Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ учебного предмета Математика 2 класс + КТП


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________ Самоделкина Н.В. УТВЕРЖДАЮ
Директор МКС (К)ОУ
школы-интерната №71
____________ Черепанцева И.А.
Рабочая программа
учебного предмета «Математика» учащегося 2 класса
П. Е. (индивидуальное обучение)
2015-2016 учебный год
Учитель
Гурьева Н.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № _ от ___________ 20__ г.
Нижний Новгород
2015
МАТЕМАТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение», 2010.
4. Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 71»
Особенности содержания программного материала по математике
Программа предполагает обучение базовым навыкам в сочетании со специальными. Для реализации программы педагоги должны знать особенности детей с глубокими нарушениями интеллекта, трудности, которые они испытывают в процессе обучения; понимать, как наилучшим образом построить свою работу с учетом этих особенностей.
ФЭМП как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально – волевой сферы. Формируя у детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта на наглядной и наглядно – действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения задачи развития наглядно – действенного, наглядно – образного, а затем и абстрактного мышления. На уроках развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания и других психических функций.
Особенности данной программы
Дети с глубокими нарушениями интеллекта усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме и «привязан» к режимным моментам.
Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.
Учитывая, что дети с глубокими нарушениями интеллекта с трудом выделяют в формируемых понятиях существенные признаки, отличающие эти понятия от других, сходных или противоположных и склонны к употреблению понятий, программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления.
Учитывая, что дети данной категории склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного.
Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает постепенное расширение, а главное углубление ранее полученных знаний.
Учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление у школьников с глубокими нарушениями интеллекта развито слабо, что подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами, программа нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала.
Коррекционное специальное образование ставит одной из основных задач подготовку ребенка к жизни, к максимальной независимости от посторонней помощи. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
Учитывая неоднородность учащихся и разные возможности учеников в усвоении ЭМП, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их интеллектуальным и психофизическим возможностям.
Программа нацеливает учителя на решение основной задачи – коррекционно-развивающей. Процесс обучения ЭМП использовать в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности детей с глубокими нарушениями интеллекта.
Цель: Формировать элементарные математические представления, обеспечивающие основу бытовой независимости детей и использование полученных навыков в практической деятельности.
Задачи:
Продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, строение предметов; учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Учить воспринимать величину объектов, выстраивать в ряд – по возрастанию или убыванию.
Учить объектам и явлениям (представлениям о цикличности изменений): представлениям о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий.
Продолжать совершенствовать группирование предметов по двум признакам, которые могут изменяться.
Учить считать предметы до 5.
Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами.
Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
Учить самостоятельно готовить рабочее место к занятиям и убирать его после занятий.
Учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по классу, поддерживать порядок и чистоту.
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
Учить детей называть работников учреждения по имени отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Содержание программы:
Количество и счет. Дать представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметы разного цвета, размера, формы. Учить сравнивать части множества, определять их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни красного цвета, а другие синего. Красных кружков больше, чем синих. Синих кружков меньше, чем красных. Красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (например: «Один, два, три – всего три кружка»).Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1 – 2, 2 – 2, 2 – 3. Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем два, а 2 меньше, чем три».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавлять к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирать из большей группы один (лишний) предмет (например: «К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну – 3 и 3» или «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).Учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитать 2 ложки, принести 3 тарелки).
Считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются друг от друга по размерам, форме, расположению в пространстве.
Представление о величине. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 2 – 3 предметами разной длины (ширины, высоты), толщены, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (это (красная) вазочка – самая высокая, это (синяя) – пониже, эта (желтая) – самая низкая и т.д.).Представление о форме. Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и т.д.).
Познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник и др.Представление о пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз). Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки). Познакомится с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Временные представления. Расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Учебно – методическое обеспечение
Алышева Т.В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2-х ч. Ч.1-2. - М.: Просвещение, 2010.
Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. -  М.: Просвещение. - 2010.
Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. -  М.: Просвещение. - 2007.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 19764. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
Таблицы по темам.
Карточки для индивидуальной работы.
Требования к усвоению программы
Учащийся должен знать:
1. Режим дня учащегося II класса.
2. Правую и левую руку.
3. Части суток: утро – день – вечер - ночь.
Учащийся должен уметь:6645910292735Речь (7 ч)
00Речь (7 ч)

Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5). А также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения друг к другу или наложения.Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу; спереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Самостоятельно готовить рабочее место к занятиям и убирать его после занятий.
Оценивание
Оценивание работ учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит индивидуальный с учетом специфики структуры дефекта (в соответствии с возможностями ребенка как интеллектуальными, познавательными, так и моторными и сенсорными) и условный характер, определяющую степень овладения самостоятельными счетными и измерительными навыками в целом. В случае невозможности овладения навыком самостоятельного счета, задания выполняются на уровне совместных действий и с помощью калькулятора либо иного доступного для осуществления учебной деятельности оборудования.
Оценка в школе VIII вида должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функции оценки.
 Оценка устных ответов (комментирования в случае выполнения письменной контрольной работы на уровне совместных действий)
Оценка «5» ставится в случае наличия самостоятельного счета, вычислений с помощью доступных средств при минимальной помощи взрослого; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов.
