Рабочая программа учебной дисциплины Вокальный ансамбль

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа «Мечта»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрена и принята Утверждаю
на заседании методического объединения Директор МБУДО
преподавателей хора, вокала «ДМХШ «Мечта» НМР РТ
протокол № ___________ ______________________
«____»_______________20__г. «____»_______________20___г.
·
·
·
·
Рабочая программа учебной дисциплины

ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ






ОДОБРЕНО педагогическим советом школы
протокол №

«____»_______________20__ год


СОСТАВИТЕЛЬ
Преподаватель первой квалификационной категории
Игошина Виктория Васильевна












г. Нижнекамск
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Вокальный ансамбль» для обучающихся 2 класса детской музыкально-хоровой школы «Мечта» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (Москва, издательство «Просвещение» 1986 год), с применением методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова.
Данная программа является адаптированной, ориентированной на особенности процесса образования в данной школе.
Отличительной особенностью программы является ее гибкость, которая состоит в том, что ребенок может включаться в образовательный процесс на любом этапе обучения. Основной формой занятий является групповой урок. Количество обучающихся в группе может быть от 5 до 15 человек.
Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Цель музыкального образования и воспитания – формирование у детей устойчивого интереса к музыкальному искусству через развитие их певческих навыков; содействие самоопределению воспитанников в выборе занятия по интересам.

Задачи:

развитие слухового внимания воспитанников, голоса каждого учащегося и овладение навыками ансамблевого исполнения;
воспитание музыкального вкуса в области вокального искусства;
формирование интереса к пению и воспитание творческой активности;
эстетическое воспитание детей средствами музыки;
воспитание эмоционально-образного ощущения и исполнения каждого слова стихотворения, песни.
В соответствии с этими задачами в процессе работы вокальных ансамблей необходимо прививать исполнителям следующие навыки:
осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;
достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй;
стремление к художественному единству при исполнении.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на постижении воспитанниками элементарных видов деятельности по методике «Комплексное музыкально – певческое воспитание детей Д. Е. Огороднова»: пение по схеме-алгоритму постановки голоса первого и второго упражнений, художественное чтение, исполнение слов-антонимов, пение песен и дидактических упражнений, поиск выразительных движений под музыку.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из методики «Комплексное музыкально – певческое воспитание детей Д. Е. Огороднова». Дидактический и художественный репертуар педагогически целесообразен: имеет ясную мелодическую линию в элементарном метро-ритмическом изложении, учитывает фонемационные особенности звучания гласных и удобство их воспроизведения. Используются произведения композиторов-классиков и современных композиторов.
Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который строится на основе следующих принципов:
постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач;
отбором высокохудожественных произведений отечественной и зарубежной классики;
произведений местных, национальных композиторов;
разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;
учет музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

Основными методическими принципами программы являются:
- принцип комплексности, который позволяет, решая какую-то конкретную задачу, одновременно решать и другие;
- принцип индивидуализации обучения - всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
- принцип целостности - построение деятельности на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся;
- принцип междисциплинарной интеграции;
- принцип системности, строгая последовательность в переходе от простого к более сложному при минимальном шаге программы.

Принципы гуманно-личностной педагогики:
- очеловечивать среду вокруг ребенка (среда есть источник образов);
- проявлять творящее терпение;
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- строить с ребенком сотруднические отношения;
- нести детям радость;
- восполниться оптимизмом в отношении любого ребенка;
- проявлять преданность и быть искренним.

