Организация внеурочной деятельности по русскому языку, направленной на достижение личностных результатов обучающихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»









Организация внеурочной деятельности по русскому языку,
направленной на достижение личностных результатов обучающихся








Воденникова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники














2016 г.
Организация внеурочной деятельности по русскому языку, направленной на достижение личностных результатов обучающихся.
Из опыта работы.

Организацию внеурочной деятельности по предмету я строю по пяти основным разделам:
Олимпиады
Конкурсы
Конференции
Посещение учреждений культуры
Проектная деятельность
Считаю, что каждый из перечисленных разделов работы способствует в той или иной мере достижению личностных результатов обучающихся, которые прописаны в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрено решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 22.12.2015г.)
Обратимся к первому разделу - «Олимпиады». Мои учащиеся принимают участие в олимпиадах по русскому языку и по чтению на разных уровнях и имеют многочисленные победы. Данная форма работы, как известно, ориентирована на выявление сильных учеников и способствует их успешности. В процессе подготовки к олимпиаде и последующего обсуждения развиваются навыки сотрудничества с педагогом, развивается чувство ответственности за свой коллектив (честь класса)
Второй раздел - «Конкурсы». Участие в различных конкурсах (конкурс чтецов, сочинений, игровых программах по русскому языку и т.д.) способствует достижению тех же результатов, что и в олимпиаде. Кроме того, тема и содержание выставленных на конкурс работ определяют решение различных нравственных задач (патриотизм, межличностные отношения, проблемы добра и зла). Надо сказать, что даже среди наших учеников есть ребята, у которых можно пробудить желание самим что-нибудь сочинить. Обычно это бывают сказки и небольшие стихи. Я предлагаю таким детям свою помощь, и после совместной работы у нас получаются неплохие творческие произведения, которые мы отправляем на конкурс или в школьную стенгазету. Мои ученики принимали участие в 2 фестивалях - «Решетовские встречи», куда отправляли литературные произведения собственного сочинения. В рамках фестиваля проходила встреча с пермским писателем Андреем Зелениным. Он лично беседовал с моими ученицами - участницами фестиваля и вручил им свои книги с автографом.
Лучшие творческие работы своих учеников и отрывки из сочинений я храню в папке с названием «Проба пера». Эти работы вызывают живой интерес у других ребят и мотивируют на создание своих собственных «шедевров». Предлагаю вашему вниманию одно из сочинений на тему: «Это мой город!», которое было написано ученицей 8 класса Пятыгиной Илоной.
«На белом свете есть много известных городов: Париж, Лос-Анджелес, Москва, Санкт-Петербург. Но я родилась в Березниках. Об этом городе, может, и мало кто знает. Город небольшой. Если его сравнивать с Санкт-Петербургом, то наш город маленький и не такой роскошный. Но зато очень зелёный! Говорят, что раньше здесь было много берёз. Даже один из островов на Каме назывался Берёзовым. В честь берёз назвали и наш город.
К нам в Березники приезжал К.Г. Паустовский и назвал наш город «Республикой химии». Но это было давно, когда меня не было. А ещё здесь жил известный поэт Алексей Решетов и первый президент России Борис Ельцин. Сейчас наш город пытаются сделать лучше. Строят магазины, делают дороги, рассаживают цветы, чтобы было красиво. Но есть одна беда. В городе происходят провалы. Их пытаются засыпать, но пока не получается. У всех паника, и говорят, что надо отсюда уезжать, пока не поздно. Но есть люди, которые говорят, что мы здесь родились, мы здесь и умрём. Я знаю, что у каждого города есть душа, с которой связаны его жители. Это и даёт нам силы не опускать руки.
Я верю в свой город, и вы верьте! И всё будет хорошо!»
Третий раздел - «Конференции». Детские конференции, в которых мы участвуем, проходят в форме защиты презентации на ту или иную тему. Научить грамотно составлять связное речевое высказывание – одна из главных задач учителя русского языка.
Кроме того, такая форма работы способствует достижению таких личностных результатов, как умение общаться, прислушиваться к мнению окружающих; формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Чтобы это было более наглядно, остановлюсь на содержании отдельных выступлений.
Презентация «Защитник Отечества – это человек, который выполняет свой долг перед Родиной». Выступающие посещали военно-спортивный клуб «Каскад» и предстали перед зрителями в камуфляжной форме. В конце своего выступления о настоящих защитниках Отечества, которые готовы выполнить свой воинский долг, долг гражданский и защитить семью, ребята кратко рассказали о клубе «Каскад» и предложили всем желающим туда записаться, чтобы стать настоящими защитниками.
В рамках городского фестиваля «Мир, в котором я живу»:
Презентация «Ярмарка профессий». При создании презентации ученики принесли фотографии своих родителей на рабочем месте и подготовили небольшие сообщения о их профессии.
Презентация «Дорожно-постовая служба 9д». Учащиеся рассказали о результатах выхода на регулируемый пешеходный переход, где выявляли и фотографировали нарушителей дорожного движения.
Хочется отметить, что за все выступления мои ученики получали только первые места.
Четвёртый раздел - «Посещение учреждений Культуры». Посещение музеев, библиотек города, театра способствуют общему развитию ребёнка, воспитывает культуру поведения.
Пятый раздел – «Проектная деятельность». Это самая сложная форма работы, но и самая продуктивная, потому что предполагает на выходе практический результат. Я расскажу об одном из детских проектов «Школьные истории Ломоносова». Показывая старые снимки Березников, я заметила у своих учеников удивление и желание больше узнать о том, как изменялся со временем облик отдельных зданий и улиц города. Такой познавательный интерес необходимо было вовремя поддержать т. к. изучение истории родного города воспитывает патриотические чувства.
Мы начали со сбора информации об улице Ломоносова, на которой стоит наша школа. Выяснилось, что на этой небольшой улице, носящей имя великого учёного - просветителя, находятся: 3 действующие школы: школа № 24 имени Гагарина – Ломоносова 80, СКОШ № 3 – Ломоносова 104, школа № 17 – Ломоносова 114; 2 спортивные школы: детско-юношеская спортивная школа «Темп» – Ломоносова 113, специализированная детско-юношеская Школа олимпийского резерва по борьбе самбо и дзюдо «Ровесник» – Ломоносова 125; 2 библиотеки: Центральная библиотека имени Островского - Ломоносова 115, филиал Центральной библиотеки имени Гайдара № 7 – Ломоносова 81; Дворец детского (юношеского) творчества - Ломоносова 89а; Комитет по вопросам образования – Ломоносова 60.
Следующий план реализации проекта:
1.Собран подробный материал по 5 культурно - образовательным учреждениям:
Школа № 24 имени Гагарина;
СКОШ № 3;
Центральная библиотека имени Островского;
Дворец детского (юношеского) творчества;
Детско-юношеская спортивная школа «Темп»
2. Созданы и распространены информационные листовки.
3.Подготовлена презентация «Школьные истории Ломоносова», с которой ребята выступали перед другими классами.
4.Защита данной презентации на городском фестивале «Мир, в котором я живу» - результат - 1 место.
В заключение своего выступления хочу сказать, что внеурочная деятельность по предмету – это дополнительная нагрузка на учителя, но она даёт свои положительные результаты. Считаю, что рамки даже хорошего урока – это всё равно рамки! Не каждый ребёнок может ощущать себя в них раскрепощённым, а значит, не каждый сможет добиться высоких личностных результатов.
15