Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Информатика»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
по выполнению практических занятий
по дисциплине «Информатика»
Для обучающихся специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Составитель Трутнев Сергей Александрович
Ф.И.О.
г. Перевоз
2014
Составители: Трутнев С.А.
УДК 33
ББК 65
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Информатика»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А. Трутнев. – Перевоз, 2014. –44с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по оформлению и выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов 2 курса, специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Рецензент: Сапегов А.А.Начальник отдела развития информационно-телекоммуникационных технологий,ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»
© Перевозский строительный
колледж, 2014
Рассмотрено на заседании кафедры
Информационных технологий
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ Кузьмина Т.А. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
Ф.И.О.
Содержание
Введение
Цель и задачи освоения дисциплины «Информатика»
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Информатика»
4. Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы.
6. Список рекомендуемой литературы.
Введение
Программа учебной дисциплины «Информатика» для закрепления теоретических знаний, приобретения необходимых практических умений и формирования общих компетенций предусматривает проведение практических занятий.
Практические задания позволят студентам, последовательно выполняя упражнения, освоить навыки работы в стандартных и специальных программах Windows, текстовом, графическом редакторе, электронных таблицах, базах данных, Internet, электронной почте.
Настоящий сборник методических указаний подготовлен для усвоения теоретического материала, приобретения умений и закрепления навыков, овладения общими компетенциями в процессе решения задач на практических занятиях по дисциплине «Информатика», а также для самостоятельной работы студентов. Представленные в методических указаниях практические задания содержат подробные инструкции по их выполнению, краткий теоретический материал и задачи для самостоятельного решения.
Методические указания содержат задания для проведения практических занятий по дисциплине «Информатика» и полностью соответствует рабочей программе данной дисциплины.
Цель и задачи освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать файлы и каталоги.
- работать с носителями информации.
- водить и выводить данные;
- применять различные технологии программирования;
- использовать технологии обработки текстовой информации:
- редактировать и форматировать текст;
- владеть способами представления графической информации;
- вводить числа, формулы и текст.
Использовать стандартные функции и основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка).
Строить диаграммы. Использовать электронные таблицы для решения задач; - вводить и редактировать записи.
Сортировать и осуществлять поиск записей; - использовать локальные и глобальные компьютерные информационные сети для поиска информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- понятия информации и информационных процессов, информационных основ процессов управления, информационную культуру человека и информационного общества;
- представление информации, кодирование, единицы измерения информации;
- основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь;
- программное обеспечение компьютера.
Системное и прикладное программное обеспечение. - инсталляцию программ.
Правовую охрану программ и данных.
Защиту информации.
Технику безопасности в компьютерном классе;
- моделирование, как метод познания.
Формализацию. Материальные и информационные модели.
Информационное моделирование; - основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).
Этапы исследования на компьютере информационных моделей из различных предметных областей;
- алгоритмизацию и программирование;
- информационные технологии и компьютерные коммуникации;
- технологии обработки текстовой информации.
Текстовый редактор: назначение и основные возможности.
- понятие текста и его обработку;
- технологии обработки графической информации.
Графический редактор: назначение и основные возможности;
- технологии обработки числовой информации.
Электронные таблицы: назначение и основные возможности;
- технологии хранения, поиска и сортировки информации.
Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных; - локальные и глобальные компьютерные информационные сети.
Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Поиск информации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Критерии оценки практических занятий указаны в ПРИЛОЖЕНИИ А. Критерии оценивания сформированности общих компетенций приведены в приложении Б.
Практическому занятию предшествует контрольный опрос. Студенты должны готовиться к занятию по следующей схеме:
- изучить материал в конспекте лекции и учебной литературе;
- устно подготовиться к контрольному опросу;
- разобрать примеры решенных задач;
- решить задания для самоконтроля;
- ответить на контрольные вопросы для допуска к работе.
Итогом практической работы является защита отчета по практическому занятию, состоящая из устного собеседования или прохождение компьютерного теста.
Отчет должен состоять из разделов:
1) тема;
2) получаемые знания и умения;
3) описания методики работы;
4) вывод в свободной форме.10
Алгоритм выполнения практических заданий

Практическое занятие №1
Единицы измерения информации. Системы счисления
Цель: Изучить единицы измерения информации, системы счисления
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: В мире существует пока что 2 вида информации аналоговая и цифровая. Аналоговая - это та информация которую воспринимаем мы посредством наших сенсоров (видим, нюхаем, трогаем, пробуем на вкус, слышим), цифровая - это информация отраженная в зашифрованном виде. Компьютер работает с цифровой информацией. То есть для того чтобы передать нам рисунок он должен сначала его закодировать в набор чисел, а потом уже раскодировать обратно чтобы вывести на экран монитора. Возьмем к примеру обычные символы. Например когда мы набираем какой-нибудь текст то каждый символ (буква, цифра, знак) имеет свой код. Ведь не надо придумывать несколько сотен тысяч символов для каждого символа каждого языка отдельно. Язык цифр может упростить все. Даже у каждого цвета есть своя цифра, а человеческий глаз может отличит около 16 миллионов цветов. Так что вот почему компьютеры пользуются цифровой информацией. Теперь подробнее о способах измерения информации. Длину мерят метрами и километрами, вес граммами, килограммами и тоннами, надо же информацию чем то мерить вот и придумали специальные единицы измерения биты, байты, килобайты и т.д. Бит (от английского binary digit - двойной разряд, соответственно 0 и 1) означает самую маленькую единицу измерения.
1 байт - 8 бит
1 КБ (Килобайт) - 1024 Байт
1 МБ (Мегабайт) - 1024 КБ
1 ГБ (Гигабайт) - 1024 МБ
1 ТБ (Терабайт) - 1024 ГБ
Компьютерная система исчисления немного отличается от обычной. В компьютерной системе все исчисления происходят по двоичной системе, т.е. 2-4-8-16-32-64-128-256-512-1024. Вот поэтому ученые и взяли за основу цифру 1024.
Информация единицы измерения количества информации служат для измерения объёма информации -- величины, исчисляемой логарифмически. Чаще всего информация единицы измерения количества информации касается объёма компьютерной памяти и объёма данных, передаваемых по цифровым каналам связи. Единица -- бит -- является основой исчисления информации в цифровой технике. Особое название имеет 4 бита -- ниббл (полубайт, тетрада, четыре двоичных разряда), которые вмещают в себя количество информации, содержащейся в одной шестнадцатеричной цифре. Итак, информация о единицах измерения количества информации будет выглядеть следующим образом: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Понятия информация и единицы измерения количества информации и качество информации тесно связаны между собой. Вопрос выбора информации, единицы измерения количества информации фактически равнозначен выбору основания для логарифма количества состояний. Следует также заметить, что информация, единицы измерения количества информации случайной величины точно равна логарифму количества состояний лишь при равномерном распределении. Во всех прочих случаях количество информации будет меньше.
