Доклад Достижение личностных результатов


МБОУ «Банищансая СОШ»



Доклад



«Достижение личностных результатов на уроках и во внеурочное время согласно ФГОС.»


Подготовила учитель ИЗО
Полникова В. И.




2015-2016 учебный год

Формирование личностных результатов как целевой ориентир ФГОС.
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла ЛИЧНОСТЬ ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).
Обозначенные в Стандарте личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период у 5-ков и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения (11 классов) такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Следует отметить, что личностные результаты, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
личностным результатам основного общего образования.



Требования к личностным результатам основного общего образования:
В соответствии со Стандартом Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.
Формирование личностных результатов происходит на уроках по всем предметам, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья, в процессе самообразования. Значительную роль в формировании личностных результатов образования играет система воспитательной работы школы.

Для достижения личностных результатов нам предлагают Модель «Система формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования «Зеркало РОСТА».
Модель состоит из блоков
самоопределение
смыслообразование
ценностная и морально-этическая ориентация
психолого - педагогическое сопровождение (диагностика, консультации, коррекция)
портфолио учащегося.

Достижение каждого личностного результата возможно через взаимосвязь указанных компонентов.
При этом урочная деятельность объединяется в единый процесс с внеурочной, формирование личностных результатов продолжается в таких формах, как кружки, факультативы, экскурсии, классные часы, проектная и исследовательская деятельность. Таким образом, рамки урока раздвигаются, становятся шире, открывая учащимся мир во всей его полноте и многообразии, наполняя его личностным смыслом.
Более подробно система формирования личностных результатов может быть представлена следующим образом:








Система формирования личностных результатов
Личностные результаты
Сфера формирования
Формы работы

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Обществознание, история
Литература, русский язык.
Внеурочная деятельность

Сочинение-рассуждение «Что значит быть патриотом?» (обществознание)
Уроки «Мы – многонациональный народ» урок-игра, «Наша Родина – Россия» - интегрированный урок (обществознание – география), «Государственные символы России» - урок-викторина
(обществознание)
Программа «Публичные экзамены» (культурологический блок) «Древний Египет», «Античность», «Эпоха Возрождения», «Образы русской культуры»


формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Все предметы
Внеурочная деятельность
Экскурсии в научные музеи.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Обществознание, история
Литература, русский язык
Иностранные языки
Внеурочная деятельность
Урок-игра «Россия – многонациональное государство»
(обществознание)
Неделя толерантности
Экскурсии в Этнографический музей, Музей истории религии


формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Все предметы
Внеурочная деятельность
Волонтерство
Воспитательная работа

Уроки «Образование в жизни
человека», «Образование и
самообразование»
«Труд – основа жизни»,
«Труд и творчество»
(обществознание)

Междисциплинарная учебная
программа
«Развитие универсальных
учебных действий»
Работа с портфолио








развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Внеурочная деятельность
Воспитательная работа
Классные часы
Психологические беседы

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Все предметы
Внеурочная деятельность

Междисциплинарная учебная программа
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Программа «Публичные экзамены (исследовательский блок)
Школьные научно-практические конференции
Проект «Новое в знакомой книге»


формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Обществознание, ОБЖ
Внеурочная деятельность
Воспитательная работа
Урок «Свободное время» (обществознание)
Классные часы
Конкурсы по противопожарной безопасности, правилам дорожного движения


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера
Предметы эстетического цикла (музыка, ИЗО)
Внеурочная деятельность

Кружки:
танцевальный, вокальный,творческие

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
Воспитательная работа
Волонтерство
Классные часы
Система самоуправления в классе

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Обществознание
География
Внеурочная деятельность



Экологическое направление


осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Обществознание, литература, история
Внеурочная деятельность

Уроки «Семья и семейные отношения», «Семейное хозяйство», «Свободное время» (обществознание)












Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности как ключевой компонент системы.
Ключевым моментом в формировании личностных результатов является организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой, в том числе, протекает самообразование учащегося. Система работы над исследовательскими проектами представлена в виде программы «Я – исследователь», состоящей из культурологического и собственно исследовательского блоков, их публичной защиты в форматах школьных научно-практических конференциях.
Внеурочная деятельность в формате «Я - исследователь» предполагает работу над разнообразными проектами в соответствии с познавательными интересами учащихся. (Киселева К.С.) Так, в 5 классе учащиеся через проектную деятельность осваивают умение задавать вопросы, а также адресовать их: себе, учителю, книге, Интернету, родителям, миру в целом.
Защита проектов должна осуществляется публично. Все проекты защищаются перед объективным жюри.

Оценка личностных результатов на ступени основного общего образования.
Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у ребенка сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной или доброжелательное отношение к другому человеку? Эти результаты достаточно сложно не только измерить, но подчас и обнаружить, но они исключительно важны для развития и становления личности.
Одним из способов отслеживания и оценивания личностных результатов является рефлексивный портфолио, который, прежде всего, отражает процесс формирования личностных качеств, а уже потом результат. В нем отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).
Личностные результаты могут быть сформированы только путем объединения усилий всех педагогов, работающих с данным классом и отдельным учащимся.

В соответствии с ФГОС ООО в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
ценностно-смысловых установках обучающихся : ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества ,ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315








15