Конспект занятия Элементы цветочного узора Городца


Тема: Декоративное рисование.
«Элементы цветочного узора Городца».
Цель:
-формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов городецкой росписи, воспитание любви к народному искусству.
Задачи:
- ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства;
-познакомить с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи;
-формировать практические умения и навыки рисования по образцу – выполнять элементы городецкой росписи;
-развивать познавательную активность детей, художественный вкус;
-воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
-активизировать словарь: городецкая роспись, хохломская роспись, жостовские подносы, Палех, Гжель, орнамент, бутон, розан, купавка, оживка.Оборудование:
для учителя:
-Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Жостова, Палеха, Полхов-Майдана.
-образцы городецкой росписи;
-рисунки с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи;
для детей:
-гуашь;
-кисти;
-палитра;
-баночка с водой;
-салфетки.
Ход урока
I. Оргмомент.-Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу).
-Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы.
- Сегодня я вас познакомлю с народными промыслами, мастера которых создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы цветочного узора городецкой росписи.
III. Работа по теме урока.
1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Городца, Гжели, Хохломы, Жостова, Палеха, Полхов-Майдана.
-Россия всегда славилась народными промыслами. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел».
На Руси издавна существуют города и сёла – центры народных промыслов. Это Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Палех.
Слайд №4
-Это керамическая посуда необыкновенной красоты, элегантно-изысканная, сочетающая белый и синий цвет.
-Кто из вас знает, где делают эту удивительную посуду? Как называется эта роспись? (Гжель)
Слайд №5
-Это знаменитые своей неповторимостью расписные железные подносы, радующие глаз игрой ярких красок, по праву относятся к числу интереснейших произведений русского декоративно-прикладного искусства.
- Может быть, кто-то знает, как называется такая роспись? Где делают такую красоту? (Жостово)
Слайд №6
-Как называется эта роспись? (Хохлома) Почему ее называют «золотая хохлома»?
-Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, расположен он в Нижегородской области. Все предметы, выполненные хохломскими мастерами, привлекают своей нарядностью и красочностью, будь то деревянная ложка или декоративное блюдо.
Слайд №7
-Роспись мастеров Полхов-Майдана знает, наверное, каждый из вас. Разъемные матрешки, птички-свистульки, грибки есть почти в каждом доме.
Слайд №8
-А на этих картинках сказка ожила. Посмотрите на эти шкатулки. Узнаете вы сказки, изображенные на них?
-Какие сказки здесь ожили? В каком местечке расписывают эти чудо-шкатулки? (Палех)
Слайд №9
-Эта роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской области. Старинный русский город Городец словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер.
- Как же называется эта роспись? (Городецкая)
- Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки.
2. Беседа об особенностях городецкой росписи
Слайды №10, 11, 12
-Из старинного наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы.
-Рассмотрим узоры на изделиях.
-Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?
-Правильно, это орнамент. Мы с вами уже выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор.
-Эти цветы называются розан и купавка - это основные элементы цветочного узора в городецкой росписи.
-Повторим: розан и купавка.
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов – розана и купавки.
3. Приемы выполнения элементов цветочного узора в городецкой росписи.
Слайд №13
Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга , это так выполняются подмалёвки для будущих цветов – распустившихся розанов и бутонов – купавок .
-Повторим новые слова: подмалёвка, розан, купавка
Круги для розана побольше, для купавки – поменьше.
Уже на этом этапе виден характерный цвет в городецком мотиве, обычно составленный из двух красок для розана или купавки. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.) другая – белила.
Слайд №14
Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево и вправо.
Центр рисуют чистой краской, без белил.
Слайд №15
Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
У розана обычно четное количество лепестков, и все они одинакового размера. А вот для купавки характерно, наоборот, нечетное количество лепестков, при этом самый крупный лепесток располагался напротив центра, а по обеим от него сторонам располагаются лепестки меньшего размера.
Слайд №16
Следующий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
-Повторим: оживка.
IV. Этапы выполнения рисунка.
1.Рисование силуэта цветка.
Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской – гуашью. Выполняем любым ярким цветом круг и овал, это так выполняются подмалёвки для будущих цветов – распустившихся розанов и бутонов – купавок
2. Определение центра цветка.
Чистой (не смешанной краской рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр – в середине цветка, у купавки он смещен влево или вправо.
3. Рисование лепестков.
Чистой краской рисуем лепестки цветов. Их рисуют в форме дужек более темного цвета, чем подмалевок, то есть цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
Количество дужек и их размер выбирались в зависимости от выполняемого цветка. У розана обычно четное количество лепестков, и все они одинакового размера. А вот для купавки характерно, наоборот, нечетное количество лепестков, при этом самый крупный лепесток располагался напротив центра, а по обеим от него сторонам располагаются лепестки меньшего размера.
4. Оживка рисунка.
Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки по просохшему слою гуаши. Оживляем, освежаем рисунок, поэтому этот момент получил название «оживка».
- Повторим: оживка.
5. Разживка.
Наносим штрихи черной краской на элементы узора. Это делает рисунок ярким, более выразительным.
Можно в орнамент добавить различные декоративные элементы: точки, завитки, штрихи, листочки,..Рисунок готов.
Физкультминутка.
Бабушка кисель варила имитируют движение ложки в кастрюле
На горушечке, руки кверху домиком
В черепушечке, ладошки перед собой друг на друге
Для Андрюшечки.
Летал, летал соколок, пальцы рук скрестили, поднимают вверх-вниз
Через бабушкин порог. вверх-вниз
Вот он крыльями забил, похлопывания ладошками по бедрам
Бабушкин кисель разлил. разводят руки в разные стороны
Плачет бабка ай-яй-яй, кулачки возле глаз
Нету, нету киселька
На горушечке, руки кверху домиком
В черепушечке, ладошки перед собой друг на друге
Для Андрюшечки.
Не плачь бабка, не рыдай. грозят пальцем
Мы наварим киселька,
Чтоб была ты весела.
V. Практическая работа.
Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи.
VI. Итог урока.
Выставка детских работ.
-Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
VII. Обобщение материала, изученного на уроке.
- С какими народными промыслами вы познакомились?
- Элементы какой росписи мы сегодня учились выполнять?
- Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?
VIII. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто считает, что с заданием справился полностью.
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
Молодцы! Спасибо за работу.