И конечно система счисления - это способ записи (изображения) чисел. Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы:
· Позиционные;
· Непозиционные.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления - системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число.
Наша привычная десятичная система является позиционной.
В числе 34 цифра 3 обозначает количество десятков и «вносит» в величину числа 30: 3?10 + 4 = 34
В числе 304 цифра 3 обозначает количество сотен и «вносит» в величину числа 300: 3?100 + 4 = 304
Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от ее места в записи числа, называются непозиционными.
Непозиционной системой счисления является римская система записи чисел. XXXIV = 10+10+10-1+5 = 3?10 + -1 +5 = 34
Позиционные системы счисления - результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 3.2 Единицы измерения информации. Системы счисления
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие № 2
Кодирование информации. Файловая система хранения, поиска и обработки информации.
Цель: познакомить учащихся с кодированием информации, файловой системой хранения.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: В текстовом редакторе Блокнот ввести с помощью числовых кодов последовательность символов в кодировках Windows и MS-DOS.
Ввод символов с помощью числовых кодов в текстовом редакторе Блокнот
Запустить стандартное приложение Блокнот командой [Программы-Стандартные-Блокнот].
С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 0224, отпустить клавишу {Alt}, в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 12 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows.
С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 224, в документе появится символ «р». Повторить процедуру для числовых кодов от 225 до 233, в документе появится последовательность из 12 символов «рстуфхцчшщ» в кодировке MS-DOS.
Задание №1
143  174  162  239  167  160  171  160  32  174  225   165  173  236  32  175  165  225  226  224  235  169  32  228  160  224  226  227  170
136  32  162  165  164  165  224  170  168  32  225  32  170  224  160  225  170  160  172  168  32  162  167  239  171  160  46
144  160  173  168  172  32  227  226  224  174   172  44  32  175  224  174  229  174  164  239  32  175  174  32  175  160  224  170  227  44
138  168  225  226  236  239  32  175  174  167  174  171  174  226  174  169  32  174  161  162  165  171  160  46
Задание №2
135  173  160  165  226  32  164  165  162  174  231  170  160  32  168  32  172  160  171  236  231  168  170  44
136  32  167  165  171  165  173  235  169  32  175  174  175  227  163  160  169  44
133  225  171  168  32  164  162  168  166  165  226  225  239  32  226  224  160  172  162  160  169  231  168  170
144  165  171  236  225  235  32  173  165  32  175  165  224  165  161  165  163  160  169  46
Задание №3
141  160  172  32  173  165  32  164  160  173  174  32  175  224  165  164  227  163  160  164  160  226  236  44
138  160  170  32  225  171  174  162  174  32  173  160  232  165  32  174  226  167  174  162  165  226  225  239  44  32  45
136  32  173  160  172  32  225  174  231  227  162  225  226  162  168  165  32  164  160  165  226  225  239  44
138  160  170  32  173  160  172  164  160  165  226  225  239  32  161  171  160  163  174  164  160  226  236  46  46  46

Ответы к практической работе
«Кодирование текстовой информации»
Задание №1
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
143  174  162  239  167  160  171  160  32  174  225   165  173  236  32  175  165  225  226  224  235  169  32  228  160  224  226  227  170
136  32  162  165  164  165  224  170  168  32  225  32  170  224  160  225  170  160  172  168  32  162  167  239  171  160  46
144  160  173  168  172  32  227  226  224  174   172  44  32  175  224  174  229  174  164  239  32  175  174  32  175  160  224  170  227  44
138  168  225  226  236  239  32  175  174  167  174  171  174  226  174  169  32  174  161  162  165  171  160  46
Задание №2
Знает девочка и мальчик,
И зеленый попугай,
Если движется трамвайчик
Рельсы не перебегай.
135  173  160  165  226  32  164  165  162  174  231  170  160  32  168  32  172  160  171  236  231  168  170  44
136  32  167  165  171  165  173  235  169  32  175  174  175  227  163  160  169  44
133  225  171  168  32  164  162  168  166  165  226  225  239  32  226  224  160  172  162  160  169  231  168  170
144  165  171  236  225  235  32  173  165  32  175  165  224  165  161  165  163  160  169  46
Задание №3
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
141  160  172  32  173  165  32  164  160  173  174  32  175  224  165  164  227  163  160  164  160  226  236  44
138  160  170  32  225  171  174  162  174  32  173  160  232  165  32  174  226  167  174  162  165  226  225  239  44  32  45
136  32  173  160  172  32  225  174  231  227  162  225  226  162  168  165  32  164  160  165  226  225  239  44
138  160  170  32  173  160  172  164  160  165  226  225  239  32  161  171  160  163  174  164  160  226  236  46  46  46
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 3.3 Кодирование информации. Файловая система хранения, поиска и обработки информации.
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №3
Основы алгоритмизации
Цель: Научиться Основам алгоритмизации.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание:  Задача 1 :
1). Составить алгоритм решения квадратного уравнения.
2). Составить алгоритм вычисления непрерывной функции на отрезке [a,b] с заданным шагом h.
3). Составить алгоритм вычисления суммы натуральных чисел от 1 до 10.
4). Составить алгоритм вычисления n! для заданного n.
5). Записать алгоритмы решения задач в виде блок-схем.
Задача 2:
1) Составить блок-схему решения квадратного уравнения для произвольно заданных коэффициентах.
2) Составить блок-схему вычисления числа сочетаний из n по m.
3)  Составить блок схему вычисления суммы ряда, пока абсолютная величина очередного слагаемого не будет меньше наперед заданного значения.
4) Составит блок-схему сортировки одномерного массива по возростанию.
5). Составить блок-схему нахождения суммы (произведения) двух квадратных матриц размером 2х2.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по теме 3.4 Основы алгоритмизации
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
1.Семакин И.Г., Основы алгоритмизации и программирования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков. ? М.: Академия, 2009, 400 с. Упражнение : стр. 41-42.
2.www.consultant.ru — Консультант - Плюс
3. www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №4
Системы и технологии программирования
Цель: Изучить системы и технологии программирования.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: Задача №1:
Вы – практикующий врач, который решил создать электронную базу данных о своих пациентах с информацией о проведенных анализах, операциях, аллергических реакций и других данных. Вся информация хранится у Вас в нескольких таблицах базы данных.
1. Что можно предпринять для того, чтобы облегчить ввод информации о новых пациентах?
2. Что можно предпринять для того, чтобы обновить имеющиеся данные о постоянных пациентах?