Виды музыкальной деятельности на уроке вокального ансамбля применяются следующие:
работа по алгоритму постановки голоса и воспитания музыкальности;
упражнения для развития длины выдоха, ощущения работы диафрагмы (места набора воздуха), мягкого вдоха, задержки дыхания, опоры звука;
артикуляционные упражнения для активизации мышц лица, языка, губ, освобождения челюсти, артикуляции;
упражнения для слитности ансамблевого звучания, строя;
художественное чтение детских стихов;
вспомогательные движения при вокальной работе над песней (направления движения мелодии, ступеневых интонаций, артикуляционных особенностей, эмоционального содержания);
поиски выразительных движений во время слушания музыки;
метро-ритмические движения под музыку.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по предмету «Вокальный ансамбль» составлена в соответствии с количеством часов, указанном в учебном плане МБУДО «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ. Предмет изучается в объеме 35 часов (из расчета 1 часа в неделю на одну группу ансамбля).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы «Вокальный ансамбль» открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, полноценной реализации их возрастных особенностей в сообществе своих сверстников, обеспечивает высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения.
Содержание обучения ориентировано на реализацию изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате обучения, на уроках вокального ансамбля должны быть достигнуты определенные результаты.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе обучения пению в ансамбле:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство через слушание классической музыки, исполнение детских песен;
- творческая самореализация через выступления в концертных программах класса и школы;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
в познавательной:
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты характеризует уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характеров в процессе восприятия и исполнения;
- формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роле музыки в жизни человека и общества;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- овладение элементарными практическими приемами вокально-хорового исполнения музыкального материала (дидактических песен, вокально-ладовых упражнений, художественного репертуара);
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- умение эмоционально и осознанно исполнять музыкальные произведения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета вокальный ансамбль в течение учебного года воспитанники научатся:
петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
читать с листа вокальные партии с простой мелодической линией;
в достаточной степени владеть навыками одноголосного пения, познакомиться с элементами двухголосного пения;
брать дыхание перед началом песни и между короткими фразами, распределять его на более продолжительные фразы;
правильно артикулировать, внятно произносить слова;
представлять форму произведений;
владеть исполнительскими навыками  коллективного музицирования, то есть петь в ансамбле, координируя свое исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т.д.);
осмысленно, выразительно, художественно, эмоционально  исполнять произведения по уровню сложности, предусмотренные программой;
уметь анализировать музыкальное произведение.

На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учетом следующего:
уровень развития индивидуальных способностей обучающихся;
отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);
знание нотного материала партий;
владение вокально-ансамблевыми навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма, умение держать вокальную партию);
уровень и качество исполнения произведений в ансамбле;
степень выразительности, художественности исполнения.

Основной формой текущего контроля является опрос, анализ работы и наблюдение, оценка на уроке за выполнение заданий и работу на занятии.
Формой промежуточного контроля является контрольный урок (сдача партий), который проводится в конце каждой учебной четверти. В конце первого полугодия проводятся прослушивания, далее по окончании второго полугодия проводятся академические концерты (публичное выступление учащихся).
В течение учебного года учащимся необходимо рассмотреть 3-4 разнохарактерных произведения, 2-3 дидактических песни.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование
Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


I полугодие (17 ч)

Певческая позиция. Дыхание
1
Принимать верное положение при пении.
Учиться делать правильный вдох: спокойный, с ощущением аромата цветка, не поднимая плеч, делать задержку дыхания.
Выполнять звукоизвлечение с использованием певческого дыхания.
Учиться равномерно расходовать дыхание.

Звуковысотность. Ступени мажора, минора. Ладо-вокальные жесты
2
Знать характер ступеней мажора, минора.
Проявлять эмоциональную отзывчивость к исполняемому звуку.
Разучивать произведение по нотам.
Пропевать песни с одновременным показом руками ступеней.

Звукообразование. Формирование гласного звука «у», «о», «а»
3
Учиться пользоваться «мягкой атакой» звука. Проявлять физический и слуховой контроль за глубиной открывания рта, его формой.
Выявлять различия между зажатой и расслабленной нижней челюстью.
Исполнять попевки и слова-антонимы с использованием гласного «у, о» на сильной доле такта.

Координация движений рук
1
Наблюдать за движением рук, кисти, пальчиков.
Сравнивать свободное и зажатое состояние мышц руки, крупные и мелкие движения.
Выполнять упражнения на свободу рук, координацию движений.
Владеть элементарными навыками взаимодействия руки и голоса, согласованности при выдохе и артикуляции.

Дикция
2
Произносить внятно, четко и быстро твердые согласные в пении.
Пропевать речитативные музыкальные отрывки с минимальной работой челюсти, следить за работой губ.
Уметь внятно произносить сгороговорки.

Ансамблевый строй. Унисон
2
Чисто интонировать мелодию.
Уметь петь в унисон, стремиться к единой форме артикуляции.


Работа над репертуаром
5
Исполнять выученные песни в ансамбле и сольно.
Подбирать необходимые жесты, движения в соответствии с содержанием, придавая эмоционально-образную окраску характеру исполнения.

Характер. Поиск выразительных движений
1
Различать характер музыки: спокойный, стремительный, радостный, печальный, ласковый, грозный и т. д.
Подбирать движения соответственно характеру музыкального произведения (вокального, инструментального), его жанру (песня, танец, марш).

II полугодие (17 ч)

Звуковысотность. Двухголосие
2
Вырабатывать устойчивую интонацию при пении ступеневых последовательностей с ощущением ладовых тяготений.
Петь последовательность ступеней с элементами двухголосия.
Исполнять мелодию на фоне выдержанного звука и наоборот.

Дыхание
1
Распределять дыхание на короткие и более продолжительные певческие фразы.
Развивать продолжительность выдоха.

Алгоритм постановки голоса (упражнение №1,2)
2
Добиваться согласованного движения голосового аппарата с движением руки.
Следить за точностью линий руки по схеме.

Работа над репертуаром
6
Исполнять выученные песни, попевки в ансамбле и сольно.
Подбирать необходимые жесты, движения в соответствии с содержанием, придавая эмоционально-образную окраску характеру исполнения.

Артикуляция
2
Знакомиться с правилами произношения согласных звуков при пении.
Исполнять стихотворение с учетом фонематических особенностей гласных звуков.

Формирование гласного звука «и», «е»
2
Передавать характер гласного «и, е» при исполнении слов антонимов, а также в художественном чтении.
Исполнять попевки с использованием гласных «и, е».

Темп.
1
Различать быстрый и медленный темп. Исполнять произведения в заданных темпах.

Ансамбль. Унисон
1
Слуховой контроль за точностью воспроизведения мелодии произведения, пения в унисон.
Достичь согласованности пения и аккомпанемента.

Навыки концертного выступления.
1
Знакомство со сценической культурой исполнения и поведения в составе вокального коллектива.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Дата проведения



Группа 14 шк
Группа 32 шк

1
Певческая позиция. Дыхание. Упражнения для выдоха, вдоха перед пением, задержки дыхания.
02.09.2013 г.

04.09.2013 г.


2
Звуковысотность. Ступени мажора, минора. Ладо-вокальные жесты. Разучивание песни.
09.09.2013 г.
16.09.2013 г.
11.09.2013 г.
18.09.2013 г.

3
Звукообразование. Формирование гласного звука «у, о, а». Дидактическая песня «Дождик»
23.09.2013 г.
30.09.2013 г.
07.10.2013 г.
25.09.2013 г.
02.10.2013 г.
09.10.2013 г.

4
Координация движений рук.
14.10.2013 г.

16.10.2013 г.


5
Дикция. Разучивание песни.
21.10.2013 г.
28.10.2013 г.
23.10.2013 г.
30.10.2013 г.

6
Ансамблевый строй. Унисон
11.11.2013 г.
18.11.2013 г.
13.11.2013 г.
20.11.2013 г.

7
Работа над репертуаром
25.11.2013 г.
02.12.2013 г.
09.12.2013 г.
16.12.2013 г.
23.12.2013 г.
27.11.2013 г.
04.12.2013 г.
11.12.2013 г.
18.12.2013 г.
25.12.2013 г.

8
Характер. Поиск выразительных движений
13.01.2014 г.

15.01.2014 г.


9
Звуковысотность. Двухголосие
20.01.2014 г.
27.01.2014 г.
22.01.2014 г.
29.01.2014 г.

10
Дыхание. Разучивание песни
03.02.2014 г.
05.02.2014 г.

11
Алгоритм постановки голоса (упражнение №1,2)
10.02.2014 г.
17.02.2014 г.
12.02.2014 г.
19.02.2014 г.

12
Работа над репертуаром. Закрепление пройденного репертуара. Разучивание новой песни.
24.02.2014 г.
03.03.2014 г. 10.03.2014 г. 17.03.2014 г.
31.03.2014 г.
07.04.2014 г.
26.02.2014 г.
05.03.2014 г. 12.03.2014 г. 19.03.2014 г.
02.04.2014 г.
09.04.2014 г.

13
Артикуляция. Художественное чтение стихов поэтов классиков.
14.04.2014 г.
21.04.2014 г.
16.04.2014 г.
23.04.2014 г.

14
Формирование гласного звука «и, е»
28.04.2014 г. 05.05.2014 г.
30.04.2014 г. 07.05.2014 г.

15
Темп.
12.05.2014 г.

14.05.2014 г.


