Рабочая программа по дисциплине «Пластическая анатомия»


паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пластическая анатомия
(наименование дисциплины)
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью при основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 100116 Парикмахерское искусство.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО
100116 Парикмахерское искусства
с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять пропорции головы и лица;
- выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей головы;
В результате освоения дисциплины, обучающихся должен знать:
-строение опорно- двигательного аппарата человека и его пластику;
-пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосложения;
-основы грамоты рисунка.
Результатом освоения программы общепрофессиональной дисциплины является овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя.
ПК 2.2. Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя
ПК 2.1. Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя
ПК 2.2. Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цвет типа, особенностей пропорций и телосложения).
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 75 часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –50 часов;
самостоятельной работы обучающегося –25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ Виды учебной работы Объем часов
1. Максимальная учебная нагрузка (всего) 75
2. Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 50
В том числе: Лабораторные работы -
Практические занятия 30
Контрольные работы -
3. Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачет
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Пластическая анатомия»

Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Дата Самостоятельная работа Уровень освоения
1 2 3 4 5 6
Раздел 1. Строение-двигательного аппарата человека и его пластика. Тема 1.1.
Строение-двигательного аппарата человека и его пластика
Под тема, содержание учебного материала 2-2 1. Введение
Цели и задачи дисциплины «Пластическая анатомия», ее связь с другими учебными дисциплинами и роль в освоении профессиональной образовательной программы и в профессиональной деятельности парикмахера. Краткие исторические сведение о развитии пластической анатомии как наука о внешней форме тела человека. Основные понятия и термины пластической анатомии. 2
Самостоятельная работа №1.
Выполнение рисунка соединения плечевой кости с предплечьем и кистью. 2 Практическая работа №1.
Выполнение и анализ графических схем строения скелета человека. 2-4 Лабораторная работа - 3
Контрольные работы - Под тема, содержание учебного материала Тема 2.1.
Скелет человека 2. Скелет человека. Пластическая анатомия скелета туловища и конечностей
Определение понятия «скелет». Общая характеристика скелета человека. Отделы скелета. Функции скелета в организме человека .Пластика всех отделов скелета, основные формообразующие элементы пластические точки. 2
Самостоятельная работа №2.
Разработка пропорциональной схемы построения мозгового и лицевого черепа. 2 Практическая работа №2.
Выполнение анатомической зарисовки черепа в двух поворотах( в фас и ¾) 2-8 3
2
Лабораторная работа - Контрольная работа - 3.
Пластическая анатомия черепа
Определение понятия «череп». Общая характеристика скелета головы, особенности строения костей, форма черепа и формообразование головы человека. Строение мозгового и лицевого черепа. Пластика черепа, ее влияние на форму головы и внешность человека. 2-10 Самостоятельная работа№3. Выполнение реферата по теме: «Подкожная жировая клетчатка и ее влияние на пластику фигуры человека». 2 Практическая работа №3.
Выполнение анатомической зарисовки черепа в двух поворотах(в фас и 3/4) 2-12 Лабораторная работа - Контрольная работа - 4. Мышечная система человека. Пластическая анатомия мышц туловища и конечностей
Определение понятий «мышцы». Общие понятия о мышечной системе и ее формообразовании. Строение мышц по пластам. Поверхностные группы мышц по малым формам. Тренировка мышечной системы. 2-14 Самостоятельная работа №4.
Разработка электронного учебного пособия по теме: «Группы мышц» (мимические, жевательные). 2 Практическая работа №4.
Выполнение зарисовки поверхностных мышц туловища человека с указанием пластических точек. 2-16 Лабораторная работа - Контрольная работа - 5. Пластическая анатомия мышц головы и шеи
Определение понятия «мимика».
Мышцы головы человека, особенности их строения и распределения на группы (мимические и жевательные), название мышц и их расположе-ние. Мышцы шеи их название и расположение. Работа мимических мышц: мимика человека, эмоции, характер. 2-18 Самостоятельная работ №5.
Разработка электронного учебного пособия по теме: «Группы мышц» (мимические, жевательные) 2 Практическая работа №5.
Выполнение зарисовки поверхностных мышц туловища человека с указанием пластических точек. 2-20 Лабораторная работа - Контрольная работа - 6. Пластика деталей лица и кожи
Определение понятия «пластические точки». Особенности деталей лица и кожи. Пластические точки лица. Пластика бровей, глаз, ресниц, носа, ушей, губ. Связь пластики деталей лица с особенностями характера личности. Кожа лица, подкожная жировая клетчатка, пластика кожи. 2-22 Самостоятельная работа №6. Разработка электронного учебного пособия по теме: «Детали лица и мода современная и историческая». 2 Практическая работа №6.
Выполнение сравнительного анализа пластики лица, мимики и работы мимических мышц на основе иллюстраций (работа с каталогами) 2-24 Лабораторная работа - Контрольные работы 2 Раздел 2. Пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосложения. Под тема, содержание учебного материала Тема 2.1.
Пластические особенности внешности: пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосло-жения. 1.
Пропорции большой формы.
Определение понятий « пропорция», «канон».
Способы определения пропорций фигуры человека в истории изобразительного искусства. Единица измерения канона в различные исторические периоды и в настоящее время (модуль и малая единица модуля). Каноны Древнего Египта, Древнего Рима ( Античный квадрат, Античный круг) Каноны А. Дюрера, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи. Типы конструкции и типы телосложения фигуры человека.