 
Задача№2:
Вы работаете хирургом уже 5 лет, и на протяжении этого времени Вы ведете электронную базу данных о проведенных Вами операциях, исходах этих операций. Вас попросили предоставить статистические данные о проделанной Вами работе за 5 лет.
1. Каким объектом баз данных можно воспользоваться?
2. Поясните, можно ли в этом случае использовать MS Word?
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 3.5 Системы и технологии программирования.
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Семакин И.Г., Основы алгоритмизации и программирования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков. ? М.: Академия, 2009, 400 с. Упражнение : стр. 41-42.
2.www.consultant.ru — Консультант - Плюс
3. www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №5
Логические функции и схемы - основа элементной базы компьютера. Логические схемы и таблицы истинности. Программное обеспечение ПК. Защита информации.
Цель: Изучить логические функции и схемы, программное обеспечение ПК, защиту информации.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: Схема И реализует конъюнкцию двух или более логических значений.
Условное обозначение на структурных схемах схемы И с двумя входами представлено на рис. 1. Таблица истинности — в таблице 1.
 Рис. 1 Таблица 1
X Y XЧY
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1
Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда, когда на всех входах будут единицы. Когда хотя бы на одном входе будет ноль, на выходе также будет ноль.
Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = xЧy (читается как "x и y").
Операция конъюнкции на функциональных схемах обозначается знаком “&” (читается как "амперсэнд"), являющимся сокращенной записью английского слова and.
2. Схема ИЛИ
Схема ИЛИ реализует дизъюнкцию двух или более логических значений.
Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица, на её выходе также будет единица.
Условное обозначение схемы ИЛИ представлено на рис. 2. Знак “1” на схеме — от устаревшего обозначения дизъюнкции как ">=1" (т.е. значение дизъюнкции равно единице, если сумма значений операндов больше или равна 1). Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x v y (читается как "x или y"). Таблица истинности — в табл. 2.
 Рис. 2 Таблица 2
X Y X v Y
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1
3. Схема НЕ
Схема НЕ (инвертор) реализует операцию отрицания. Связь между входом x этой схемы и выходом z можно записать соотношением z = ¬ x, где ¬ x читается как "не x" или "инверсия х".
Если на входе схемы 0, то на выходе 1. Когда на входе 1, на выходе 0. Условное обозначение инвертора — на рисунке 3, а таблица истинности — в табл. 3.
 Рис. 3 Таблица 3
x ¬x
0 1
1 0
4. Схема И-НЕ
Схема И-НЕ состоит из элемента И и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы И.
Связь между выходом z и входами x и y схемы записывают следующим образом: , где читается как "инверсия x и y".
Условное обозначение схемы И-НЕ представлено на рисунке 4. Таблица истинности схемы И-НЕ — в табл. 4.
 Рис. 4 Таблица 4
x y
0 0 1
0 1 1
1 0 1
1 1 0
5. Схема ИЛИ-НЕ
Схема ИЛИ-НЕ состоит из элемента ИЛИ и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы ИЛИ.
Связь между выходом z и входами x и y схемы записывают следующим образом: , где , читается как "инверсия x или y". Условное обозначение схемы ИЛИ-НЕ представлено на рис. 5.
Таблица истинности схемы ИЛИ-НЕ — в табл. 5.
 Рис. 5. Таблица 5.
x y ¬ (x v y)
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 0
Другие логические элементы построены из этих трех простейших и выполняют более сложные логические преобразования информации. Сигнал, выработанный одним логическим элементом, можно подавать на вход другого элемента, это дает возможность образовывать цепочки из отдельных логических элементов. 
Например, эта схема соответствует сложной логической функции F(A,B)= ¬ (А V В). Попробуйте проследить изменения электрического сигнала в этой схеме. Например, какое значение электрического сигнала (O или 1) будет на выходе, если на входе: А=1 и В=О.
Такие цепи из логических элементов называются ЛОГИЧЕСКИМИ УСТРОЙСТВАМИ. Логические устройства же, соединяясь, в свою очередь образуют функциональные схемы (их еще называют СТРУКТУРНЫМИ или ЛОГИЧЕСКИМИ СХЕМАМИ). По заданной функциональной схеме можно определить логическую формулу, по которой эта схема работает, и наоборот.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 4.2 Логические функции и схемы - основа элементной базы компьютера. Логические схемы и таблицы истинности.Программное обеспечение ПК. Защита информации.
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №6
Технология обработки текстовой информации
Цель: Изучить технологию обработки текстовой информации.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: Запустить Microsoft Word можно из меню Пуск Windows, выбрать в нем пункт Программы, а в появившемся подменю - Microsoft Word. После запуска Word на экране появится Рабочее окно, в котором можно сразу же набирать текст нового документа. Структура рабочего окна Word содержит элементы, необходимые для редактирования и форматирования текстов.
В верхней части окна расположены Панели команд:
1. Строка Меню типичное для Windows меню, содержащее в себе основные команды. Некоторые команды продублированы на панели инструментов Стандартная.
2. Панель инструментов Стандартная включает в себя разнообразные инструменты. Немного подробнее рассмотрим наиболее важные из них:
эти кнопки представляют собой самые простые операции, которые можно совершить с документом или его фрагментом: Создать
(дублирует команду Файл —> Создать…), Открыть (Файл —>
Открыть…), Сохранить (Файл —> Сохранить), Печать (Файл —>
Печать…), Предварительный просмотр (Файл —> Предварительный
просмотр), Правописание (Сервис —> Правописание), Вырезать
(Правка —> Вырезать), Копировать (Правка —> Копировать) и
Вставить (Правка —> Вставить).
... кнопка Отменить (дублирует команду Правка —> Отменить), позволяющая отменить последнюю выполненную команду. Для отмены нескольких последних команд можно также щелкнуть на раскрывающей кнопке рядом с этой кнопкой. При этом открывается список команд, отмена действия которых возможна. Если операция отменена по ошибке, то сразу после этого ее можно повторить с помощью кнопки Вернуть (Правка —> Вернуть), которая тоже имеет раскрывающийся список, позволяющий вернуть группу команд.
Примечание. Повторение операций возможно только непосредственно после их отмены. Если вместо этого выполнить другую операцию, например, ввод, то список повторяемых команд
очищается, а кнопка Вернуть становится неактивной.
3. Панель инструментов Форматирование содержащая всевозможные инструменты для форматирования текста, подробнее о которых поговорим ниже.
Основную часть окна занимает Рабочая область, представляющую собой белое поле на сером фоне, напоминающее чистый лист бумаги на вашем рабочем столе, на котором вам и
предстоит работать.