16
Ансамбль. Унисон
19.05.2014 г.

21.05.2014 г.


17
Навыки концертного выступления.
26.05.2014 г.

28.05.2014 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам помогает учащимся овладеть музыкальным произведением сознательно.
Работа над упражнениями. Вокально-ансамблевое воспитание неразрывно связано с методикой преподавания сольного пения. Здесь необходимо проводить работу по следующим темам: певческая установка, дыхание; звукообразование; дикция; ансамблевый строй. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.
Цель упражнений: укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко ансамблевый строй, отрабатывать динамическую ровность ансамбля, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования.
Певческая установка, дыхание. Прежде чем начинать занятия пением, вокалистам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого рассматриваются специальные разминки по Г. А. Струве, Л. Косиновой, О. Кацер. Требуется формировать навыки дыхания, в котором должны принимать участие легкие, мышцы живота, диафрагмы, спины. Учащиеся должны научиться петь на дыхании с опорой на диафрагму – развивать ощущение взаимосвязи дыхания (область брюшного пресса) и звуковой волны: при напряжении на диафрагму усиливается звук, и наоборот. Вырабатывается навык глубокого и активного вдоха.
Звукообразование. Упражнения на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое) учитывают и важность развития у певцов «мягкой атаки» звука (первоначального момента образования звука). Учащиеся должны уметь петь спокойно, без толчков. «Твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию: она допускается редко, только как исполнительский прием. Певцы должны владеть единой манерой звукообразования, одинаковой степенью округленности гласных. Не владение единой манерой ансамблевого звукообразования ведет к пестрому звуку. На данном этапе необходимо петь протяжно, напевно.
Дикция. Дикция и орфоэпия играют большую роль в ансамблевом пении, ибо оно есть синтетическое искусство, объединяющее музыку и слово. Выработка ясного, отчетливого и вместе с тем правильного произношения слов в пении – один из важнейших элементов работы с хором. К специфическим дикционным требованиям относится быстрое произношение согласных и протяженное гласных. Нельзя допускать вялости артикуляционного аппарата (языка, губ). Зажатая челюсть, скованные мышцы шеи и лица приводят к плохой дикции. Неправильное формирование гласных и согласных (раскрытие рта, его форма) тоже может отрицательно сказаться на произношении. Дикция напрямую зависит от характера и стиля музыкального произведения. В драматических, торжественных произведениях слова произносятся значительно, при крупной артикуляции, часто акцентировано. В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко, но не расслабленно. При исполнении произведений в подвижном и быстром темпах необходимо облегчить звук, слова произносить легко, но активно. Трудно произносить текст в неудобной тесситуре.
Ансамблевый строй – это чистота интонирования в пении. Основой строя является унисон. Ансамблевый унисон - это слияние певцов отдельной партии в единый голос. Для младшего ансамбля рекомендуется первоначально использовать пение в унисон с элементами 2хголосия. Унисон внутри вокальной партии зависит от остроты слуха поющих, их тембров, от однообразия вокальных гласных. Чем больше количество певцов, тем легче их объединить в унисоне. Унисон хоровой партии – первооснова ансамбля в одноголосном изложении. Его еще называют унисонный ансамбль. Говоря об ансамблевом строе, рассматриваем совокупность таких понятий, как строй мелодический (горизонтальный) – строй отдельной вокальной партии и гармонический (вертикальный) – или общеансамблевый. Работа над чистотой мелодического интонирования в вокальном коллективе – основа для создания интонационного ансамбля вокальной партии. В процессе разучивания произведения (особенно трудных новых партий) педагог должен провести тщательные занятия с каждой партией, добиваясь не только воспроизведения нотного и литературного текста, но и выработки устойчивых вокально-технических навыков и развития вокально-слуховых ощущений. При этом каждый певец и вся партия должны хорошо знать свой нотный и литературный текст, сохраняя в исполнении чистоту интонирования на основе логики интонационного мышления, ладово-гармонической взаимосвязи и тяготения, сохранения четкой метроритмической и темповой организации отрезка, части и произведения в целом. Такая работа и обеспечит достижение необходимого интонационно чистого ансамбля каждой вокальной партии.
Работа над произведением Работу над песней условно можно разделить на этапы, каждый из которых имеет свои методы и приемы. На первом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы учащиеся почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания.
На втором этапе начинается собственно разучивание песни (на протяжении 35 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. Учащиеся овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упражнения. Вначале учащиеся учатся по подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны.
Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома.
Формирование исполнительских умений и навыков необходимо осуществлять с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, интересов и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании групповых форм работы.
Художественное воспитание. Формирование художественного образа и средства выразительности. Проведение сравнительного анализа в разных по стилю художественных произведений. Необходимо вовлекать учащихся в активную концертную деятельность, анализировать и оценивать выступления.