Возрастная изменчивость пропорций фигуры на протяжении всей жизни человека от младенчества до старости. 2-26 3
Самостоятельная работа №7.
Разработка электронного учебного пособия по теме: «Типы телосложений фигуры человека» 2 Практическая работа №7.
Выполнение пропорциональной схемы для рисования мужской, женской и детской фигур. 2-28 Лабораторная работа - 2
Контрольная работа - 2. Пропорция головы.
Определение понятия «канон».
Каноны пропорции головы (по Л.П. Лысенко, К. Шебуеву, Ф. Майнеру и Г. Баммесу) Соотношение деталей лица. Элементы лица ,влияющие на пропорции головы человека. Средние данные пропорции лица. 2-30 Самостоятельная работа №8.
Выполнение рисунка пропорциональной схемы головы человека(в фас). 2 Практическая работа №8.
Выполнение графического и описательного анализа зарисовок форм лица человека. 2-32 Лабораторная работа - Контрольная работа - 2 Под тема, содержание учебного материала Тема3.1.
Пластика образа и художестве-нный образ.
1. Пластика и художественный образ.
Определение понятия «художественный образ». Понятие художествен-ного и исторического образа в различных видах изобразительного искусства. 2
Самостоятельная работа №9.
Реферат по теме «Исторический образ». 2 Практическая работа №9.
Разработка художественного образа девушки с длинным волосом
с элементом «локоны». 2-36 Лабораторная работа - Контрольная работа - 2. Пластика и имидж.
Значение пластики в создании художественного образа. Художествен-
ные образы в коллекциях современных парикмахеров визажистов, стилистов. Понятие, значение и создание имидж, как разновидности. Художественного образа в повседневной реальной жизни. 2-38 Самостоятельная работа №10.
Доклад по теме «Художественный имидж». 2 Практическая работа №10.
Разработка и выполнение эскизов женских причесок..2-40 Лабораторная работа - Контрольная работа - Практическая работа №1.
Разработка и выполнение эскиза мужские прически. 2-42 Самостоятельная работа №11.
Презентация по теме «Художественный образ». 2 Практическая работа №12.
Разработка и выполнение эскиза художественного образа ребенка 2-44 Самостоятельная работа №.12.
Опорный конспект по теме «Имидж». 2 Практическая работа №13. Разработка и выполнение эскиза художественного образа молодого человека. 2-46 Самостоятельная работа №13.
Презентация по теме «Коллекция современных визажистов и стилистов». 1 Практическая работа №14.
Разработка и выполнение эскиза художественного образа пожилого
человека 2-48 Практическая работа №15.
Разработка и выполнение эскиза художественного образа ребенка. 1-49 Лабораторная работа - Контрольные работы - Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
1-50 Всего: 50 25 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 Условия реализации программы дисциплины.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета рисунка и живописи.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета рисунка и живописи:
комплект материалов и инструментов для выполнения графических работ;
объемные наглядные пособия: модели, гипсовые слепки частей лица человека т.д.;
комплект нормативной документации;
комплект учебно-методической документации;
графические наглядные пособия: учебные таблицы-плакаты, карточки с индивидуальными заданиями для выполнения графических зарисовок.
Технические средства обучения:
проектор;
ноутбук;
планшет;
экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Павлов, Г.Г. Пластическая анатомия: - М.: Элиста АПП Джангар, 2001, - 296 с;
2.Рабинович, М.П. Пластическая анатомия человека: - М.: Высшая школа, 2000 – 678 с;
3.Чиварди, Д. Пластическая анатомия человеческого тела: - М.: Эконом Пресс, 2002 – 736 с;
Дополнительные источники:
1.Барчаи, Е. Академия художеств: – Будапешт – М.: Контракт: Искусство, 2005 – 528 с;
2.Воробьев, В.П. Атлас анатомии человека: Ми; М.: Хараест, АСТ, 2001 – 458 с;
3.Гайворовский, И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для СПО, - М.: Академия, 2008 – 640 с;
4.Дринбоход, Ю.Ю. Пособие для косметологов: СПБ ИД «Весь», 2006, - 511 с;
5.Мельник, А.А. Основы построения скульптурного рисунка:- М.: Высшая школа, 2003 – 108 с;
6.Привест, Г.Г. Анатомия человека учеб. пособие / Лысенков,М.К, Бушкович, В.И. – М.: - С; П6; Гиппократ, 2004 – 528 с;
7.Хигорт Б. Динамическая основа для художников М; Издательство АСТ,2001;
8. Интернет –ресурсы.4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: -определять пропорции головы человека;
Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических зданий.
Оценка выполнения практического здания в ходе зачета.
-выполнять анатомические зарисовки черепа и головы, зарисовки частей лица;
Наблюдение и оценка в ходе выполнения практических заданий.
Оценка выполнения практического задания в ходе зачета.
Знания: -строение опорно-двигательного аппарата;
Тестирование ,устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, зачета.
-пластические особенности внешности:
пропорции лица и головы, типы конституции и типы телосложения;
Тестирование ,устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, зачета.
-основы грамоты рисунка;
Тестирование ,устный и письменный опрос, оценка выполнения практического задания, зачета.