Справа от рабочей области расположена вертикальная полоса прокрутки, которая имеет особенность: внизу расположены кнопки перехода (на страницу вверх, вниз или к избранному объекту, в качестве которого может выступать страница, раздел, таблица, сноска и т.п.). Внизу рабочей области находится горизонтальная полоса прокрутки, на которой слева расположены кнопки, позволяющие выбрать вид отображения документа в рабочей области: обычный
режим, режим электронного документа, режим разметки, режим структуры.
Остановимся на них подробнее:
1. Первая кнопка включает обычный режим. Этот режим используют только при простом вводе и редактировании текста. В этом режиме не отображаются специальные элементы станицы,
рисунки и столбы текста.
2. Режим электронного документа наиболее удобен, если речь идет не о редактировании, а о просмотре готового документа. Слева открывается дополнительная панель с содержанием документа, которая дает наглядное представление о структуре документа и обеспечивает удобный переход к любому разделу.
3. В режиме разметки документ представляется на экране точно так, как он будет выглядеть при печати на бумаге. Этот режим наиболее удобен для операций форматирования.
Последняя кнопка открывает документ в режиме структуры. Этот режим удобен для работы над планом документа (составление, просмотр, редактирование).
4. В нижней части рабочего окна располагается Строка состояния содержащая справочную информацию о документе и индикаторах, указывающих на текущий режим работы (например,
номер текущей страницы, номер текущего раздела, общее количество страниц в документе, номер текущей строки и позиции курсора, а также режим замены, и т.д.).
Ввод и редактирование
Текст вводится с клавиатуры. Каждый введенный символ отображается в точке вставки, которая представляет собой вертикальную сплошную черту, указывающую, куда будет помещен следующий введенный с клавиатуры символ, иначе точку вставки называют курсором. При вводе курсор сдвигается вправо. Концом слова считается пробел, дефис или пробел после знака препинания. При наборе текста не следует нажимать <Enter> в конце каждой строки - Word автоматически переходит с одной строки на другую. При достижении правого края страницы текст автоматически переносится на новую строку. Клавиша <Enter>
нажимается только при принудительном завершении строки, т.е. при переходе к новому абзацу.
Перемещение по документу Установить курсор в нужное место документа проще всего
щелчком мыши. Можно установить курсор и при помощи комбинаций клавиатурных клавиш, ускоряющих перемещение по документу (см. таблицу Команды управления курсором).
Комбинация клавиш Перемещение курсора
Home В начало текущей строки
End В конец текущей строки
Ctrl+Home В начало документа
Ctrl+End В конец документа
PageUp Вверх на один экран
PageDown Вниз на один экран
Ctrl+PageUp На одну печатную страницу назад
Ctrl+PageDown На одну печатную страницу вперед
Ctrl + На одно слово назад
Ctrl + На одно слово вперед
Ctrl + На один абзац вперед
Ctrl + На один абзац назад
Для перемещения по документу можно использовать также полосы прокрутки (вертикальную и горизонтальную). Чтобы переместиться в нужном направлении, щелкните по бегунку (прямоугольник темно-серого цвета на светло-серой полосе прокрутки) и, не отпуская его, перемещайте вверх или вниз (вправо или налево). Если щелкать по кнопкам прокрутки, то текст будет прокручиваться на определенное расстояние. Если щелкать по самой полосе, можно листать по страницам (перемещение назад - щелкнуть по полосе над бегунком, вперед - по полосе прокрутки под бегунком). В больших документах удобно перемещаться, нажав
функциональную клавишу F5. Появится диалоговое окно, во вкладке Найти и Заменить можно выбрать объект перехода. Режим Схема документа из меню Вид полезен при работе с длинными документами. Word анализирует документ, находит текст, набранный в стиле заголовков, и помещает эти заголовки в окно слева от основного. Щелкнув по выбранному заголовку, можно быстро перейти к соответствующей части документа.
Выделение текста
Для удаления, копирования и перемещения фрагментов текста соответствующий фрагмент должен быть сначала выделен. Для этого необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши в начале
фрагмента выделения и, удерживая ее, перетащить указатель в конец выделяемого фрагмента. Перечислим способы выделения текста.
Выделение слова Дважды щелкните по нему Выделение несколько слов, расположенных
друг за другом После второго щелчка не отпускайте кнопку и перемещайте ее указатель
Выделение всей строки Переместите указатель мыши к ее началу (при этом он должен принять форму стрелки) и щелкните один раз Выделение целого предложения Щелкните в любом его месте, удерживая нажатой клавишу <Ctrl> Выделение абзаца Щелкните по нему трижды Выделение всего документа Нажмите <Ctrl+A>
Выделение значительной части документа Щелкните в ее начале, затем переместитесь в ее конец и опять щелкните кнопкой мыши, удерживая нажатой клавишу <Shift> Удаление текста
Текст можно удалять несколькими способами. Удаление символа Символ, расположенный слева от курсора, удаляется с помощью клавиши <Backspace>, справа – с помощью клавиши <Delete> Удаление блока текста Следует выделить удаляемый блок. Щелкните левой кнопкой
мыши в начале блока и, не отпуская ее, переместите указатель в коней блока или, удерживая нажатой клавишу <Shift>, выделите текст с помощью клавиш управления курсором. После того как текст выделен, нажмите <Delete>, и он будет удален.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
1.Изучить теоретический материал по Теме 5.1 Технология обработки текстовой информации.
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №7
Видеомонтаж

Цель: Изучить видеомонтаж.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: Подберите и смонтируйте кадры, подобрав их по развитию сначала какой-либо одной, а потом и одновременно нескольким доминантам. Например, постепенный переход от кадров, синего тона к кадрам красного. Или от выраженного вертикального абриса к горизонтальному.
При этом важно выполнение 3-х условий:
Кадры должны быть монтируемыми по крупностям, ракурсам и т.д.;
Для зрителя переход должен быть органичным и незаметным;
Выбранная доминанта должна драматургически развиваться, т.е. иметь завязку, развитие, кульминацию, поворот и развязку.
Здесь так же работаем ТОЛЬКО В ПРЯМОЙ СКЛЕЙКЕ, без микшера и спецэффектов. И сочиняем сюжет, хотя бы просто видовой.
Несколько советов:
Для начала возьмите в доминанту какой-то ярко выраженный признак;
Подберите кадры, отвечающие сюжету и содержащие этот признак. Первый опыт может быть чисто формальным, но уже начиная со 2 – 3-го лучше одновременно удерживать и какую-то сюжетную или хотя бы атмосферную задачу;
Садимся за письменный стол и раскладываем «пасьянс». В данном случае для нас важно пометить в карточках и ту доминанту, которая будет прорабатываться;
Постарайтесь построить первый этюд так, чтобы доминанта появлялась в 1-м кадре, например, в качестве небольшого пятна синего цвета, затем синий цвет от кадра к кадру заполнял все большую часть экрана, но где-то на 2/3 этого заполнения уже появлялось красное пятно, постепенно вытесняющее синий цвет. При этом, желательно чтобы динамика присутствовала не только в размере, но и насыщенности цветовых пятен;
Не останавливайтесь на первом опыте. Сделайте десяток таких этюдов – это могут быть и просто монтажные фразы из 5…10 кадров – каждый раз беря в доминанту новый элемент.