Дидактический репертуар

«Веселый дождик». Упражнение из КМПВ Д. Е. Огороднова
«Филин» Упражнение из КМПВ Д. Е. Огороднова
«Ворон» Упражнение из КМПВ Д. Е. Огороднова
«Кукушечка» Упражнение из КМПВ Д. Е. Огороднова
«Кукла» Упражнение из КМПВ Д. Е. Огороднова
«На зелёном лугу» Русская народная песня.
«Как пошли наши подружки» русс. нар. песня

Художественный репертуар

«Правдивая история» И.Хрисаниди, В.Шульжика
«День рождения» И.Хрисаниди, Е.Благининой
«Паровозик» М.Андриасова, Ю.Богачева
«Куда плывет кораблик» А.Арсентьева, Р.Стивенсон
«Спи, моя милая» словацкая нар. песня, обр. Р.Габичвадзе
«В Африке я не был» М. Парцхаладзе, Г. Цецхладзе
«Маленькая сборщица чая» М. Парцхаладзе, М. Чкоидзе
«Снегири». Сл. В. Суслова
«Гаврош». Я. Дубравина, В. Суслова
«Красотка-стрекоза». С. В. Крупа-Шушарина
«Мальчик и сверчок». Р. Паулс, Н. Королева
«Зимний вечер» Яковлев

Упражнения для развития дыхания
(«Методические рекомендации» Шайхиевой О. Р.)

«Душистый цветок»
«Задуй свечу»
«Надуй и лопни воздушный шар»
«Насос»
«Холодно»
«Актриса»
Упражнения для развития артикуляции
(«Методические рекомендации» Шайхиевой О. Р.)

«Шило»
«Часы»
«Горка»
«Моем потолок»
«Вкусное варенье»
«Чистим зубы»
«Лошадка»
«Верблюд»
«Хомячок»
«Футбол»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В. Агафонников, М. Парцхаладзе. Пойте, малыши! Песни для детей. - М., 1979.
И. Каплунова, И. Новоскольцева. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста (младшая группа). - С-П., 1999.
г. Сергеева. Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных классов. - М., 2000.
Д. Е. Огороднов. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. 2-е изд. – К., 1981.
В. В. Белова. Музыкально-певческое воспитание детей по методике Д. Е. Огороднова. Статья. Журнал Музыкальная палитра № 1.- С-П., 2002.
И. С. Лопухина. Логопедия. Звуки, буквы, слова. 3-е изд.– С-П., 2008.
И. С. Лопухина. Логопедия. Речь, ритм, движение. 3-е изд.– С-П., 2008.
Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. – М., 2000.
В. А. Шереметьев. Пение и воспитание детей в хоре. – Ч., 1998.
11. О. Р. Шайхиева. Методические рекомендации при голосовых н арушениях у детей и коррекция певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам. – Н.Ч., 2008.
12. И.К. Хрисаниди. Семь нот радуги. – Орел, 2003.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программы по предмету «Вокальный ансамбль» для ДШИ, методички
рабочая программа, методички, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета

Сборники песен
Для исполнения в классе и на концерте (с учётом возрастных особенностей)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков)
Пособия могут входить в учебно-методический комплекс по хору, а также освещать различные разделы и темы курса

Методические журналы по искусству
Федерального значения

Справочные пособия, энциклопедии
Музыкальная энциклопедия, вокальный букварь, вокальный словарь

2. Печатные пособия

Нотные примеры дидактических песен
Таблицы, схемы могут быть составлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях

Схемы (алгоритм постановки голоса)


3. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет вокально-хоровых исполнителей, инструментальной музыки различных жанров включают материал для слушания, фонограмм для пения.

4. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:
фортепиано (пианино, цифровое пианино)
Один инструмент

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (муз.центры)
Одна магнитола










13PAGE 15


13PAGE 14415




15