельности решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась научить кружковцев видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, кружковцы учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила кружковцев выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев. Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей - точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняла, как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, предлагала посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд - все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепили отдельные предметы и создавали целые композиции. Вместе с детьми любовалась выполненной работой.
Актуальность педагогического опыта
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает кружковцам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Руководителю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Научность в представляемом педагогическом опыте.
Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как; вытынанка, писанкарство, кожаная пластика, аппликация (соломы, бумаги, ткани и др.) лепка (соленое тесто, пластилин), вышивка, бисер оплетение и многое другое — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.
Необходимым условием в духовно-нравственном воспитании и развитии личности ребенка является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Кружковцы учатся создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам
Результативность педагогического опыта.
В процессе непосредственно образовательной деятельности, на занятиях в кружке «Сундучок творчества» у кружковцев пробуждалась уверенность в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными. Кружковцы участвовали в городских и республиканских конкурсах - выставках, где занимали призовые места, праздниках, акциях. Параллельно велась работа по самообразованию. Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю.
Новизной и отличительной особенностью данного опыта является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования (печати, штамповки, трафареты, писачки, кисти – кашачки для Петриковской росписи и т.д.).
Использована экскурсионная форма обучения – посещение выставок умельцев – земляков в краеведческом музее истории города Докучаевска. Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
Развитие умения видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
Развитие умения воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
Формирование чувства ритма, симметрии, гармонии.
Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
Самостоятельно составлять композиции, используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, данный опыт предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Выводы;
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя кружковцев с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.