Как только почувствуете себя уверенность, сразу начинайте использовать этот прием в работе. Ведь конечная цель наших упражнений – интегрировать «школу» в ежедневную профессиональную работу.
При тщательном выполнении и серьезном подходе к практическим занятиям, рост профессионализма гарантирован.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Тема 5.2 Видеомонтаж
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант - Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №8
Автоматизированное проектирование.
Цель: Изучить автоматизированное проектирование.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: I. Используя логические элементы,

воспроизвести логические функции:
1.     A'B'C'+ABC (10000001), A'B'C'+AB+AC (10000111),
2.     A'B'+C'+AB (11101001), B'C+AB (010000111),
3.     A'B'+B'C'+ABC (11001001), B'C'+AB (10001011),
4.     A'B+B'C'+BC (10111001), A+C'+B (10111111),
5.     A'C'+AB'+BC (10111101), A'C'+BC (10110001),
6.     A'B'+B'C+AB (11000111), B'C'+ABC (10001001),
7.     A'B'+AC'+AB (11001011), A'C'+ABC (10100001),
8.     A'B'+AC'+BC (11011011), A'B'C+AC'+BC'(01101010),
9.     A'C+B'C'+BC (11011001), AB'+B'C+BC' (01101110),
10. A'B'C+AC'+AB (01001011), B'C+BC'+A(01101111),
11. A'B'C+AC'+BC'+AB (01101011), B'+C'+A (11101111),
12. A'C+AC'+B (01111011), AB'+C'(10101110)
13. A'B'C'D'+A'BC'D' (10001000000000000)
14. A'B'C'D'+A'BC'D'+AB'C'D' (1000100010000000)
15. A'B'C'D'+A'BC'D'+AB'C'D'+ABC'D (1000100010000100)
16. A'B'C'D'+A'B'C'D+A'BC'D'+AB'C'D' (1100100010000000)
17. A'B'D'+A'C'D'+B'C'D' (1010100010000000)
18. A'B'C+A'C'D'+B'C'D' (1011100010000000)
19. A'B'C+A'BC'+B'C'D' (1011110010000000)
20. A'B'C+A'BC'+A'D'+B'C'D' (1011111010000000)
21. A'BD'+AB'D'+C'D' (1000101010101000)
Контроль работы логической схемы провести с помощью логического конвертера (Logic Converter).

          Нажав кнопку преобразования (Conversions) на логическом конверторе (Logic Converter) убедится в соответствии столбца кода (таблицы истинности) на логическом конверторе и в пункте задания.
II. Провести анализ работы модельного дешифратора с четырьмя входами 74159 (4-to-16 Dec/DEMUX (LS-OC)).

Выходы дешифратора соединить со светодиодами. Для анализа работы дешифратора на его вход подать двоичный код соответствующий десятичному номеру N, где N- номер по списку группы. Если номер N превышает величину 15, то следует выбирать десятичный номер N-10.
III. Используя модельный дешифратор с тремя входами 74138 (3-to-8 Dec) или дешифратора с четырьмя входами 74159 (4-to-16 Dec/DEMUX (LS-OC)), воспроизвести приведенные выше логические функции.

Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 5.3 Автоматизированное проектирование.
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант – Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №9
Технология обработки звуковой информации
Цель: Изучение технологии обработки звуковой информации.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: задача № 1
Подсчитать объем файла с 10 минутной речью записанного с частотой дискретизации 11025 Гц и разрядностью кода 4 бита на 1 измерение. (Jтвет = 3,154277 Мбайт)
Читаем алгоритм: Алгоритм 2 (Вычислить время звучания файла.)
1) Информационный объем файла перевести в К байты.
2) Информационный объем файла перевести в байты.
3) Информационный объем файла перевести в биты.
4) Выяснить, сколько значений всего измерялось (Информационный объем в битах поделить на разрядность кода).
5) Вычислить количество секунд звучания. (Предыдущий результат поделить на частоту дискретизации.)
задача № 2
Подсчитать время звучания звукового файла объемом 3.5 Мбайт, содержащего стереозапись с частотой дискретизации 44 100 Гц и разрядностью кода 16 бит на 1 измерение. (Ответ= 20,805 сек)
Дается время на самостоятельное решение
Алгоритм и теория вам пригодятся при подготовке к экзамену по информатике. Дома подклейте их в свои тетради. Сдайте листочки с решенными задачами, после проверки они к вам вернутся.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 5.4 Технология обработки звуковой информации.
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант – Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №10
Система компьютерной презентации
Цель: Изучить систему компьютерной презентации.
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание: Задание № 1. Создать презентацию с использованием мастера автосодержания.
Способ 1.
Запустить программу Microsoft Power Point.
В диалоговом окне установить переключатель на «мастер автосодержания».
Подтвердить выбор, нажав на «ОК».
Следуя указаниям, мастера выполняем все шаги.
Способ 2.
Выбрать в основном меню пункт «Файл».
Выбрать в раскрывшимся списке команду «Создать».
Перейти на вкладку «Общие» и выбрать «Мастер автосодержания»
320040028575000Следуя указаниям, мастера выполняем все шаги.
Задание № 2. Изучить интерфейс программы, выделить области экрана, режимы работы с компьютерной презентацией.
Элементы экрана:
заголовка;
основное меню;
панели инструментов;
полосы прокрутки;
режимы работы;
строка состояния;
панель задач.
Обычный режим
область структуры;
область слайда;
область заметок
320040035433000Задание № 3. Удалить слайд презентации. Изменить порядок предъявления слайдов. Скопировать слайд внутри презентации и между презентациями.
Перейти в режим сортировщика слайдов.
Выполнить задание
используя:
основное меню;
контекстное меню (нажав на правую клавишу мыши в тот момент, когда указатель находится на объекте).
Сохранить презентацию в своей папке.
Просмотреть слайды презентации, выбрав режим «Показ слайдов».
Задание № 4. Изменить оформление презентации, используя готовый шаблон.
Выбрать в основном меню пункт «Формат».
В раскрывающемся списке выбрать команду «Применить шаблон оформления».
Выбрать из перечня понравившийся шаблон.
Подтвердить выбор, нажав на кнопку «ОК»
Задание № 5.Создать презентацию, используя готовый шаблон оформления.
Способ 1.
Запустить программу Microsoft Power Point.
