Формирование информационной грамотности и ИКТ – компетентности школьников в рамках международной исследовательской программы «Будущее ИКТ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»













Формирование информационной грамотности и ИКТ – компетентности школьников
в рамках международной исследовательской программы «Будущее ИКТ»














Доклад подготовлен: Назаренко О.Г,
учителем информатики
высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждениея «Лицей №17»








Славгород 2011 Введение
Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информации. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Данный период развития современного общества в научных исследованиях принято называть как «информационное общество». Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими факторами:
смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
освоение навыков работы с любой информацией и формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».
Информационная грамотность и ИКТ-компетентность
Еще несколько лет назад основной темой на конференциях учителей информатики, газетных и журнальных статей по информатике была тема “Чему и как учить в школе на уроках информатики”. Утихли ли споры, дискуссии на поле “информатики” по этому вопросу? Конечно же нет, но изменился оттенок этих дискуссий. На первый план выходят вопросы типа “для чего учить тому или иному?” В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Что стоит за этими терминами “компетентность”, “компетентностное обучение”?
Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Понятие ИКТ–грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
определение информации способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
доступ к информации умение собирать и/или извлекать информацию;
управление информацией умение применять существующую схему организации или классификации;
интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
сообщение информации способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Учителя информатики первыми на себе прочувствовали необходимость внедрения компетентностного подхода к обучению.
Информационно-коммуникационная компетентность способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознавания-определения (define), организации (integrate), обработки (manage), оценки (evaluate), а также ее создания-продуцирования (create) и передачи-распространения (communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях (knowledge based economy).

Как видно из приведенного определения компетенция должна отвечать, во-первых, индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством. Во-вторых, отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно значимые результаты. И, в-третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи. Среди различных видов компетенций выделяются, прежде всего, ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни.
Опираясь на работы А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика и др. ученых-педагогов, будем считать, что ИКТ-компетентность представляет собой совокупность следующих компонентов:
компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности;
компетенция в сфере познавательной деятельности;
компетенция в сфере коммуникативной деятельности;
технологическая компетенция;
компетенция в области техникознания (техническая компетентность;
компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.
Исходя из структуры и содержания ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что она определяется сформированностью следующих обобщенных навыков работы с информацией при активном использовании информационных и коммуникационных технологий:

Действия с информацией
Обобщенные навыки учеников
(познавательные, этические и технологические)

Определение (идентификация)
Умение точно интерпретировать вопрос


Умение детализировать вопрос


Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде


Идентификация терминов, понятий


Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)
Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации


Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)


Формирование стратегии поиска


Качество синтаксиса

Управление
Создание схемы классификации для структурирования информации


Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция
Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников


Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию


Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка
Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью


Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям


Умение остановить поиск

Создание
Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой


Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы


Умение обосновать свои выводы


Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации


Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение
(передача)
Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)


Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)


Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации


Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу


Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения


При этом следует отметить, что каждый навык, будет уточняться и конкретизироваться, в соответствии с особенностями рассматриваемого содержания.
Инструментом оценки ИКТ-компетентности на сегодняшний день является традиционное тестирование, которое представляет собой эффективное средство оценки знаний испытуемого.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?», подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта семантическая связка между названием предмета и видом компетентности. Сами же учителя информатики говорят о том, что в нынешнем содержании предмета всё больше ощущается «инструментальный крен», и необходимо существенным образом менять как содержание, так и методику преподавания
О дефиците умений школьников, связанных с использованием информации, говорят результаты исследований международных организаций и итоги тестирования ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов, проведённого Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования» в 2006 году. Так, в общем рейтинге PISA по индексу «Информационное общество» российские школьники заняли 40 место среди 46 государств-участников исследования. Неутешительными оказались выводы и по итогам тестирования 2006 года: наши школьники не умеют работать с информацией.
Одна из причин такой ситуации состоит в том, что сложившаяся методика преподавания информатики свелась исключительно к теоретическому изучению компьютерных и программных инструментов, и, к сожалению, очень мало внимания уделяется их применению для решения практических задач.
Поэтому ИКТ-компетентность определяют как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, а не только на уроках информатики». В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Ещё одним условием подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей. Данные исследования, выполненного Центром социологии образования РАО об использовании обучающих и демонстрационных компьютерных программ учителями, преподающими различные предметы, свидетельствуют о том, что процент учителей, использующих в своей деятельности ИКТ-технологии, до сих пор остаётся низким (менее 30 %).
Описанная выше ситуация явилась побуждающим мотивом для привлечения внимания к проблеме формирования ИКТ-компетентности школьников.
Международная исследовательская программа «Будущее за ИКТ!» (далее Программа) инициирована Негосударственным образовательным учреждением «Ведущий институт развивающих технологий» (далее ВИРТ) и Образовательным центром «Школьный университет» (далее ШУ) при поддержке Российской академии образования (далее РАО).
Начало реализации Программы апрель 2009 года. Программа рассчитана на 3 года.
Миссия Программы заключается в содействии формированию у школьников новой информационной культуры, стиля мышления и мировоззрения, адекватного условиям современного информационного общества.
Задачи Программы направлены на исследование, экспериментальную апробацию и последующее распространение результатов в четырёх основных направлениях деятельности:
1) Исследовательской: выявление организационно-педагогических условий эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся средних общеобразовательных учреждений различного типа.
2) Методической: разработка и апробация новых образовательных технологий и учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности учащихся средних общеобразовательных учреждений различного типа.
3) Мониторинговой: измерение результативности реализации новых образовательных технологий и учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности учащихся средних общеобразовательных учреждений различного типа.
4)  Методологической: обоснование общеметодологических принципов и организационно-педагогических условий формирования ИКТ-компетентности учащихся средних общеобразовательных учреждений различного типа.
Участниками программы могут стать средние образовательные учреждения любого типа, активно внедряющие инновационные образовательные программы в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Статус Участника Программы даёт право образовательному учреждению на:
включение в открытое сетевое сообщество Программы;
участие в открытых мероприятиях Программы;
доступ к «базе знаний» Программы;
обучение на курсах повышения квалификации по направлениям Программы.
Программа реализуется силами сети Базовых школ 228 образовательных учреждений из 35 регионов РФ и стран СНГ, определённых по результатам конкурсного отбора среди участников Программы.
Статус Базовой школы Программы даёт право образовательному учреждению на:
участие во всех мероприятиях Программы;
участие в специализированных грантовых и стипендиальных конкурсах Программы;
публикацию авторских научно-методических статей в специализированных научно-методических изданиях Программы;
рецензирование и экспертизу научно-исследовательских проектов, образовательных программ и методических разработок членами сетевого сообщества Программы и специалистами ВИРТ и ШУ;
научное консультирование и сопровождение по направлениям деятельности и проблематике Программы сотрудниками ВИРТ и ШУ;
формирование электронного портфолио научно-методической деятельности по направлениям Программы.
Механизм реализации программы базируется на принципах партнёрства федеральных и региональных органов управления образования, образовательных учреждений различного типа, ИТ-компаний и других организаций, заинтересованных в решении актуальных задач Программы.
Стратегический уровень управления реализацией Программы осуществляется Координационным советом, который является коллективным совещательным органом управления и несёт ответственность за определение целей и постановку задач программы. Председателем координационного совета Программы является Александр Андреевич Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук.
Текущее оперативное управление Программой осуществляет Дирекция Программы под руководством Ольги Борисовны Шаминой, директора НОУ «ВИРТ», доцента, кандидата технических наук.

