Рабочая программа по ИЗО 6 класс под.редакцией Неменского

Ростовская область
Родионово-Несветайский район
сл. Аграфеновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»
Директор МБОУ «Аграфеновская СОШ»
_________________ Н.Б. Будникова
Приказ №____ от «___»______2015 года
м.п.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Изобразительному искусству
(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)
Среднего общее образование 6-9 кл.
(начальное, основное, среднее)

Количество часов 6 -9 кл.(35часов)

Учитель Каплун Галина Николаевна
(ФИО)

Программа разработана на основе базы программ основного общего образования по Изобразительному искусству (базовый уровень) и авторской программы Л.А.Неменская, издательство Москва «Просвещение» 2012 года.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015-2016 учебный год
1 РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2012). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
2 РАЗДЕЛ «Общая характеристика предмета»
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

3 РАЗДЕЛ «Место учебного предмета в учебном плане»
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 35.
Количество часов в неделю - 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов во II четверти - 8.
Количество часов в III четверти - 12,
Количество часов в IV четверти - 7.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2013.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: методическое пособие/Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
4 РАЗДЕЛ «Содержание учебного предмета»
Учебно-тематический план
№п/п Тема раздела Содержание Количество часов
1 «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» Изобразительное искусство и семь пластических искусств 1
Рисунок- основа изобразительного творчества 1
Линия и ее выразительные возможности 1
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен 1
Цвет. Основы цветоведения 1
Цвет в произведениях живописи 1
Объемные изображения в скульптуре 1
Основы языка изображения 1
2 «Мир наших вещей. Натюрморт» Реальность и фантазия в творчестве художника 1
Изображение предметного мира - натюрморт 1
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива 1
Освещение. Свет и тень 1
Натюрморт в графике 1
Цвет в натюрморте 1
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) 1
3 «Вглядываясь в человека. Портрет» Образ человека - главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи
Роль цвета в портрете
Великие портретисты (обобщение темы)
4 «Человека и пространство в изобразительном искусстве» Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила линейной и воздушной перспективы
Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж-настроение. Природа и художник
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.



5 РАЗДЕЛ. Тематическое планирование.


Тема
Количество часов


1
Виды изобразительного искусства.


8


2
Мир наших вещей. Натюрморт.


8


3
Вглядываясь в человека. Портрет.


12



4
Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7


Итого
35




6 РАЗДЕЛ « Календарно – тематический поурочный план
учебного предмета «Изобразительное искусство»
6 класс

п/п
к-во
часов
дата
Тема урока
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихс
Домашнее
задание


план
факт





I.


Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8ч
-знать о месте и значении изобразительных искусств;
-уметь пользоваться красками, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

1
3.09

Тема урока 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1
Знакомство с новым материалом
Карандаши, уголь, чёрная тушь, бумага
Стр.8-20

2
10.09

Тема урока 2. Рисунок – основа изобразительного творчества
1
Сообщение новых знаний + практикум
Карандаши, уголь, чёрная тушь, бумага
Стр.24-25

3
17.09

Тема урока 3. Линия и её выразительные возможности.
Ритм линий.
1

Сообщение новых знаний + практикум
Чёрная, белая гуашь, бумага для аппликаций, кисти, клей
Стр.30-34

4
24.09

Тема урока 4. Пятно – как средство выражения. Композиция как
ритм пятен.
1
Сообщение новых знаний + практикум
Гуашь, бумага кисти, клей
Стр.34-37

5
1.10

Тема урока 5. Цвет. Основы цветоведения.
1
Сообщение новых знаний + практикум
Гуашь, кисти, бумага
Стр.38-40

6
8.10

Тема урока 6. Цвет в произведениях живописи
1
Сообщение новых знаний + практикум
Бумага, гуашь, кисти, пастель.
Стр.43-47

7
15.10

Тема урока 7. Объёмные изображения в скульптуре
1
Сообщение новых знаний + практикум
Бумага, гуашь, кисти, пастель
Стр.48-50

8
22.10

Тема урока 8. Основы языка изображения
1
Контрольная работа
Пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка
Стр.52-54

II.
Мир наших вещей. Натюрморт - 8ч.
-знать основные виды и жанры изобразительных искусств;
-видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета;

9
29.10

Тема урока 9. Реальность и фантазия в творчестве художника
1
Сообщение новых знаний
Гуашь, бумага кисти,
Стр.56-57

10
12.11

Тема урока10. Изображение предметного мира – натюрморт
1
Сообщение новых знаний + практикум
Гуашь, бумага кисти, клей, цветная бумага
Стр.58-62

11
19.11

Тема урока 11. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1

Сообщение новых знаний + практикум
Бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти
Стр.62-63

12
26.11

Тема урока 12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
1

Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, бумага
Стр.64-67

13
3.12

Тема урока 13. Освещение. Свет и тень
1
Сообщение новых знаний + практикум
Чёрная или белая гуашь или акварель, бумага.
Стр.68-74


14
10.12

Тема урока 14. Натюрморт в графике
1
Сообщение новых знаний + практикум
Чёрная или белая гуашь или акварель, бумага.
Стр.76-77

15
17.12

Тема урока 15. Цвет в натюрморте
1
Сообщение новых знаний + практикум
Гуашь, кисти, бумага
Стр.78-84

16
24.12

Тема урока 16. Выразительные возможности натюрморта
1
Контрольная работа
Краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка
Стр.86-89

III.
Вглядываясь в человека. Портрет - 12 ч.
-знать общие правила построения головы человека;
-уметь передавать характер человека используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности;