В диалоговом окне установить переключатель на «шаблон оформления».
Выбрать из перечня понравившийся шаблон.
Подтвердить выбор, нажав на кнопку «ОК»
Способ 2.
Выбрать в основном меню пункт «Файл».
Выбрать в раскрывшимся списке команду «Создать».
Перейти на вкладку «Шаблоны оформления».
Выбрать из перечня понравившийся шаблон.
Подтвердить выбор, нажав на кнопку «ОК»
Задание № 5.Сохранить презентацию как:
файл презентации (*.ppt);
шаблон (*.pot);
файл демонстрации (*.pps);
Web – сайт (папка *.files и файл *.htm);
упакованный файл (*.ppz);
графический файл (*.gif, *.jpg);
Задание № 6.Продемонстрировать презентацию, используя средства навигации, различные способы смены слайдов, использовав пункт основного меню «Показ слайдов».
1 способ. Демонстрация презентации с первого слайда.
1. Выбрать пункт основного меню «Показ слайдов».
2. Выбрать команду «Начать показ».
2 способ. Демонстрация презентации с выделенного слайда.
Выбрать режим «Показ слайдов».
2635250-63500Вызов диалогового окна настройки смены слайдов при их показе:
Выбор пункта основного меню «Показ слайдов».
Выбор команды «Смена слайдов».
Демонстрационное окно.
Раскрывающийся список эффектов.
Переключатель скорости выполнения эффекта.
Переход к следующему слайду
240030082486500Для автоматического показа слайдов презентации надо вначале настроить время показа каждого слайда, запустив репетицию командой «Настройка времени» основного меню «Показ слайдов», а затем
вызвать диалоговое окно «Настройка презентации» через пункт основного меню «Показ слайдов»
Показ автоматический
Показ всех слайдов
Показ по времени
Подтверждение
028257500Установка показа от 2 слайда до 4 слайда с помощью нажатия на левую клавишу мыши.
Показ от 2 до 4 слайда
Управление докладчиком
Смена слайдов вручную
Подтверждение
Задание № 7.Создание презентации с нуля.
Способ 1.
Запустить программу Microsoft Power Point.
В диалоговом окне установить переключатель на «пустую презентацию».
Подтвердить выбор, нажав на клавишу «ОК».
Способ 2.
Выбрать на панели инструментов значок «Создать» (или через пункт основного меню «Файл»).
Задание № 8. Создание слайда № 1.
Выбрать разметку «Титульный лист».
Щелкнув внутри рамки «Заголовок слайда», набрать текст «Дебют».
Щелкнув внутри рамки «Подзаголовок слайда» набрать текст «Анонс».
Изменить все буквы слова «Дебют» на прописные.
Изменить цвет текста (в контекстном меню «Шрифт» или в основном меню пункта «Формат»).
Изменить цвет фона (в контекстном меню «Фон» или в основном меню через пункт «Формат»).
Изменить местоположение текста.
Сохранить презентацию «Дебют».
Задание № 9. Создание слайда № 2.
Вставить новый слайд (на панели инструментов значок «Новый слайд» или в основном меню через пункт «Вставка»).
Выбрать разметку «Пустой слайд».
Установить рамку для надписи (на панели инструментов «Рисование» значок «Надпись» или в основном меню через пункт «Вставка»).
Набрать текст внутри рамки «Градиентная заливка».
Обрамить линией (в контекстном меню «Формат надписи» или в основном меню через пункт «Формат»).
Увеличить толщину линии (в контекстном меню «Формат надписи» или в основном меню через пункт «Формат»).
Сделать узорной линию (в контекстном меню «Формат надписи» или в основном меню через пункт «Формат»).
Внутри рамки с надписью выполнить градиентную заливку (в контекстном меню «Формат надписи» или в основном меню через пункт «Формат»).
Фон залить градиентной заливкой (в контекстном меню «Фон» или в основном меню через пункт «Формат»).
Сохранить презентацию «Дебют».
Задание № 10. Создание слайда № 3.
Вставить новый слайд (на панели инструментов значок «Новый слайд» или в основном меню через пункт «Вставка»).
Выбрать разметку «Маркированный список».
В качестве заголовка слайда набрать текст «Заливка текстурой».
В качестве пунктов списка набрать алгоритм создания нового слайда.
Залить текстурой фон (в контекстном меню «Фон» или в основном меню через пункт «Формат»).
Сохранить презентацию «Дебют».
Задание № 11. Создание слайда № 4.
Вставить новый слайд (на панели инструментов значок «Новый слайд» или в основном меню через пункт «Вставка»).
Выбрать разметку «Пустой слайд».
Залить фон рисунком (в контекстном меню «Фон» или в основном меню через пункт «Формат»).
Вставить рисунок (в основном меню «Вставка» командой «Рисунок»).
Сделать под рисунком подпись (Вставка – Надпись).
Вставить движущийся рисунок, скопировав его с какого-либо сайта.
Сохранить презентацию «Дебют».
Задание № 12. Просмотр слайдов 1 – 4.
Просмотреть презентацию вручную.
Просмотреть презентацию автоматически.
Просмотреть презентацию вручную, используя различную смену слайдов.
Задание № 13. Слайд № 5.
Вставить новый слайд (на панели инструментов значок «Новый слайд» или в основном меню через пункт «Вставка»).
Выбрать разметку «Пустой слайд».
Набрать текст «Объекты», используя текстовый эффект (на панели инструментов «Рисования» выбрать значок «Объект WordArt»).
Вращать текст.
Изменить цвет текста.
Настроить объем, перспективу, глубину.
Нарисовать три геометрические фигуры и написать внутри них «Блок 1» и т.п.
Придать фигурам объем.
Изменить цвет фигур.
Сделать заливку фигур: в блоке 1 – градиентную, во 2 – текстурой, в 3 – рисунком.
Нарисовать соединительные стрелки.
Сохранить презентацию «Дебют».
Задание № 14. Создание гиперссылок.
Выделить объект «Блок 1».
354330028956000Выбрать в контекстном меню команду «Гиперссылка» (или команду «Гиперссылка» в основном меню пункта «Вставка»).
Сделать соответствующие установки в диалоговом окне.
Выделить «2 Местом в этом документе».
Выделить тот слайд, который будет связан.
Проверить, выделение нужного слайда.
Подтвердить установки.
Включить режим «Показ слайдов».
Перейти по гиперссылке от объекта «Блок 1» слайда № 5 на слайд № 2.
Установить по аналогии гиперссылки от объектов «Блок 2» и «Блок 3» на слайды № 3 и № 4 соответственно.
3429000825500Включить режим «Показ слайдов» и проверить переходы по гиперссылкам.
Задание № 15. Создание управляющих кнопок.
Перейти на слайд №2.
Выбрать команду «Управляющие кнопки» в пункте «Показ слайдов» основного меню.
Выбрать образец кнопки.
Растянуть кнопку до нужных размеров, прижав левую клавишу мыши и перемещая ее по диагонали.
В диалоговом окне «Настройка действий» сделать следующие установки:
Вкладка «По щелчку мыши»
Переключатель «Перейти по гиперссылке
Раскрыть список
Выбрать пункт «Слайд…»
36576006159500Подтвердить установки «ОК»
В диалоговом окне «Гиперссылка на слайд»
Выделить тот слайд, который будет связан
Проверить выделение нужного слайда
Подтвердить установки «ОК»
Создать управляющие кнопки на слайдах № 3 и № 4 для перехода на слайд № 5.
Включить режим «Показ слайдов» и проверить возможность перехода по гиперссылкам как в прямом направлении, так и в обратном.
Сохранить презентацию «Дебют».
Задание № 16. Работа с объектами.
Скопировать документ «Упражнения» из папки «Левченко И.В.» в папку «Мои документы».
Запустить на исполнение презентацию «Упражнения».
Используя шаблон слайда № 2 «Преобразование элементов векторного изображения», создать карту полушарий земли, так как показано в образце на слайде № 6 «Образец выполнения упражнения «Преобразования элементов векторного изображения»».
В процессе выполнения упражнения используйте следующие операции преобразования объектов:
Выбор объекта. Установить указатель мыши на объект и нажать на левую клавишу мыши. Вокруг выделенного объекта будут расположены маркеры изменения размера объекта.
Выбор нескольких объектов.
Способ 1. Нажать на кнопку «Выбор объектов» на панели инструментов «Рисование» и затем нарисовать на слайде рамку. Все объекты, полностью оказавшиеся внутри рамки станут выделенными.
Способ 2. Выбрать один объект. Все последующие объекты выбирать с прижатой клавишей {Shift}. 117030542227500
Группировка объектов. Выбрать несколько объектов. Выбрать команду «Группировать» через кнопку «Действия» на панели «Рисования».
Разгруппировка объектов. Выбрать сгруппированный объект. Выбрать команду «Разгруппировать» через кнопку «Действия» на панели «Рисования».
Отключение привязки к узлам невидимой сетки. При выполнении преобразования объектов необходимо прижимать клавишу {Alt}.
Перемещение объектов. Выбрать объект. Установить указатель курсора (крестик) на выделенный объект. Прижать левую клавишу мыши и перетащить объект на новое место. 146494572834500157924561595000
Масштабирование объекта. Выделить объект. Переместить указатель мыши на один из восьми маркеров изменения размера. Прижать левую кнопку мыши и переместить указатель в форме двойной стрелки. 1007745109347000
Вращение объекта. Выбрать объект. Нажать кнопку «Свободное вращение» на панели инструментов «Рисование» (вместо восьми маркеров изменения размера вокруг выбранного объекта появятся четыре маркера вращения). Установить указатель на одном из маркеров вращения. Прижать левую клавишу мыши и переместить указатель в нужном направлении.
Отражение объекта. Выделить объект. Выбрать одну из операций команды «Повернуть/отразить» через кнопку «Действие» панели инструментов «Рисование».
Изменение порядка вывода на экран объектов. Выбрать объект. Выбрать одну из операций команды «Порядок» через кнопку «Действие» панели инструментов «Рисование».
320040014732000Задание № 17.Настройка анимации на слайде.
Открыть презентацию «Дебют».
Войти в режим сортировщика слайдов.
Удалить эффекты смены слайдов (Показ слайдов – Смена слайдов).
Перейти на слайд № 1 в обычном режиме.
Выбрать команду «Настройка анимации» через пункт «Показ слайдов» основного меню или через контекстное меню.
Выполнить в диалоговом окне «Настройка анимации» следующие установки.
320040015494000
Перейти на вкладку «Порядок и время».
Установить флажки-галочки для анимации объектов.
Проверить порядок появления объектов.
В случае необходимости поменять объекты местами.
Установить способ перехода к следующему объекту.
Подтвердить выполненные установки.
Перейти на вкладку «Видоизменение»
Выделить первый объект (галочка должна быть установлена).
Выбрать для объекта эффект появления на слайд из раскрывающегося списка.
Выбрать для объекта направления появления на слайд из раскрывающегося списка.
Выполнить для следующего объекта аналогичные установки.
Подтвердить выполненные установки.
Перейти в режим показа слайдов и просмотреть выполнение анимации.
Сохранить документ.
Выполнить анимацию объектов на других слайдах.
Перейти в режим показа слайдов и просмотреть выполнение анимации.
Сохранить презентацию.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
Изучить теоретический материал по Теме 5.5 Система компьютерной презентации.
Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
Выполнить задание.
Вид контроля
Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант – Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №11
Моделирование электронной таблицы
Цель: Изучить моделирование электронной таблицы. 
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание Решить задачу для заданной фигуры в Excel, построить чертеж фигуры в Word, построить математическую модель, построить компьютерную модель, вставить решение из Excel в Word как объект с целью дальнейшего тестирования и проверки задачи. 40 мин.
Задание1: построить математическую и компьютерную модель (программа на Паскале) для заданной фигуры.
Рассмотрим фигуру на плоскости: рис. 1

Математическая модель: рис. 2

Компьютерная модель:
х у
0 0
не попадает формула в Excel:
=ЕСЛИ(И(СТЕПЕНЬ(A2;2)+СТЕПЕНЬ(B2;2)>=4;СТЕПЕНЬ(A2;2)+СТЕПЕНЬ(B2;2)=16);"попадает";"не попадает")
Рассмотрим еще один пример: рис 3. Разделим фигуру на две части.

Математическая модель: 1 часть: рис. 4 2 часть: рис. 5


Компьютерная модель:
х у
–1 1
попадает формула в Excel:
=ЕСЛИ(ИЛИ(И(A2>=-2; А2<=0;B2>=0;B2<=3);И(СТЕПЕНЬ(А2;2)+СТЕПЕНЬ(В2;2)<=9;
A2>=0;B2>=0));”попадает”;”не попадает”)
Значения координат точки можно задать случайными числами. Для этого использовать встроенную функцию СЛЧИС(), которая выдает случайное число на отрезке[0;1] .
Для вставки объекта Excel в документ Word необходимо:
сохранить решение задачи в Excel;
в документе Word установить курсор на место вставки;
Вставка – Объект – создать из файла – Обзор – Найти файл с решением задачи – Вставить.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
1.Изучить теоретический материал по Теме 6.2 Моделирование электронной таблицы
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля
1.Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант – Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ
Практическое занятие №12
Компьютерная база данных - система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации
Цель: Изучить компьютерную базу данных, хранение, обработку и поиск данных. 
