Программа краткосрочного курса ИГРУШКИ ИЗ ФЕТРА

Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического совета директор МАОУ «СОШ № 112»
МАОУ «СОШ № 112» ____________ О. Н. Домовитова
«___»___________2015 г. «___»___________2015 г.
__________/_____________




Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»









Программа краткосрочного курса
«Игрушки из фетра» для учащихся 5 классов












Составила
Глухова Светлана Павловна
учитель ИЗО











Пермь 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
В процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани.
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные школьники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т. д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
Курс по выбору «Игрушки из фетра» привлекает детей возможностью сделать своими руками. Искусство превращения лоскутка ткани в забавного зверька или куклу может освоить каждый.
В ходе работы курса учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления учащихся дают возможность создавать замечательные образы игрушек.

Целью  данного курса является развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки из фетра.
Задачи программы:
обучающие:
-обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
-обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
-познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
-развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
-расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
-развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
-формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
-воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
-воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
 
Программа курса рассчитана на 8 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут. В группе занимаются учащиеся 5-х классов, 13-14 человек.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

В результате реализации данной программы, учащиеся должны:
-знать историю развития игрушки;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью и фетром;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
 
Изучение данного курса предусматривает выполнение творческих проектов. Выполнение творческого проекта заключается в изготовлении игрушки из фетра.

Средства обучения:
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
- хлопчатобумажные, фетровые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
- нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
- иглы разной величины;
- ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
- картон, калька, копировальная бумага;
- линейка, карандаш, фломастеры, клей;
- вата, синтепон, проволока;
- бисер, пуговицы, тесьма, кружева.

Тематический план обучения
№ п/п
Наименование и содержание темы
Количество часов



Практ.
Теорет.
Всего

1.
Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности.
0
1
1

2.
Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов.
0

0,5

0,5

3.
Изделия первой сложности: мягкие цельнокроеные игрушки из фетра, из 2-3 выкроек (шов через край).
1
0
1

4
Изделия второй сложности: мягкие игрушки из 4-6 выкроек.
2
0
2

5.
Самостоятельное изготовление игрушек по выбору.
2,5
0
3

6.
Защита творческих проектов.
0
1
1

7.
Итого:
5,5
2,5
8

 
Содержание изучаемого курса

1 урок - Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности.
Знакомство учащихся с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской.
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
На практическом занятии рассмотреть виды бумаги, определение основных свойств бумаги.
2 урок- Конструирование и оформление игрушки. Технология выполнения швов.
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».

3 урок – Изделия первой сложности: мягкие цельнокроеные игрушки из фетра, из 2-3 выкроек.
Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки.  Изготовление цельнокроеных игрушек из 2-3 выкроек, например: лягушонка, мышонка, рыбки, грибочка, цыпленка, гусеницы.

4 урок - Изделия второй сложности: мягкие игрушки из 4-6 выкроек.
Изготовление игрушек из 4-6 выкроек: черепахи, цыпленка, утенка, попугая из ткани, паучка портрета тигра, бегемотика.

5 урок - Самостоятельное изготовление игрушек по выбору.
Индивидуальные творческие работы. Коллективные работы.
Композиция из основных форм. Ребенок самостоятельно делает выбор изделия, по предложенным выкройкам или создает свои.
6 урок - Защита творческих проектов.
Подведение итогов.

Объектом оценивания будет мягкая игрушка, созданная каждым учащимся.

Требования к объекту оценивания:
Законченный предмет, выполненный из фетра, сделанный самостоятельно.
Соблюдение техники безопасности при работе над объектом.
Аккуратность работы и оригинальность идеи.

Критерии оценивания:

Критерий
Показатель

Оригинальная идея
Наличие собственной оригинальной идеи – 8 баллов
Использование готовых идей – 3 балла

Аккуратность работы
Наличие аккуратно выполненной работы – 6 баллов
Неаккуратно выполненная работа – 3 балла

Наличие законченной работы
Работа закончена и защищена – 7 баллов
Работа закончена, но не защищена – 5 баллов
Работа сделана, но не до конца и не защищена – 3 балла
Работы нет – 0 баллов

Итого
Максимум – 20 баллов
Курс считается пройденным и ставится «зачет», если набрано 10 баллов


Процедура оценивания:
На последнем занятии учащиеся демонстрируют свою работу, защищают ее.

Список литературы
Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.
Нестерова Д. В. Рукоделие. – М., 2007.
Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.


 

Заголовок 1 Заголовок 315