4. Обучение школьников в рамках программы «Школьный университет»
Комплексная образовательная программа «Школьный университет» разработана в партнёрстве авторского коллектива НОУ «Ведущий институт развивающих технологий» и Образовательного центра «Школьный университет». Она представляет собой совокупность образовательных программ четырёх уровней обучения («начального», «основного», «продвинутого» и «профессионального»). Эти программы преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. В свою очередь, программа каждого уровня обучения представляет собой совокупность базовых и дополнительных учебных модулей (курсов) предметной области «Информатика и ИКТ», объединённых общими целями и задачами в соответствии с принципом профессиональной специализации в сфере ИТ.
Программа разработана на основе базовых нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственных образовательных стандартов общего образования, примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин, а также в соответствии с принципами и подходами современной дидактики.
Программа «Пользователь ПК» 3(4)-2 относится к программам II («основного») уровня обучения в системе Комплексной образовательной программы «Школьный университет». Программа 3(4)-2 предназначена для обучающихся 89 классов. Нормативный срок освоения программы 3(4)-2 один учебный год, не менее 140 учебных часов. Рекомендуемая базовая подготовка программы I («базового») уровня.
Основной целью обучения по программе 3(4)-2 является овладение ключевыми практико-ориентированными умениями и навыками работы на персональном компьютере на уровне опытного пользователя.
Выпускники программы 3(4)-2 будут уметь: работать с операционной системой Windows, встроенными в неё приложениями и служебными программами; продуктивно действовать в глобальной компьютерной сети Интернет; работать с числовой и логической информацией, в том виде, в котором она представлена в компьютере; создавать текстовые документы и мультимедийные презентации, содержащие графику, видео и анимацию, обрабатывать их, используя возможности частичной автоматизации работы; создавать и обрабатывать растровые графические изображения; применять полученные навыки в индивидуальной и коллективной работе для решения различных учебных и реальных задач.
Учебный план программы 3(4)-2 включает учебную и внеучебную (внеурочную) деятельность. Учебная деятельность предполагает обучение по следующим учебным курсам:
Курс
Всего часов
Итоговая
аттестация

Информационные процессы и технологии
70
Экзамен

Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации
35
Диф. зачёт

Компьютерная графика. Adobe Photoshop
35
Диф. зачёт


Внеучебная (внеурочная) деятельность предполагает участие обучающихся в следующих познавательных и досугово-развлекательных мероприятиях, организуемых Ведущим институтом развивающих технологий и Образовательным центром «Школьный университет» в течение учебного года:
всероссийских научно-практических конференциях: «Планета IT», «Научная сессия ВИРТ» и «Научная сессия ТУСУР», где обучающиеся представляют результаты собственной проектной деятельности, реализуемой в рамках обучения по программе 3(4)-2;
межрегиональной олимпиаде школьников по информатике «Пользователь года», где обучающиеся демонстрируют свои знания, умения и навыки, полученные в результате обучения по программе 3(4)-2;
конкурсах, творческих галереях, профессиональных сообществах образовательно-развлекательного портала club.itdrom.com, где обучающиеся демонстрируют свой интеллектуальный и творческий потенциал.
По каждому курсу программы 3(4)-2 предусмотрены следующие виды контроля:
по курсу «Информационные процессы и технологии» проводится текущий контроль в форме шести контрольных работ и итоговый контроль в форме экзамена (по тестам);
по курсу «Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации» проводится текущий контроль в форме двух контрольных работ и итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта (оценка общая по результатам выполненных контрольных работ);
по курсу «Компьютерная графика. Adobe Photoshop» проводится текущий контроль в форме одной контрольной работы и итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта (по тестам).
Оценки дифференцированных зачётов или экзаменов заносятся в итоговые аттестационные ведомости по завершению изучения каждого курса программы 3(4)-2: «Информационные процессы и технологии», «Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации» и «Компьютерная графика. Adobe Photoshop».
На основании итоговых аттестационных ведомостей обучающимся выдаются сертификаты об успешном прохождении итоговой аттестации по программе «Пользователь ПК».
Программа сопровождается разработанными учебно-методическими пособиями:
Курс
Учебное пособие
Электронные практикумы

Информационные процессы и технологии
Яновский, А. В. Информационные процессы и технологии

Информатика в примерах


Кутугина, Е. С. Арифметические и логические основы построения компьютера



Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации
Татарников, А. Н., Татарникова, Л. А. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации

MS Office: Word&PowerPoint

Компьютерная графика. Adobe Photoshop
Тутубалин, Д. К., Ушаков, Д. А. Компьютерная графика. Adobe Photoshop