Оценка «4» ставится ученику в случае необходимости постоянной организующей помощи взрослого, в том числе при вычислениях с опорой на счеты, на образы реальных предметов нуждается в постоянной пошаговой помощи и дополнительном обучении; при решении задач нуждается в дополнительном анализе смыслового контекста, объяснении выбора действий; с помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы; неточно выполняет работы по измерению и черчению (без учета данных).
Оценка «3» ставится ученику в случае невозможности самостоятельных вычислений при наличии устного комментирования с ошибками, неполным ответом, ответом при помощи взрослого; производит вычисления с опорой на совместные действия; частично понимает и смысл арифметической задачи только после многократного анализа и обучающей помощи со стороны учителя; узнает и называет основные геометрические фигуры без называния их элементов; выполняет элементарные измерительные действия с использованием готовых мерок и чертит на уровне совместных действий без учета данных, но с комментированием собственных действий (последовательности действий).
Оценку «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ «математика»
I четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
Обучение по программе для детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
1 Вводный урок. 1 01.09
2 Цвет предметов. Повторение основных цветов. 1 03.09
3 Повторение. Пересчет предметов. Соотнесение количества, числительного, цифры. 1 08.09
4 Понятия: высокий-низкий. 1 10.09
5 Понятия: толстый-тонкий. 1 15.09
6 Сутки. Части суток. Понятия: сегодня, завтра, вчера. 1 17.09
7 Число и цифра 1. 1 22.09
8 Число и цифра 2. 1 24.09
9 Числовой ряд 1,2. Место числа 2 в числовом ряду. 1 29.09
10 Сравнивание двух равных (неравных) групп предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). 1
01.10
11 Формирование представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета в пределах 2. 1 06.10
12 Уравнивание неравных групп двумя способами 1 08.10
13 Отсчитывание предметов из большего количества. 1 13.10
14 Сложение и вычитание в пределах 2. 1 15.10
15 Знакомство с арифметическими знаками: + (прибавить), - (отнять), = (получится, останется). Запись в тетради. 1 20.10
16 Составление и решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах 2 на конкретном материале 1 22.10
17 Составление из подвижных цифр или картинок и чтение примеров 1 27.10
18 Число и цифра 3. 1 29.11
II четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Геометрические фигуры: круг. 1 10.11
2 Различение геометрических фигур. Выделение их признаков. 1 12.11
3 Числовой ряд 1-3. Место числа 3 в числовом ряду. 1 17.11
4 Счет в пределах трех. Упражнения в отсчитывании заданного количества. 1 19.11
5 Образование числа 3. 1 24.11
6 Сравнение чисел на основе предметных и числовых множеств. 1 26.11
7 Составление примеров на сложение на предметно-зрительной основе. 1 01.12
8 Решение примеров на сложение. 1 03.12
9 Составление примеров на вычитание на предметно-зрительной основе. 1 08.12
10 Решение примеров на вычитание. 1 10.12
11 Арифметические действия. Различение примеров на сложение и вычитание. 2 15.12
12 17.12
13 Понятие «арифметическая задача». Составные части. 1 22.12
14 Составление и решение задач открытым способом действий. 2 24.12
15 29.12
III четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Повторение пройденного во 2 четверти. Нумерация в пределах 3. 1 12.01
2 Образование числа 4. 1 14.01
3 Отсчитывание заданного количества в пределах 4. 1 19.01
4 Место числа 4 в числовом ряду. 1 21.01
5 Сравнение чисел на основе предметных и числовых множеств. 1 26.01
6 Составление примеров на сложение на предметно-зрительной основе. 1 28.01
7 Решение примеров на сложение. 1 02.02
8 Составление примеров на вычитание на предметно-зрительной основе. 1 04.02
9 Решение примеров на вычитание. 1 09.02
10 Сравнение чисел. 1 11.02
11 Составление и решение задач на сложение открытым способом действия. 1 16.02
12 Составление и решение задач на вычитание открытым способом действия. 1 18.02
13 Состав числа 4. 1 25.02
14 Знакомство с переместительным законом сложения. Решение примеров с использованием счет. 2 01.03
15 03.03
16 Упражнения в дифференциации действий сложения и вычитания в пределах 4. Составление примеров. 1 10.03
17 Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 4. 1 15.03
18 Упражнения в решении арифметических задач с опорой на серию картинок 1 17.03
19 Повторение пройденного материала 2 22.03
20 24.03
IV четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Геометрические фигуры. Квадрат. 1 05.04
2 Построение квадрата. 1 07.04
3 Повторение счета в пределах 4. 1 12.04
4 Решение примеров в пределах 4. 1 14.04
5 Образование числа 5. 1 19.04
6 Отсчитывание заданного количества в пределах 5. 1 21.04
7 Место числа 5 в числовом ряду. 1 26.04
8 Сравнение чисел на основе предметных и числовых множеств. 1 28.04
9 Составление примеров на сложение на предметно-зрительной основе. 1 03.05
10 Решение примеров на сложение. 1 05.05
11 Составление примеров на вычитание на предметно-зрительной основе. 1 10.05
12 Решение примеров на вычитание. 12.05
13 Годовая контрольная работа 1 17.05
14 Повторение пройденного. 1 19.05
15 Части суток. 2 24.05
16 26.05