Рабочая программа по ИЗО 6 класс под редакцией Б. Неменского

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (Программы для общеобразовательных учреждений):1-9 кл /Под. рук. Б.М.Неменского, – Москва: “Просвещение”, 2010 год).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторская программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс /Под. рук. Б.М.Неменского, – Москва: “Просвещение”, 2010 год).
Количество часов в неделю по учебному плану – 1 ч
Общее количество часов в соответствии с программой – 35 ч
Учебник: Неменская Л.А. «Изобразительное искусство в жизни человека»: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2007г
Цель программы:
- изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры Росси;
- развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства;
- обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства;
- формирование ценностно-смысловой компетенции;
Задачи:
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности сопереживания;
- духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии, каждого ребенка главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
.Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Региональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется с изучением тем: «Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города.»; «Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки»; «Великие портретисты. Портрет в творчестве художников Белгородцев»; «Природа в творчестве художников Белгородцев»; Городской пейзаж «Мой белый город». Изменения в рабочей программе с учётом регионального компонента не превышает 20% от учебной программы.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, творческие работы, самостоятельные работы, а преобладающими формами текущего контроля знаний и умений являются контрольные тесты (2 ч)
























Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.



Учебно-тематический план по изобразительному искусству
6 класс


п/п



Тема
Кол-во
часов
В том числе:




Контрольные работы.

1
Виды изобразительного искусства

8


2

Мир наших вещей. Натюрморт.
8


3
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.
12


4
Человек и пространство в изобразительном искусстве
7


Итого:


35
2






















Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
6 класс
1 час в неделю, всего 35 часов


Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечание

Виды изобразительного искусства (8 ч)

1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
1
5.09


2
Рисунок-основа изобразительного искусства
1
12.09


3
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
1
19.09


4
Пятно как средство выражения.
Композиция как ритм пятен
1
26.09


5
Цвет. Основы цветоведения.
1
03.10


6
Цвет в произведениях живописи
1
10.10


7
Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города.
1
17.10


8
Основы языка изображения
1
24.10


Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч)

9
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
31.10


10
Изображение предметного мира -натюрморт
1
14.11


11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1
21.11


12
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
1
28.11


13
Освещение. Свет и тень.
1
05.12


14
Натюрморт в графике.
1
12.12


15
Цвет в натюрморте.
1
19.12


16
Выразительные возможности натюрморта (обобщение )
1
26.12


Вглядываясь в человека. Портрет. (12ч)

17
Образ человека - главная тема искусства
1
16.01


18
Конструкция головы человека и её пропорции
1
23.01


19
Изображение головы человека в пространстве
1
30.01


20
Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки.
1
06.02


21
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
13.02


22
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
20.02


23
Сатирические образы человека
1
27.02


24
Образные возможности освещения в портрете
1
06.03


25
Портрет в живописи. Портрет в творчестве художников Белгородцев.
1
13.03


26
Роль цвета в портрете
1
20.03


27
Великие портретисты прошлого
1
03.04


28
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
1
10.04


Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)

29
Жанры в изобразительном искусстве
1
17.04


30
Изображение пространства
1
24.04


31

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
1
08.05


32
Пейзаж - большой мир.
Организация изображаемого пространства
1
15.05


33
Пейзаж настроения. Природа и художник. Природа в творчестве художников Белгородцев.
1
22.05


34
Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж (Мой белый город)
1
29.05


35
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл (обобщение)
1



Содержание учебного курса

Содержание примерной рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
В основу тематического деления учебного года положен жанровой принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека. Поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека

Тема I четверти:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Тема II четверти:
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
Художественное познание: реальность и фантазия.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.

Тема III четверти:
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты. Художники – наши земляки.

Тема IV четверти:
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников Белгородцев.
Городской пейзаж. Мой белый город.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Формы контроля

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Изобразительное искусство» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- стартовый
- текущий
- итоговый
- тематический
- рубежный
- заключительный
Формы контроля:
- устный
- письменный
- программированный
-тестовой контроль
-художественно - практическое задание

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Контрольный тест №1 по теме: «Виды изобразительного искусства»

1 вариант

1. Изображение неодушевлённых предметов называется
Натюрморт
Графика
Эстамп
2. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к жанрам изобразительного искусства:
а) гравюра
б) портрет
в) скульптура
г) фреска.
3. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков?
а) пейзаж
б) анималистический жанр
в) исторический жанр
г) натюрморт
4. Что является основным в художественном языке живописи?
а) линия
б) штрих
в) декоративность
г) цвет
5. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки.
_____________________

6. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся архитектором?
а) Б.Кустодиев
б) И. Шишкин
в) В. Растрелли
г) М. Врубель
7. Изображение природы называется:
Натюрморт
Пейзаж
8. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:
а) гуашь
б) карандаш
в) глина
г) акварель
9. .Как мы называем человека, которого в старину называли “главный строитель”, “зодчий”?
___________________

10. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»
а) батальный
б) анималистический
в) натюрморт
г) пейзаж

2 вариант

1. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к жанрам изобразительного искусства:
а) гравюра
б) портрет
в) скульптура
г) фреска
2. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»
а) батальный
б) анималистический
в) натюрморт
г) пейзаж
3. Жанр изображения человека:
Натюрморт
Пейзаж
Портрет
4. Кто из перечисленных художников является знаменитым древнерусским иконописцем?
а) А. Рублев
б) В. Суриков
в) И. Репин
г) В. А. Серов.
5. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.
_____________________

6. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков?
а) пейзаж
б) анималистический жанр
в) исторический жанр
г) натюрморт
7. Жанр изображения животных
Анималистический
Флористический
Лингвистический

8. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?
а) живопись
б) иконопись
в) архитектура
г) скульптура
9. Что из перечисленного является видом скульптуры?
а) фреска
б) станковая
в) книжная
г) марина
10. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека.
_______________________

Ответы к тесту №1


Контрольный тест №2



Цвет. Основы цветоведения.
Назовите основные цвета.
____________________________________
Какие цвета называют составными? Как получить оранжевый составной цвет?
____________________________________________
Закончите пары дополнительных цветов.
Красный –
Желтый-
Оранжевый-
На какие две группы делятся цвета?
___________________________________
Вставьте пропущенные слова.
Цветовой тон, насыщенность и основные свойства цвета.
. – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.
Как получить разные оттенки одного цвета?
________________________________________________

Виды изобразительных, пластических искусств.
Какой из этих видов искусств не относится к изобразительному искусству?
Скульптура
Дизайн
Живопись
Графика
Исключи лишнее. Объясни свой выбор.
Скульптура
Дизайн
Опера
Графика
Архитектура
Живопись
Декоративно – прикладное искусство
Театр
(Виды пластических искусств)
Что Микеланджело называл «первым из искусств» и «искусством убавления лишнего»?
Какие из перечисленных средств изображения не относятся к графике?
Линия
Цвет
Штрих
Назовите виды станковой графики.
________________________________
Назовите виды скульптуры.
___________________________________
Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, гранит, сангина.
Материалы скульптуры: ..
Графические материалы:.

Жанры изобразительного искусства.
Как называется художник изображающий животных?
Баталист
Анималист
Пейзажист
Вставь пропущенное слово.
Портрет, пейзаж, натюрморт – это .. изобразительного искусства.
Продолжи определение.
Натюрморт – это ..
Как называется портрет в русском искусстве, выполненный с использованием иконописных приемов?
_______________
Как называется юмористическое изображение, в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека?
_____________________
К какому жанру относятся данная классификация: парадный и камерный?
______________________
Художники какой страны стали первыми изображать природу? Эти пейзажи они писали тушью на шелковых свитках?
__________________
Назовите жанр, к которому относится эта классификация.
Городской, сельский, марина.
__________________

Художники и их произведения
Сгруппируй имена художников: Ф. А. Васильев, О. Кипренский, А. К. Саврасов, В. А. Тропинин, А. И. Куинджи, В. Л. Боровиковский.
Художники – пейзажисты: .
Художники – портретисты:
Кто был первым из русских художников, чей автопортрет вошел в знаменитую коллекцию автопортретов в галерее «Уффици» во Флоренции?
_________________________
Назовите направления в изобразительном искусстве, которое произошло от французского слово «впечатление».
_______________________
Наш соотечественник, художник – маринист, за свои восхитительные картины получил право на ношение адмиральского мундира и стал почетным гражданином Феодосии. Кто он?
________________________
Самый известный скульптор эпохи Возрождения.
__________________________

Ответы к тесту №2.

Цвет. Основы цветоведения.
Красный , желтый, синий.
Желтый + красный
Зеленый, фиолетовый, синий.
Теплые и холодные.
Светлота. Колорит.
Смешиванием с разными количеством белого или черного.

Виды изобразительных, пластических искусств.
Дизайн
Опера. Театр (Виды пластических искусств)
Скульптуру
Цвет
Рисунок, эстамп.
Круглая и рельеф.

Жанры изобразительного искусства.
Анималист
Жанры
Изображение предметного мира
Парсуна
Шарж
Портрет
Китай
Пейзаж

Художники и их произведения
2. О. Кипренский
3. Импрессионизм
4. И. К. Айвазовский
5. Микеланджело Буонарроти










Учебно-методический комплект

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Горяева Н. А., Островская О. В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса
/ Под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007 г.
3. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с кратким методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б. М. Неменского . – М.: Просвещение, 2010г.
4. Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы (по программе Б.М.Неменского) Авт.- сост. И.В.Буланова. – М.: Планета, 2010.-48с.- (Образовательный стандарт)

дополнительная литература для учителя:
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: «Просвещение». 1989. –192 с., ил.
Беда Г.В. Живопись. Учебник. – М.: «Просвещение», 1986.- 192 с. ил.
Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках: Кн. для учащихся ст. классов.-М.: «Просвещение»
Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 класс; Кн. для учителя /Н.Н.Фомина, А.Л.Дмитриева и др.; Сост. Н.Н.Фомина. – М., «Просвещение». АО «Учебная литература», 1995.-272с.: ил.
Какого цвета радуга: Научно-художественная лит-ра /Оформ. И подбор. ил. Н.Мшуенко. - Переизд. - М., Дет. лит.,1984.-79с., ил.
Полунина В.И. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М.: «Просвещение». 1982.-191 с., ил.
Русская народная живопись: Кн. Для учащихся ст. классов.- М., «Просвещение», 1984. – 160 с.,ил.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
М.А.Немировская. Акварель и рисунок. – М.; «Изобразительное искусство»; 1984.-163с., ил.
Шпикалова Т. Я., Изобразительное искусство. Метод. Пособие 5 класс: пособие для учителя / Т.Я.Шпикалова., А.В.Ершова. – М.; «Просвещение»; 2008.- 96с.
Шпикалова Т. Я., Изобразительное искусство. Метод. Пособие 6 класс: пособие для учителя / Т.Я.Шпикалова., А.В.Ершова. – М.; «Просвещение»; 2008.- 111с.


















Учебно-методический комплект

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство в жизни человека»: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2007г
3. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с кратким методическими рекомендациями. 1-9 классы/ Под редакцией Б. М. Неменского . – М.: Просвещение, 2010г.
дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.













Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ивановская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области




15