Конспект урока на тему «Изображение предметного мира — натюрморт»

Название работы: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского
Тема четверти «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
Автор: Власова Татьяна Ивановна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Осташевская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: искусство (изобразительное искусство), комбинированный урок.
Тема: Изображение предметного мира - натюрморт
Продолжительность: 2 урока
Класс: 6 класс.
Технологии: Мультимедийная презентация; видеоматериал в формате ссылки на видео-хостинг YouTube.
Текст работы: далее идет конспект урока в той форме, которую учитель считает целесообразной
Цель: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, используя модульное обучение и информационно-коммуникационные технологии.
Задачи:
научить обучающихся основам композиции и правилами построения натюрморта;
создать условия для развития воображения и креативных способностей;
воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе.
Оборудование: компьютер с выходом к ресурсам сети Интернет,
мультимедийный проектор, звукоусилительная аппаратура.
Материально – дидактическое оснащение урока:
видеоматериал в формате ссылки на видео-хостинг
YouTube. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
презентация «Изображение предметного мира - натюрморт»;
информационные листы (Приложение 1-3);
грустный и весёлый смайлик (Приложение 4);
альбомы и тетради для обучающихся, живописные материалы.
Ход урока.
Организационный момент. (1 минута)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас сегодня на уроке, а покажите смайликом Ваше настроение. ( Обучающиеся показывают грустный или весёлый смайлик).(Приложение 4)
Введение в тему урока. (2 минуты) (слайд 1)
Слова А. Кушнера «О КАРТИНАХ» отрывок.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт.(отвечают обучающиеся)
- Правильно, тема нашего урока -: «Изображение предметного мира – натюрморт». (слайд 2)
3. Целеполагание.
- Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке? (отвечают обучающиеся)
- На уроке вы расширите знания об одном из красивейших жанров изобразительного искусства - натюрморте, узнаете об особенностях его композиционного решения, а поможет вам в этом Учебный модуль «Изображение предметного мира - натюрморт»
Обучающиеся работают по учебному модулю «Изображение предметного мира - натюрморт»
Учебный модуль «Изображение предметного мира - натюрморт»

Учебный элемент
Учебный материал с указанием заданий

Советы учителя

УЭ 0

Цель: по завершению работы над учебными элементами учащиеся должны:
А) иметь представление о разнообразии предметного мира, о появление жанра натюрморта, о натюрморте в истории искусства, о натюрморте в живописи, графике, скульптуре.
Б) выполнить натюрморт, из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари).
Учащийся должен учиться:
а) распределять время;
б) осуществлять само- и взаимоконтроль;
в) работать на доверии
(2 минуты)

УЭ1

Цель: проверить знания учащихся о натюрморте.
Шаг 1. Ответьте на вопросы:
1.Что изображается на натюрмортах:
а) естественная природа;
б) неодушевлённые предметы;
в) люди;
г) животные.
2 . Натюрморт - это вид изобразительного искусства?
а) да;
б) нет.

(2 минуты)

Ответы запишите на листке бумаги, который раздал учитель.

УЭ2

Цель: Ознакомьтесь с новым материалом учебного модуля. Выполнение этого задания поможет выделить главное в решение практической работы и твоему общему развитию.
Шаг 1. Последовательность рисования натюрморта
видеоматериал в формате ссылки на видео-хостинг
YouTube. (2 минуты)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шаг 2. Прочитайте приложение к модулю – это
текст об истории изображения
натюрмортов и его художественных
возможностях. (3 минуты)
Шаг 3. Напишите, что такое «натюрморт», название
натюрмортов и их авторов, где и когда
появился как отдельный самостоятельный
жанр искусства. (3 минуты)



Просмотр видеоматериала

Прочитайте приложение 1.

Письменно в тетради.


УЭЗ

Цель: выполните рисунок - натюрморт. Выполнение этого задания поможет понять, каким вы хотите видеть своё произведение.
Если у вас возникнут разногласия, обратитесь к учителю за консультацией.
Шаг 1. Просмотрите презентацию «Изображение предметного
мира - натюрморт» (2 минуты) (слайды 3-19)
Шаг 2. Работая в паре, рассмотрите примеры
композиционного расположения предметов
в натюрморте. Составьте собственную
композицию из плоских изображений
знакомых предметов, критерии выполнения
работы смотрите в шаге 5. (3 минуты)
Шаг 3. Выполните эскиз придуманной композиции. (5 минут)
Шаг 4.Выполните композицию в цвете.(10 минут)
Шаг 5. Самоконтроль.
Оцените качество работы по следующим
критериям:
а) в натюрморте есть композиционный центр;
б) предметы в натюрморте родственные по
назначению;
в) размещение предметов подчинено единому
замыслу;
г) цвета в композиции гармоничны;
д) работа выполнена аккуратно и вовремя.

За каждый ответ «да» по данным утверждениям вы получаете 1 балл, сложите получившееся количество баллов и поставьте оценку за самоконтроль на листе с изображением натюрморта





Просмотр мультимедийной презентации
Рассмотрите приложение 2.



Рассмотрите приложение 3.


УЭ4

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу учебного модуля и прочтите, какие цели стояли перед вами.
(5 минут)
Отвечайте устно, демонстрируя рисунок.

УЭ5

Рефлексия. Сделайте вместе с учителем выводы по работе. Оценка за работу с учётом всех этапов.
Выставка работ учащихся. (2 минуты)
Отвечайте устно.

Домашнее задание (слайд 20 ). Обучающиеся записывают в дневники.
(1 минута)
Заключение.
- Вы сегодня очень потрудились, узнали много нового об изображение предметного мира. Желаю дальнейших творческих достижений.
- С каким настроением Вы уходите с урока, поднимите смайлик.
-Удачного дня!



Список литературы:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 175 с. : ил.
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей нач. классов.- М.: Просвещение. 1979.-183 с. с ил.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.-256 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 3. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. Ил.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 4. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.

Приложение 1.
НАТЮРМОРТ (фр. nature morte - мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрмортом. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, stiil life или немецкое Stilleben - тихая жизнь.
Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта - французского художника Ж. Шардена.
В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).
С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова «Ожидание» (1959) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым и вызывают различные ассоциации.
В другом натюрморте этого же художника «Актриса» через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, владеющего этими вещами.
В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о самих себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» заставляет нас словно ощутить аромат свежеиспеченного хлеба, полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.
Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной истори ческой эпохи.



1. Ж. КОТЭН. Натюрморт. 1602 г.

2. П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Агава. 1916 г.







Приложение 2.
Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте.



А


Б


В



Г



Д


Е










Приложение 3.
Пример уравновешенной и неуравновешенной по цвету композиции.

А Б

А - уравновешенная по цвету композиция.
Б - неуравновешенная по цвету композиция
Приложение 4.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 1Рисунок 2РАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005Рисунок 4E:\Documents and Settings\Админ\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\РАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005.jpgРАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005Рисунок 10E:\Documents and Settings\Админ\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\РАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005.jpgРАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005Рисунок 13E:\Documents and Settings\Админ\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\РАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005.jpgРАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005Рисунок 16E:\Documents and Settings\Админ\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\РАБОТЫ ОЛИМПИАДЫ 005.jpg