Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса по УМК Школа России


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой НОО, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, основной образовательной программой МБОУ «СОШ №9», с положением «О рабочей программе учебных предметов, предметных курсов, факультативов МБОУ «СОШ №9». В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
На изучение учебного предмета отводится 1 часа в учебную неделю, что составляет 34 часа в год, согласно примерному учебному плану образовательных учреждений РФ НОО.
Срок реализации программы 1 год.
УМК:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Каждый народ - художник» 4 класс - М.: Просвещение, 2014 г.
Неменский Б.М. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» М.: Просвещение, 2014г.
НеменскийБ. М. «Методическое пособие по изобразительному искусству». М.: Просвещение, 2014 г.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладевать знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
формировать навыки рисования по памяти, по представлению;
знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного;
осваивать первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладевать элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитывать интерес и любовь к искусству.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник).
Художественно-эстетическое развитие учащихся рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные формы учебно-познавательной деятельности, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах, в малых группах.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Планируемые образовательные результаты обучающихсяЛичностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и отдельно каждого человека;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Обучающийся получит возможность научиться:
овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта;
выстраивать сюжетную композицию;
рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира;
овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать своё место;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы;
овладение умения творческого видения с позиции художника;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовым признакам;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, упражнений по живописи, графике, моделированию.
КоммуникативныеУУД:
принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться
использовать выразительные средства живописи для создания образов природы;
видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета;
выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней;
изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу
умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых различных природных условиях создавать свою самобытную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
эстетически оценивать красоту и значение народных праздников;
понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления изделий;
овладевать на практике элементарными основами композиции;
представлять конструкцию здания древнерусского каменного храма;
создавать многофигурные композиции в коллективных панно;
сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.);
осваивать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Основание: Письмо Министерства образования РФ от 19 ноября 1998 года №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Тематическое планирование
№п/п Раздел Количество часов по авторской программе Количество часов по рабочей программе
Истоки родного искусства. 8 8
Древние города нашей земли. 7 7
Каждый народ - художник. 11 11
Искусство объединяет народы. 8 8
Итого: 34 34
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 2010.
2. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 2009.
3. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. (Программы общеобразовательных учреждений).
4. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2012.
5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 2010.
6. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2011.
7. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: Просвещение 2010
Тематическое поурочное планирование
№ Тема урока Виды деятельности обучающихсяВедущие формы и методы работы на уроках Средства обучения Дата
Раздел: «Истоки родного искусства» (8 ч)
Планируемые образовательные результаты:
характеризовать красоту природы родного края,
изображать характерные особенности пейзажа родной природы;
использовать выразительные средства живописи для создания образов природы;
овладевать живописными навыками работы гуашью;
воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества;
объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов;
овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде;
приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма;
характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников;
создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.
УУД
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
1 Пейзаж родной земли. Красота Алтайских гор.
Творческая,
самостоятельная Практический, индивидуальная Презентация 2 Пейзаж родной земли. Осенний лес.
Творческая
самостоятельная Практический, индивидуальная Репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря 3 Деревня — деревянный мир. Образ русского дома – избы. Познавательная Словесный,
в парах Презентация 4 Деревня — деревянный мир. Красота русского деревянного зодчества. (коллективное панно) Художественно-творческая Практический, групповая Клей, кисти, гуашь, бумага, ножницы 5 Красота человека. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека.
Познавательная,
самостоятельная. Практический, индивидуальная Репродукции картин А. Венецианова, И. Аргунова, В. Васнецова 6 Красота человека. Образ труда в народной культуре. Познавательная,
самостоятельная. Практический, фронтальная Презентация. 7 Народные праздники. Образ народного праздника в изобразительном искусстве. Познавательная,
игровая Словесный, групповая Репродукции картин Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина 8 Народные праздники. Панно «Праздник» Художественно-творческая Практический, групповая Гуашь, кисти, бумага Раздел: «Древние города нашей земли» (7ч)
Планируемые образовательные результаты:
знать картины художников, изображающие древнерусские города;
знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников;
уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры;
выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема;
понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города;
сотрудничать в процессе создания общей композиции.
УУД
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
9 Родной угол. Образ города-крепости. Исследовательская,
самостоятельная Наглядный, индивидуальная Репродукции картин А. Васнецова, И. Билибина10 Древние соборы. Исследовательская Наглядный, индивидуальная Презентация. 11 Города Русской земли. Познавательная,
самостоятельная Наглядный, групповая Презентация 12 Древнерусские воины-защитники. Познавательная,
самостоятельная Практический, в парах Презентация 13 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Исследовательская,
самостоятельная Наглядный, групповая Презентация 14 Узорочье теремов. Познавательная,
самостоятельная Наглядный, индивидуальная Презентация 15 Пир в теремных палатах. Познавательная Практический, групповая Презентация Раздел: «Каждый народ — художник» (11ч)
Планируемые образовательные результаты:
понимать и объяснять разнообразие и красоту природы;
изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа;
овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы;
осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений;
соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.
УУД
формирование социальной роли ученика, положительногоотношения к учению;
формирование потребности в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог;
формирование волевой саморегуляции, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
16 Страна восходящего солнца. Исследовательская,
самостоятельная Наглядный, индивидуальная Презентация 17 Образ женской красоты. Орнамент росписи японского платья – кимоно. Исследовательская,
самостоятельная Наглядный, индивидуальная Презентация 18 Образ художественной культуры Японии. Панно «Праздник цветения сакуры» Художественно-творческая Практический, групповая Бумага, акварель, карандаши, ножницы, клей 19 Народы гор. Познавательная,
самостоятельная Наглядный, групповая Репродукции картин, презентация. 20 Народы степей. Познавательная,
самостоятельная Наглядный, индивидуальная Репродукции картин, презентация. 21 Города в пустыне. Крепостные стены. Творческая
самостоятельная Практический, групповая Презентация 22 Города в пустыне. Торговая площадь. Познавательная Практический, фронтальная Мелки, ножницы, клей, бумага 23 Древняя Эллада. Греческий храм. Художественно-творческая Словесный, групповая Презентация 24 Древняя Эллада. Олимпийские игры. Познавательная,
самостоятельная Наглядный, индивидуальная Технологические карты 25 Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города» Художественно-творческая Практический, групповая Видео 26 Многообразие художественных культур в мире Исследовательская,
самостоятельная Практический, групповая Выставка работ Раздел: «Искусство объединяет народы» (8 ч)
Планируемые образовательные результаты:
создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений);
узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся произведения искусства и традиционной культуры;
рассказывать об особенностях художественной культуры народов, об особенностях понимания ими красоты;
овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения;
развивать композиционные навыки.
УУД
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствиис поставленной задачей:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха.
27 Материнство. Познавательная Практический, фронтальная Видео 28 Мудрость старости. Художественно-творческая Практический, индивидуальная Портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко 29 Сопереживание. Изображение печали и страдания в искусстве. Познавательная Практический, индивидуальная Технологические карты 30 Сопереживание. Познавательная,
самостоятельная Наглядный, в парах Технологические карты 31 Герои-защитники. Памятники героям. Исследовательская Наглядный, индивидуальная Презентация 32 Герои-защитники. Монумент славы. Самостоятельная Наглядный, в парах Презентация 33 Юность и надежды. Художественно-творческая Наглядный, индивидуальная Презентация 34 Искусство народов мира. Исследовательская,
самостоятельная Наглядный, фронтальная Выставка