Стандарт второго поколения (ФГОС) в сравнении со стандартом первого поколения на примере содержания курса физики.


Ястребова Т.А.
МБОУ СОШ №10, г.Дубна.
Стандарт второго поколения (ФГОС) в сравнении со стандартом первого поколения на примере содержания курса физики.
Изучив составную часть раздел «Физика» основной образовательной программы основного общего образования, и сопоставив содержание программы по ФГОСам содержанию программы по физике в соответствии с БУП-2004, я сделала для себя вывод, что явных различий в содержании программы по курсу физика нет.
В чем же тогда разница? Разница в системе оценивания, требованиям к результатам и в методике преподавания.
Стандарт второго поколения (ФГОС) в сравнении со стандартом первого поколения предполагает  деятельностный подход к обучению, где главная цель: развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми следует овладеть к концу обучения, т. е. обучающиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Теперь на первое место, как результат освоения предмета, выдвигают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные и метапредметные результаты представляются двумя блоками :«У обучающегося будут сформированы» и «Обучающийся получит возможность для формирования.
В структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися планируемых результатов четырёх междисциплинарных программ «Программа развития универсальных учебных действий»; «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»; «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» на конец каждого года обучения.
Метапредметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся научится» - достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, базовый уровень и «Обучающийся получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность научиться»)-не оценивается. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Принцип минимакса. Даем по максимуму, спрашиваем по минимуму.
Пример: Электрические и магнитные явления.
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы
• решать задачи, используя физические законы
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
В основе развития УУД(универсальные учебные действия) в основной школе лежит системно-деятельностный подход.
Как изменились учебники по физике.
Я сравнивала учебники за 7-9 классы автор Перышкин 2006 г.и 2013 г.г. издания.
Основное отличие учебников с пометкой (Перышкин 2014) ФГОС это оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного решения  практических задач, направленность обучающихся на самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности. Структура и методология изложения сохранены. К учебникам для 7-9 классов, предлагаются электронное приложение, рабочая тетрадь и методическое пособие. Учебник отличается чётким, лаконичным изложением материала. В конце каждого параграфа имеются вопросы для самопроверки, система заданий и упражнений, включающих качественные, графические, вычислительные и экспериментальные задачи.
Учащимся по окончанию изучения каждого раздела предлагается изучить дополнительный материал, сделать доклад, реферат, провести опыт в домашних условиях, прилагается перечень проектов, ссылки на интернет-ресурсы. Дополнительно можно проверить свои знания и умения в виртуальных лабораториях, выполнить он-лайн тесты для самоконтроля.
Литература:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). 14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 208 с.
.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения)