Программа дополнительного образования Вокальный ансамбль Созвездие

Программа
по обучению детей сольному и ансамблевому пению
Вокальный ансамбль «Созвездие»

І. Пояснительная записка

Программа вокального ансамбля «Созвездие» является программой художественно-эстетической направленности. Дополнительная общеобразовательная программа вокального ансамбля «Созвездие» является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на 4 года обучения детей в возрасте от 7 до 18 лет. Программа вокального ансамбля «Созвездие» рассчитана на 4 года обучения в объеме 1260 часов (315 часов в год, 9 часов в неделю: младшая группа (7-10 лет) – 2 часа, средняя (11-16 лет) – 3 часа, старшая (16-18 лет) – 4 часа.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда. Кроме того, привычка делать вдох через нос работает на здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования или в процессе занятий в кружках. В вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух; ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. В МБОУ СОШ №13 города Ставрополя существуют дополнительные возможности для реализации программы данного направления: многолетние творческие традиции, ряд внутришкольных мероприятий вокальной направленности, успешное участие вокалистов и солистов ансамбля в конкурсах различного уровня, в том числе международных.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления школьников посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Задачи:
- Образовательные:
формирование интереса к музыкальным искусствам у детей,
привитие любви к хоровому и вокальному пению,
формирование вокально-хоровых навыков, чувства музыки, стиля,
постановка голоса,
знакомство с вокально-хоровым репертуаром своего края, своей страны, а также других стран мира.
- Воспитательные:
воспитание музыкальной и певческой культуры
воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере,
воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования,
привитие навыков сценического поведения,
воспитание интереса и любви к народной песне, возрождению песенных традиций.
- Развивающие:
развитие музыкально-эстетического вкуса у обучающихся,
развитие музыкальных способностей и потребности школьников в хоровом и сольном пении,
развитие навыков эмоционального, выразительного пения,
всестороннее, гармоничное развитие учащихся, направленное на изучение истоков народного творчества.

Формы занятий: групповые.

Ожидаемые результаты. Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: участие вокалистов и солистов ансамбля в общешкольных творческих мероприятиях, а так же участие и достижения ансамбля и солистов ансамбля в творческих и вокальных смотрах, конкурсах различного уровня.


II. Учебно-тематический план


№ п/п
Разделы
Общее количество часов
В том числе




практических
теоретических

1 год обучения


Вводное занятие
2
1
1


Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
1
1



Звукообразование. Музыкальные штрихи
1
1



Дыхание
1
1



Дикция и артикуляция
1
1



Музыкально-исполнительская работа
4
3
1


Сценодвижение
1
1



Работа над репертуаром
5
5



Концертная деятельность
18
7
11


Итоговые занятия, творческие отчеты
1
1



Итого:
35
22
13

2 год обучения


Вводное занятие
2
1
1


Владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков.
2
1
1


Овладение собственной манерой вокального исполнения.
3
1
2


Концертная деятельность (День учителя)
3
3



Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты
3
2
1


Вокальные навыки. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция
4
3
1


Вокальные навыки. Использование элементов ритмики, сценической культуры
3
2
1


Концертная деятельность (День матери)
3
3



Вокальные навыки. Вокально-хоровая работа
6
5
1


Концертная деятельность (Новый год)
4
3
1


Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением
9
7
2


Концертная деятельность (23 февраля, 8 марта)
6
6



Сценическая хореография
3
2
1


Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве
3
3



Работа над репертуаром
5
5



Концертная деятельность (9 мая)
4
3
1


Концертная деятельность (Последний звонок)
5
4
1


Итоговые занятия, творческие отчеты
2
1
1


Итого:
70
55
15

3 год обучения


Вводное занятие
2
1
1


Введение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков
4
4



Концертная деятельность (День учителя)
4
1
3


Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты
6
4
2


Концертная деятельность (День матери)
4
1
3


Подготовка к конкурсам
4
4



Сценическое искусство
7
6
1


Освоение исполнения бэк-вокал
6
5
1


Концертная деятельность (Новый год)
4
1
3


Постановка танцевальных движений, театральные постановки
6
5
1


Концертная деятельность (23 февраля, 8 марта)
12
10
2


Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
12
10
2


Работа над репертуаром
19
17
2


Концертная деятельность (9 мая)
6
5
1


Концертная деятельность (Последний звонок)
8
2
6


Итоговые занятия, творческие отчеты
1
1



Итого:
105
77
28

4 год обучения


Вводное занятие
2
1
1


Введение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков
4
4



Концертная деятельность (День учителя)
4
1
3


Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты
6
4
2


Концертная деятельность (День матери)
4
1
3


Подготовка к конкурсам
4
4



Сценическое искусство
7
6
1


Освоение исполнения бэк-вокал
6
5
1


Концертная деятельность (Новый год)
4
1
3


Постановка танцевальных движений, театральные постановки
6
5
1


Концертная деятельность (23 февраля, 8 марта)
12
10
2


Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
12
10
2


Работа над репертуаром
19
17
2


Концертная деятельность (9 мая)
6
5
1


Концертная деятельность (Последний звонок)
8
2
6


Итоговые занятия, творческие отчеты
1
1



Итого:
105
77
28


III. Основное содержание
1 год обучения
Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
Ансамбль. Элементы двухголосья.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
Музыкально-исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Итоговые занятия, творческие отчеты
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.


2 год обучения
Вводное занятие
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
Владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков.
Разучивание распевок и скороговорок, в том числе музыкальных.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Подбор репертуара соответственно уровню вокалистов, их желаниям, а также с опорой на музыкальные традиции Ставропольского края.
Концертная деятельность (День учителя)
Подготовка к концертной программе, посвященной Дню учителя, выступление, анализ.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты
Формы и жанры вокальной музыки. Песни об осени. Детские песни в исполнении эстрадных певцов.
Вокальные навыки. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Упражнения на артикуляцию. Повторение навыка правильной певческой позиции.
Вокальные навыки. Использование элементов ритмики, сценической культуры
Воспитание самовыражения через движение и слово. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Концертная деятельность (День матери)
Подготовка к концертной программе, посвященной Дню матери, выступление, анализ.
Вокальные навыки. Вокально-хоровая работа
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (Новый год)
Подготовка к концертной программе, посвященной Новому году, выступление, анализ.
Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением
Развитие навыка пения на два-три голоса. Подбор репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (23 февраля, 8 марта)
Подготовка к концертной программе, посвященной 23 февраля и 8 марта, выступление, анализ.
Сценическая хореография
Развитие навыка движения на сцене.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Работа над репертуаром
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (9 мая)
Подготовка к концертной программе, посвященной 9 мая, выступление, анализ.
Концертная деятельность (Последний звонок)
Подготовка к Последнему звонку, выступление, анализ.
Итоговые занятия, творческие отчеты

3 год обучения
Вводное занятие
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
Владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков
Разучивание и повторение распевок и скороговорок, в том числе музыкальных.
Концертная деятельность (День учителя)
Подготовка к концертной программе, посвященной Дню учителя, выступление, анализ.
Собственная манера исполнения вокального произведения.
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Подготовка солистов к конкурсу.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация.
Разучивание и повторение распевок и скороговорок, в том числе музыкальных. Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (День матери)
Подготовка к концертной программе, посвященной Дню матери, выступление, анализ.
Сценическое искусство
Отработка навыка поведения на сцене, обучение сценической культуре, импровизации, мимике и жестам.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты
Формы и жанры вокальной музыки. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты прошлого и современности.
Концертная деятельность (Новый год)
Подготовка к концертной программе, посвященной Новому году, выступление, анализ.
Вокальные навыки. Работа над многоголосным пением.
Развитие навыка пения на два-три голоса. Подбор репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Освоение исполнения бэк-вокал
Развитие навыка пения бэк-вокал. Подбор репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (23 февраля, 8 марта)
Подготовка к концертной программе, посвященной 23 февраля, 8 марта, выступление, анализ.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Вокально-хоровая работа.
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Нотная грамота
Знакомство с нотной грамотой.
Сценическая хореография
Развитие навыка сценического движения, соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Работа над репертуаром
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (9 мая)
Подготовка к концертной программе, посвященной 9 мая, выступление, анализ.
Концертная деятельность (Последний звонок)
Подготовка к концертной программе, посвященной Последнему звонку, выступление, анализ.
Итоговые занятия, творческие отчеты

4 год обучения
Вводное занятие
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
Введение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков
Разучивание и повторение распевок и скороговорок, в том числе музыкальных.
Концертная деятельность (День учителя)
Подготовка к концертной программе, посвященной Дню учителя, выступление, анализ.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты
Формы и жанры вокальной музыки. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты прошлого и современности.
Собственная манера исполнения вокального произведения.
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Подготовка солистов к конкурсу.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация
Разучивание и повторение распевок и скороговорок, в том числе музыкальных. Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (День матери)
Подготовка к концертной программе, посвященной Дню матери, выступление, анализ.
Сценическое искусство
Отработка навыка поведения на сцене, обучение сценической культуре, импровизации, мимике и жестам.
Освоение исполнения бэк-вокал
Развитие навыка пения бэк-вокал. Подбор репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (Новый год)
Подготовка к концертной программе, посвященной Новому году, выступление, анализ.
Постановка танцевальных движений, театральные постановки
Развитие навыка сценического движения, соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция
Развитие навыка опорного дыхания, артикуляции, певческой позиции.
Дикция и артикуляция.
Разучивание и повторение распевок и скороговорок, в том числе музыкальных.
Концертная деятельность (23 февраля, 8 марта)
Подготовка к концертной программе, посвященной 23 февраля, 8 марта, выступление, анализ.
Обработка полученных вокальных навыков
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Расширение диапазона голоса.
Работа над расширением диапазона путем распевок и упражнений.
Выявление индивидуальных красок голоса.
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Работа над репертуаром
Отработка репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность (9 мая)
Подготовка к концертной программе, посвященной 9 мая, выступление, анализ.
Концертная деятельность (Последний звонок)
Подготовка к концертной программе, посвященной Последнему звонку, выступление, анализ.
Итоговые занятия, творческие отчеты
IV. Методическое обеспечение

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
фортепиано,
компьютер,
компакт-диски,
методические,
нотные пособия по вокалу,
сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.

Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.

V. Список литературы:

Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей», «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




15