Задача: Сформировать профессиональные компетенции.
Задание На первом этапе создания базы данных необходимо решить, что
именно должно храниться в базе. К примеру, мы создаем нашу базу данных
«Библиотека» для хранения следующей информации: название книги, автор,
шифр книги, название издательства, адрес издательства, главный редактор,
количество экземпляров книги.
Очевидно, что если поместить всю эту информацию в одну таблицу мы
столкнемся с проблемой избыточных данных. Для того, чтобы избежать
этого информация разбивается на несколько таблиц, что позволяет
оптимально использовать память, этот процесс называется нормализацией. В
нашем случае создадим две таблицы:
1) таблица «книги», содержащая поля название книги, шифр, автор,
название издательства, количество экземпляров, и так как нам необходимо
ключевое поле добавим поле номер книги;
2) таблица «издательства», содержащая поля название издательства,
адрес издательства, главный редактор, в данном случае ключевым полем
выберем название издательства.
Между этими таблицами будет связь «один ко многим», так как
несколько книг могут издаваться в одном издательстве (таблица «книги»),
названия издательств не совпадают (таблица «издательства»).
Теперь можно приступить к непосредственному созданию базы
данных.
Создание базы данных.
Открываем приложение OpenOffice.org Base (Пуск — Программы —
OpenOffice.Org — OpenOffice.Org Base). Перед нами появляется мастер базы
данных
Выбираем пункт Создать новую базу данных и жмем кнопку Далее.
Следующим шагом выбираем Зарегистрировать базу данных и Открыть
базу на редактирование, после чего нажимаем кнопку Готово.
Если база данных не зарегистрирована, она не будет доступна для
других модулей, таких как Writer и Calc.
Появляется диалог, в котором мы пишем имя нашей базы данных и
выбираем место ее сохранения.
В результате будет открыто окно OpenOffice.org Base. Когда оно
открывается, возможно, выделенной будет иконка Формы. Нажмите на
значок Таблицы, чтобы выделить его
Чтобы приступить к созданию таблицы выберите пункт Создать
таблицу в режиме дизайна. Появляется окно проектирования таблицы, в
которое мы будем помещать заголовки полей. Создадим
таблицу «Книги».
В колонку Имя поля записываем названия полей в удобной для нас
очередности, в колонке тип поля выбираем тип данных, которые будет
содержать это поле.
Типы вводимых полей:
− Номер книги — целое число [INTEGER].
− Шифр — текстовый, так как он может содержать и буквы и
цифры.
− Название книги, автор и название издательства — текстовые.
− Количество экземпляров — целое число.
После заполнения всех полей щелкаем правой кнопкой мыши на
прямоугольник слева от поля номер, в выпавшем контекстном меню
выбираем пункт Первичный ключ.
Сохраняем изменения (называем таблицу именем «Книги») и
закрываем окно редактирования.
Теперь, если мы посмотрим в главное окно базы данных, мы увидим,
что в правом нижнем разделе Таблицы появилась наша таблица «Книги».
Щелкнем на нее два раза левой кнопкой мыши, таблица откроется для
заполнения, внесем в нее данные.
Вторую таблицу создаем аналогичным способом (Создаем структуру
таблицы с использованием Создать таблицу в режиме дизайна, добавляем
новые записи).
Составление структуры таблицы «Издательства»
После того, как все таблицы созданы, приступаем к созданию связей. Создание связей.
Чтобы приступить к созданию связей выберите пункт меню Сервис –
Связи.
Выбрав пункт связи, мы увидим диалог добавления таблиц.
Необходимо добавить сюда таблицы, которые связаны с другими таблицами.
А для наглядности лучше добавить все таблицы данной базы данных.
Есть два варианта создания связи:
Выбираем пункт меню Вставка — Создать связь. Появляется модальный
Диалог.
В нем мы осуществляем все необходимые настройки и в результате получаем
отображение всех таблиц и связей между ними. Данные таблицы связаны у
нас полем «Название издательства».
Такого же эффекта можно добиться следующим образом:
Щелкните имя поля в таблице (например, имя поля "название
издательства" из таблицы книг), удерживая кнопку мыши, и перетащите имя
поля на имя поля другой таблицы ("название издательства" из таблицы
издательств). Если отпустить кнопку мыши, появляется линия, соединяющая
эти два поля в двух окнах.
Чтобы удалить связь между двумя таблицами, щелкните
соединительную линию и нажмите клавишу DELETE, или выделите
соединительный вектор с помощью клавиши TAB, вызовите контекстное
меню, нажав клавиши SHIFT+F10, и выберите команду Удалить.
Теперь можем приступить к созданию запросов.
Создание запросов
Для начала создадим запрос сортировки данных по таблице «книги».
Чтобы создать запрос, щелкните значок Запросы в документе базы данных, а
затем щелкните Создать запрос в режиме дизайна.
Определение запроса выполняется в нижней области окна. Чтобы
определить запрос, укажите имена полей базы данных, которые требуетсявключить, а также условия отображения полей. Чтобы переупорядочить
столбцы в нижней области конструктора, перетащите заголовок столбца в
новое расположение или выберите столбец и нажмите CTRL и клавишу со
стрелкой. Создадим запрос, который будет выводить количество книг, в
библиотеке.
Заходим в режим дизайна запросов и добавляем туда таблицу «книги»,
после чего выбираем интересующие нас поля и ставим сортировку по
возрастанию для поля «название»
Закройте окно создания запросов. Чтобы проверить запрос, дважды
щелкните его имя в документе базы данных. Результат запроса отобразится в
таблице, аналогичной представлению источника данных, также результаты
запроса можно посмотреть, не выходя из режима дизайна, для этого нужно
выбрать пункт меню Вид — Вид или просто нажать клавишу F4.
Для того чтобы знать сколько различных наименований книг хранится
в библиотеке создадим следующий запрос. В режиме дизайна запросов
(аналогично предыдущему запросу) добавляем таблицу «книги», для
подсчета книг можно воспользоваться полем «номер книги». Выбираем это
поле, пишем псевдоним «количество наименований книг» и выбираем
функцию счетчик (Count)
Псевдоним несет смысловую нагрузку.
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Выполнить практическое занятие.
1.Изучить теоретический материал Теме 6.4 Компьютерная база данных - система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации
2.Внимательно прочитать задание и методические рекомендации по его выполнению.
3.Выполнить задание.
Вид контроля
1.Защита с демонстрацией.
Библиографический список:
1. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
О. Л. Соколова. Поурочные разработки по информатике, 10 класс. В помощь школьному учителю. - М.: "ВАКО", 2008.
www.consultant.ru — Консультант – Плюс
www.garant.ru - ГАРАНТ