Материалы к презентации проекта по организации туристического кружка

Обязанности и нрава руководителя туристской группы
«Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествии) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» определяются обязанности и права руководителя туристской группы.
1. Руководитель несет ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасность проведения похода, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы., правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.
2. За нарушение инструкции руководитель несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
3. Руководитель обязан: до начала похода:
обеспечить комплектование группы (включив в состав группы учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний);
организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность: « подготовить маршрутные документы (маршрутный лист) и приказ на проведение похода:
совместно с участниками:
ознакомиться с районом похода;
подготовить картографический материал, разработать маршрут, наметить время и место сбора группы и сроки возвращения с маршрута,
в походе:
принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута и прекращения похода в связи с возникшими опасностями;
принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение;
организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в этом районе.
Способы организации безопасного путешествия
Главная задача руководителя - обеспечение безопасности похода. Он должен предвидеть и предотвратить возможные ошибки, вызванные недостаточным жизненным и туристским опытом школьников.

Обязанности туристского организатора класса
1. Составить план туристско-краеведческой работы класса на учебный год в соответствии с рекомендациями туристского штаба школы и вынести его на обсуждение общего собрания класса.
2. Составлять план подготовки, проведения и подведения итогов туристского похода, контролировать выполнение плана.
3. Организовать подготовку команды для участия в школьном и районном туристских слетах-соревнованиях.
4. Организовать проведение с участниками инструктажа по правилам безопасности в походе.
5. Оформлять документы по установленной форме для похода (маршрутный лист).
6. Организовать совместно с руководителем и командиром походной группы заполнение графы маршрутного листа «Отметки в пути».
7. Представить оформленный маршрутный лист туристскому организатору школы в недельный срок после окончания похода.
8. Вместе с туристским организатором школы зарегистрировать маршрутный лист в таблице «Учет массовых походов школы».
9. Систематически вести «Журнал учета туристско-краеведческой работы класса».
10. Готовить документы (представления, протоколы) на присвоение спортивных разрядов по туризму и награждение значками «Юный турист» и «Турист России» учащихся класса.
11. Систематически повышать свою спортивно-туристскую квалификацию.
12. Вести пропаганду туризма.
13. Активно участвовать в работе туристского штаба школы.

Обязанности ответственного за краеведческую работу в классе
1. Участвовать в составлении плана туристско-краеведческой работы класса на учебный год (походы и экскурсии) в соответствии с рекомендациями
туристского штаба школы.
2. Организовать в классе краеведческую подготовку к походам и экскурсиям (изучение литературы, карт-схем и др.).
3. Во время похода организовать:
3.1. Возложение цветов к памятникам, братским могилам, обелискам.
3.2. Составление описания маршрута.
3.3. Фотографирование краеведческих объектов, элементов туристского быта, движения группы по маршруту.
ЗА Изготовление иллюстративных материалов го жизни группы, зарисовок, 3.5. Составление дневника (газеты).
4. Организовать составление и оформление материалов о пройденном походе в туристской летописи класса, на листах формата А-3.
5. Представить материалы о походе туристскому организатору школы в месячный срок после окончания похода.

Документальное оформление туристского похода
Можно оформить одну или несколько страниц материалов о пройденном маршруте. Постепенно таких «туристских страничек» станет много. Будут новые походы, экскурсии, поездки, и за несколько лет совместной учебы в школе появится интересная и памятная туристская летопись класса. Материалы: прогулки или похода могут включать следующие разделы:
- Титульный лист: дата похода, основная нитка маршрута.
- Список группы, желательно указать обязанности участников группы.
- Карта или схема маршрута, на которой можно показать путь группы.
- Описание маршрута. В этом разделе полезно рассказать, как подъехать к начальному пункту маршрута, привести расписание движения транспорта. Это поможет другим классам, которые воспользуются вашими материалами. В этом разделе дают описание пути, по которому шла группа, помещают информацию, где находятся удобные места для привалов.
-Краеведческий материал: что узнали туристы о достопримечательностях данной местности, какие здесь находятся исторические, архитектурные и природные памятники?
- Отзывы участников похода: может быть, кому-то из ребят захочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном.
- Фотографии, иллюстрации, рисунки ребят.
Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристскую летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок на туристские маршруты. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В такой разработке маршрута реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные группами в походах, можно использовать на уроках.

Анкета для разбора похода

1. Что понравилось и не понравилось в походе?

2. Было ли трудно в походе? Когда?

3. Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

4. Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

5. Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

6. Кто показал себя настоящим туристом?

7. Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?



15