Теория и методика преподавания предметной области Искусство.

Теория и методика преподавания предметов предметной области «Искусство»
Функции искусства, место и роль художественного, музыкального образования в системе художественного, эстетического, нравственного воспитания учащихся.
Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Объект исследования: музыкальное воспитание как составная часть художественного воспитания и образования. Художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

2. Цель и задачи художественного, музыкального образования.
Высшая цель школьного музыкального и художественного образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:
формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;
приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
становление «национальной широты» музыкального вкуса стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);
приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;
активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;
приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.
Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.
Выдвигается принцип дискуссионности, определенной «конфликтности» в проведении музыкальных занятий. Польза дискуссии о музыкальном произведении, музыкальном направлении (романтизм, современность, поп- или рок-музыка и др.) заключается в самом процессе «поиска вслух», а отнюдь не в нахождении единственного верного, устраивающего всех, ответа.
Задача дискуссии на музыкальном занятии и уроке определение своего собственного, личного взгляда на предмет.
Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала в себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике (дореволюционной и последующих лет). Ее основные положения не представляют для опытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципы воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:
постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;
Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям:
- вырабатывать способность воспринимать и
·переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;
- учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;
- развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;
- сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в быту и личном поведении.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Принципы художественного, музыкального образования.
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:
. обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
. комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
постоянство требований и систематическое повторение действий;
обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников подразумевает также закономерности:
социологические зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
коммуникативные зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;
физиологические зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
организационные зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
психологические зависимость результатов от интереса детей к Урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.
Дидактические принципы музыкального обучения:
1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;
2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;
3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;
4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;
5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;
6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).
В художественном воспитании следует стремиться к единству эмоционального и познавательного, а также к единству восприятия содержания и формы. Этот принцип поможет педагогу избежать двух ошибок: с одной стороны, формализма, а с другой – одностороннего использования искусства.
        Второй принцип – изучение ребенка, своеобразия его эстетического восприятия и творчества, лишь на основе которого возможно правильное осуществление задачи художественного воспитания.
        Третий принцип – полноценность, богатство и разнообразие эстетического восприятия и творчества ребенка. При этом важно их правильное чередование и повторность, систематичность.
        Четвертый общепедагогический принцип – наглядность. В применении к художественному воспитанию это означает стремление обеспечить ребенка конкретными эстетическими переживаниями и творческим действием, а также стремление использовать в полной мере образные средства каждого вида искусства.
        Пятым принципом считается внимание к детской инициативе и самостоятельности в творчестве и эстетическом восприятии ребенка. 
Шестой принцип – это правильное сочетание коллективного и индивидуального  в эстетическом воспитании, использование коллективности воспитания в целях развития каждой личности и коллектива в целом. Это должно приводить к обогащению эстетических переживаний детей, повышению качества художественной самостоятельности и творчества каждого ребенка и коллектива в целом. Педагог должен направлять общение детей, предупреждать их от излишнего участия в работе друг друга.