Статья на тему Самомассаж-здоровьесберегающая технология обучения младших дошкольников здоровому образу жизни


САМОМАССАЖ – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Е.А.Кирилова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 25 «Йолдызкай»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. А ведь здоровье неотделимо от человека, поэтому и проблема здоровья - это проблема человека. Отсутствие здоровья у человека несет гибель цивилизации в целом. Здоровый человек, здоровая нация или цивилизация составляют предпосылки оптимистических перспектив существования жизни на земле. Вот почему так важно научить детей уже в дошкольном возрасте ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если этим заниматься с раннего возраста, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.     Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста. 
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью. Не случайно одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В свете требований ФГОС дошкольного образования физическое развитие детей дошкольного возраста включает приобретение опыта в становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). 
Понимая важность проблемы, мы встали на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, обучения и приобщения их к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Известны 4 группы здоровьесберегающих технологий: 1) сохранения и стимулирования здоровья, 2) музыкального воздействия, 3) коррекции поведения, 4) обучения здоровому образу жизни. Доказано, что внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Процесс управления в нашем детском саду в области здоровьесбережения и приобщения детей к ЗОЖ осуществляется в соответствии с миссией дошкольного образовательного учреждения, соответствует требованиям законодательства разного уровня и принципам сохранения здоровья. В концепции нашего дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Исходя из этого, моя цель - сформировать у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Моя задача - с помощью технологии здоровьесбережения сформировать у детей понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. Работу по здоровьесбережению осуществляю в трёх направлениях:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни: оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, физкультминутки во время занятий, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз, самомассаж и т.д.
2. Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, выставки, проведение совместных мероприятий.
3. Создание условий и развивающей среды: изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подбор картотек, разработка отдельных оздоровительных комплексов.
Для меня важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступив порог «взрослой жизни», имели высокий потенциал здоровья. При этом необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. В процессе проведения режимных моментов уделяю внимание такой здоровьесберегающей процедуре как массаж, который является великолепным средством профилактики множества заболеваний, снятия усталости, поднятия жизненного тонуса. Самомассаж использую как систему приемов механических воздействий на поверхность тела. Самомассаж рук, ступней ног, тела – в качестве профилактики простудных заболеваний, сколиозов, вегетативных дистоний, плоскостопия и нарушения осанки. Он тонизирует весь организм, улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, снимает тревожность, способствует развитию мелкой моторики, повышает работоспособность, развивает мышление, внимание. Стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма. Проводится он в игровой форме (веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения) и выполняется самим ребенком, т.е. самостоятельно.
Для предупреждения простудных заболеваний регулярно применяем точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей,  который проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений: «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса».
С целью укрепления и развитие мышц свода стопы, пальцев ног, координации движений нами созданы массажный коврик «Рыбка», дорожка здоровья «Пробки», приобретены массажные маленькие и большие мячи с шипами. Массаж мячами с шипами осуществляем ежедневно. При перекатывании мяча имеющиеся на его поверхности шипы воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови, стимулируя кровообращение. Маленькие мячи развивают мелкую моторику рук и используются нами для профилактики болезней суставов; они позволяют хорошо проработать любую проблемную зону на теле. Большой плюс массажного мяча в том, что почти все части тела можно массажировать самостоятельно, без посторонней помощи. Упражнения с ними просты и эффективны. Регулярные занятия с массажными мячами оказывают благотворное влияние на организм в целом, улучшают питание тканей, способствуют восстановлению мышечных функций, уменьшают болезненные ощущения, повышают упругость кожи. Данная работа не требует специальной организации и выполняется детьми в свободное время, между занятиями, а также как физминутка в ходе занятия. У наших детей уже выработалась привычка использовать мячик самостоятельно, без прямых указаний педагога. А значит,- дети понимают важность заботы о своём организме с помощью массажных мячей. Массажные мячи, как инновационный метод приобщения детей к ЗОЖ, мы используем уже несколько лет, они хорошо себя зарекомендовали и прочно вошли в систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми, куда входят так же: двигательная деятельность, полноценное питание, закаливание и др.
Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки,   яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки, мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой,  что повышает оздоровительный эффект. Это  такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Буратино», «Чебурашка». 
Ценность этой технологии в том, что проводится она в зависимости от поставленных педагогом целей.
Таким образом, основной целью проведения данной здоровьесберегающей технологии является осуществление профилактики простудных заболеваний, что так актуально для детей младшего дошкольного возраста. Рассмотренная технология, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Формирование потребности в ЗОЖ невозможно без специально организованной среды. В связи с этим в группе имеется уголок двигательной активности детей учитывающих возрастные особенности и интересы. В нем имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Среда отвечает следующим требованиям:
насыщенности (среда соответствует содержанию программы «От рождения до школы», а также возрастным особенностям детей);
доступности (среда обеспечивает свободный доступ детей к материалам, пособиям);
безопасности (среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности).
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда группы является естественной, комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами. Мы создали необходимую макро- и – микросреду для полноценного физического развития и оздоровления детей. Работу осуществляем в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под ред. Н.Вераксы, М.Васильевой и принципами ФГОС:
полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивая все составляющие образовательного процесса;
трансформируемости: предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
вариативности: предполагается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
Работа по приобщению детей к ЗОЖ невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. В совместной работе мы широко используем консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, приобщения его к ЗОЖ. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Таким образом, проводимая нами работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Заключение. Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что младший дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям обучения ЗОЖ приведут к хорошим результатам. Надо отметить, что все проводимые мероприятия в детском саду позволили нам добиться положительных результатов уже сегодня, а именно:
- уровень физического развития детей группы по сравнению с началом учебного года повысился в среднем на 12 %;
- пропуски по болезни одним ребенком сократились на 0,8 дня;
- дети изменили отношение к сохранению своего здоровья;
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ.
В одной притче рассказывается, как одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!» [1, с.12]. Здоровье – бесценное достояние и великая ценность. И оно может сделать человека счастливым!
ВСЕМ
Здоровья, добра, благополучия, счастья!
Литература:
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21 — 28.
2.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.29 — 34.
5. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.