Уроки Photoshop

Итого:
4
3


В течение учебного года специалисты Ведущего института развивающих технологий и Образовательного центра «Школьный университет» осуществляют организационное и учебно-методическое сопровождение обучающихся по программе 3(4)-2, которое заключается в обеспечении необходимыми учебно-методическими материалами, а также в информационной и консультационной поддержке:
по электронной почте сопровождающего программу специалиста;
по телефону горячей линии 8-800-2008-028;
на портале по адресу itdrom.com.
Обучающиеся, успешно освоившие программу 3(4)-2 и получившие сертификат «Пользователь ПК», могут продолжить обучение по программам III, IV уровней (по выбору): «Оператор ПК», «Менеджер электронного офиса», «Программист», «Компьютерный дизайн», «Компьютерная обработка звука и видео» в рамках Комплексной образовательной программы «Школьный университет».
Программа ШУ дает основу для успешного обучения и будущего профессионального роста. Кроме получения общего современного IT Образования, реализуется путь от пользователя до программиста, от менеджера офиса до профессионального дизайнера. ШУ помогает развить творческий потенциал и навыки проектной деятельности, в процессе обучения дети приобретают ИКТ компетенции и успешно применяют полученные знания на практике.
Принципиально новые методы обучения, учебно0методические пособия нового поколения приносят свои плоды. Среди обучающихся детей большинство имеет 4 и 5. Качество знаний учеников 9 класса в 2008-2009 учебном году составило: 100%, среди 20 учеников моей подгруппы 13 человек имеют пятерки, семь – четверки. По результатам первого полугодия 2009-2010 года
Качество обучения учащихся 9 и 10 класса составило: 97%, среди 33 учеников моих подгрупп 17 человек имеют пятерки, 15 – четверки и лишь 1 ученик – тройку. Гарантом высокого качества знаний является успешная мотивация учеников, элементы проблемного обучения, проектная деятельность, организация лично-ориентированного подхода. Ребята с удовольствием выполняют творческие проекты, но серьезно относятся к сдаче экзаменов и зачетов. Именно результаты промежуточной и итоговой сессии можно считать определяющими уровень компетенции учеников в области ИКТ. По результатам обучения были сформированы выставки компьютерной графики, работы учащихся рассматривались на городском конкурсе сайтов «Славгород глазами ребенка» и были высоко оценены жюри.
Детям обучение по данной программе очень нравится и это я считаю одним из главных условий нашего успеха.
6. Заключение
На пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование в можно выделить три этапа:
начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;
современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).
На сегодня в образовательном учреждении МОУ «Лицей №17» организованы 3 компьютерных класса, каждый кабинет оборудован компьютерной техникой: компьютерами, проекторами, интерактивными досками, лабораторными комплексами. Учителя прошли обучения на курсах повышения квалификации, овладели новыми ИК технологиями. Ведется электронная документация, используется средства сети Интернет. Поэтому мы уверенно можем сказать, сто начальный этап завершен. Последующая работа будет связана в внедрением компьютерных систем, Интернета, ИКТ в процесс обучения по всем предметам, что позволит сформировать информационную грамотность и ИКТ – компетентности школьников. Организация предпрофильного и профильного обучения информатике позволяет нам говорить о положительном эффекте внедрения технологии ИКТ в образовательный процесс. Профильные классы, сформированные по программе «Будущее ИКТ» обладают стабильно высоким качеством знаний и успеваемостью.
Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, ИКТ уверенно завоевывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах в школе. Работать по-новому интересно, увлекательно. Это верный путь в будущее школьного образования. Литература и источники:

Бурмакина, В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Сучкова, Т.М. «Оценка ИКТ-компетентности учителя» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Хесус Лау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Цветкова, М.С. «Опыт адекватной оценки ИКТ-компетентности сформировался на олимпиадах по информатике – как российских, так и международных» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Цветкова, М. С. «Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
НФПК. Итоги ИТК-тестирования учащихся, учителей и студентов в 2007 году [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Акуленко В.Л., К вопросу об уточнении понятий «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 16-17 мая 2005 г.). - М.: ИИО РАО, 2005. - №17. - С.3 – 9.
Бурмакина  В . Ф.   Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников / В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина // Информатика: изд. дом Первое сентября. – 2006. - № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24.
Кузнецов А.А., Изучение ИКТ в курсе информатики: методические проблемы и пути их решения / А.А. Кузнецов, А.С. Захаров, Т.Н.Суворова // Информатика и образование. – 2007. – №12.
Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. / М.П. Лапчик Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. 143 с.
Лапчик М.П. О целях информатического образования учащихся / М.П. Лапчик // Информатика и образование. – 2008. - № 3. – С.3 - 6
Заголовок 215