17
14.01

Тема урока 17. Образ человека – главная тема искусства
1
Сообщение новых знаний
Карандаш, и бумага
Стр.90-99

18
21.01

Тема урока 18. Конструкция головы человека и её пропорции
1
Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, и бумага
Стр.102-104

19- 20
28.01
04.02

Тема урока 19-20. Изображение головы человека в пространстве
2
Сообщение новых знаний + практикум
Краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка
Стр.106-107


21-22
11.02
18.02

Тема урока 21-22. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
2

Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, ластик, альбом, салфетка
Стр.112-114

23
25.02

Тема урока 23. Портрет в скульптуре
1
Сообщение новых знаний + практикум
Пластилин, стеки, доска
Стр.108-110

24
3.03

Тема урока 24. Сатирические образы человека
1
Сообщение новых знаний + практикум
Тушь, чёрная акварель, кисть, карандаш
Стр.116-118


25
10.03

Тема урока 25. Образные возможности освещения в портрете
1
Сообщение новых знаний + практикум
Чёрная акварель, кисть, бумага
Стр.120-122

26
17.03

Тема урока 26. Портрет в живописи
1
Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, акварель, бумага
Стр130-132

27
31.03

Тема урока 27. Роль цвета в портрете
1
Сообщение новых знаний + практикум
Краски, бумага, кисти
Стр.122-125

28
7.04

Тема урока 28. Великие портретисты (обобщение темы)
1
Контрольная работа
Сообщения о художниках портретистах
Стр.126-130

IV.
Человек и пространство в изобразительном искусстве - 7ч.
-уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы;
-знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению.

29
14.04

Тема урока 29. Жанры в изобразительном искусстве
1
Знакомство с новым материалом

Карандаш, гуашь, кисти
Стр.138-140

30
21.04

Тема урока 30. Изображение пространства
1
Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, гуашь, кисти
Стр.142-144

31
28.04

Тема урока 31. .Правила линейной и воздушной перспективы
1
Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, гуашь, кисти
Стр.146-148.

32
5.05

Тема урока 32. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства
1

Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей
Стр.152-154

33
12.05

Тема урока 33. Пейзаж – настроение. Природа и художник
1
Сообщение новых знаний + практикум
Карандаш, гуашь, кисти, бумага,

34
19.05

Тема урока 34. Городской пейзаж
1
Сообщение новых знаний + практикум
Краски, кисти, Цветные мелки, альбом, салфетка
Стр.168-170

35
26.05

Тема урока 35. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Контрольная работа
Краски, кисти, Цветные мелки, альбом, салфетка

Итого: 35 ч.



7 РАЗДЕЛ «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Список литературы (основной)
Л.А. Неменская «Изобразительное искусство 6 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2013
Список литературы (дополнительный)
Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
Б.М.Неменский, О.В. Павлова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2008

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение. 2007.
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского /авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.
Дополнительные пособия для учащихся:
Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.
Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru Средства обучения
1. Печатные пособия.
.
2. Информационно-коммуникационные средства.
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
Что такое искусство (СD).
Великий Эрмитаж (СD).
3. Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, 4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностно и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

8 РАЗДЕЛ. Результаты освоения учебного предмета. Система их оценок.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Решение композиции
Владение техникой
Общее впечатление от работы.
Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Формы контроля уровня достижений учащихся

п/п
Содержание работы
Планируемая дата
Дата по факту

1
Творческая работа № 1
Зарисовка с натуры отдельных растений.



2
Творческая работа № 2
Выполнение по представлению рисунка растений.



3
Творческая работа № 3
Изображение различных осенних состояний в природе.



4
Творческая работа № 4
Фантазийное изображение сказочных царств.



5
Творческая работа №5
Изображение осеннего букета.



6
Творческая работа №6
Объёмное изображение животных в разных материалах.



7
Контрольная работа № 1



8
Творческая работа № 7
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.



9
Творческая работа № 8
Конструирование из бумаги простых геометрических тел.



10
Творческая работа № 9
Изображение конструкций из нескольких геометрических тел.



11
Творческая работа № 10
Изображение геометрических тел из гипса.



12
Творческая работа № 11
Выполнение оттиска.



13
Творческая работа № 12
Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.



14
Контрольная работа № 2



15
Творческая работа № 13
Выполнение портрета.



16
Творческая работа № 14
Построение головы по пропорциям.



17
Творческая работа № 15
Рисунок портрета друга с натуры.



18
Творческая работа № 16
Выполнение скульптурного портрета.



19
Творческая работа № 17
Изображение сатирических образов.



20
Творческая работа № 18
Выполнение зарисовок головы с натуры.



21
Творческая работа № 19
Создание автопортрета.



22
Творческая работа № 20
Выполнение зарисовок в цвете



23
Контрольная работа № 3



24
Творческая работа № 21
Изображение пространства в картине



25
Творческая работа № 22
Изображение линейной и воздушной перспективы в пейзаже



25
Творческая работа № 23
Создание пейзажа-настроения.



27
Творческая работа № 24



28
Творческая работа № 25
Создание графической работы «Мой город».



29
Контрольная работа № 4




Всего часов: 29






СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО
учителей (предмет) ____________________ ФИО
подпись
Протокол №___
От «____»_________________2015 года





Рекомендовать
рабочую программу
к утверждению

Протокол заседания
Школьного МО
МБОУ «Аграфеновская СОШ»
от «____» августа 2015 года №____

Председатель ШМО __________



СОГЛАСОВАНО





Заместитель директора по УВР
__________________ Н.П. Руденко

«____» августа 2015 года
























13PAGE \* MERGEFORMAT14815












13PAGE \* MERGEFORMAT141815








15