Классный час Мой край — родная Белгородчина!

МОУ «Большовская основная общеобразовательная
школа имени М. Д. Чубарых»




Классный час

«Мой край -
родная Белгородчина!»




Подготовила и провела
классный руководитель 6 класса
Соболева Анна Петровна














2016
Классный час «Мой край - родная Белгородчина!»
Цель:
- воспитывать у обучающихся привязанность и любовь к родному краю.
Задачи:
углублять представления обучающихся о родном крае;
воспитывать любовь к Отечеству;
совершенствовать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми.
Форма проведения: круглый стол
Домашнее задание:
Всем обучающимся предлагается:
подобрать материал по своему краю;
разучить песни;
подобрать литературу в библиотеке.
Оформление зала:
Слова белгородского поэта В.Молчанова
Белогорье Поле отчее.
По над лугом белым дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска
Розовеет над горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.

Звёзд полночных многоточие
Туч движение гурьбой.
Белогорье Поле отчее –
Что зову своей судьбой!...

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя   (Слайд1) С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра! Итак, как вы уже поняли, чему наш классный час посвящен сегодня? (Ответы обучающихся). Правильно, теме Родины. Сегодня мы поговорим на тему «Люблю тебя, родная Белгородчина!».
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья
Это – русская сторонка,
Это Родина моя!
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля
Это русское раздолье,
Это – русская земля!
 Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна. (Слайд 2.)
Чтение учеником стихотворения.
Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистые цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее, Там все нас может восхищать, Там все прекрасно, там все мило, Там дни, как молнии, летят, Там нет тоски унылой, Там наше счастье живет, Там только жизнью наслаждаться!
Посмотрите на карту области и попробуйте найти наш областной центр - город Белгород. (Слайд 3)
II.Работа детей с картой. (Ответы обучающихся).
III. Сообщение учителя с элементами беседы.
Ребята, давайте немного поразмыслим и побеседуем по вопросам и поработаем со словарём. – Что для вас понятие Родина?
(Ответы обучающихся)
(Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно)
Заглянем в словарь Ожегова.) Родина, -ы, ж. 
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.  – Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина. Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род. (Слайд4)  – Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий. Задания: Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.) Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.
А для нас Малая Родина –это наша белгородская земля.
(Слайд 5)
И все это - родная Белгородчина! Место, где ты родился и вырос. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.
IV. Чтение стихотворения учеником
Хмельные ветры рожь колышут,
Короча стиснута в садах,
Встают у Яковлева вышки,
Дробится в Губкине руда.
Гремит состав за дальней рощей,
- Руду,
Цемент,
Зерно давай!
Мой край,
Родная Белгородчина,
Железорудный, хлебный край.
( Слайд 6)
V. Слово учителя
Велика Россия. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Белгородская область является одним из 89 субъектов Российской Федерации. Почему мы говорим сегодня о Белгородчине? Да потому, ребята, что познание истории своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции имеют исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности, возвышает человека нравственно. Родная Белгородчина! Край с богатыми и славными традициями, замечательными людьми. Имена Анощенко Н.Д., Бокарева Д.С., Ватутина Н.Ф., Костенко Н.П., Раевского В.Ф., Щепкина М.С., Чубарых М.Д. и других белгородцев составляют честь и славу родной земли.
Белгородцам довелось строить флот, сражаться со шведами на берегах Балтики, участвовать в Полтавской битве, в походах великих полководцев Суворова и Кутузова – и везде они с честью выполняли свой долг.
Наш край перенёс немало бед и испытаний. Опустошительным валом прокатилась братоубийственная гражданская война. В наших местах родилась Первая конная армия. Во время другой войны – Великой Отечественной – через нашу землю пролегла знаменитая Огненная дуга. Именно здесь произошло крупнейшее в истории войны танковое сражение, навсегда прославив и обессмертив небольшое Прохоровское поле, ставшее третьим – после Куликовского и Бородинского – полем ратной славы России.
( Слайд 7)
VI.Чтение стихотворения учеником

Шли танки
И земля дрожала.
Тонула в грохоте стальном,
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнём.

На батарее ад кромешный,
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам.
( Ю. Белаш.)
VII. Слово учителя
Наша земля дала более 200 Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена славы.
В современных границах Белгородская область образовалась 6 января 1954 года.
Административным центром является город Белгород. (Как вы думаете, какой город?) (Ответы обучающихся.)
А вот Белгородская губерния была образована в 1727 году 1(12) марта. Первым губернатором был князь Юрий Трубецкой. Последний губернатор Белгородской губернии Пётр Свистунов известен как писатель – автор элегий, песен, пьес.
Надеюсь, ребята, вы можете назвать нынешнего губернатора, но уже не губернии, а области. ( Ответы обучающихся.) Молодцы, это, конечно, Евгений Степанович Савченко.
Евгений Степанович проявляет заботу о своей области во всех инфраструктурах, о людях, живущих на Белгородчине. Особое внимание губернатор уделяет молодёжи, заботиться о досуге. На территории области строятся новые школы, открывают двери ДК, ФОК.
Ребята, Е.С. Савченко в 2010 году посетил нашу школу.
Говоря о нашей области, мы не можем не вспомнить о символах Белгородчины. Важнейшим символом, как государства, так и области, является герб.
VIII. Выступления обучающихся.
(Рассказ ученика:
Герб Белгородской области был утверждён постановлением Белгородской областной Думы от 15 февраля 1996 года. Современный герб представляет собой следующее изображение (Слайд 8). В лазоревом поле чёрный орёл с серебряными глазами и золотым клювом, языком, когтями находящийся над лежащим на земле золотым львом с серебряными глазами, зубами и когтями с красным языком.)
Важным символом является также флаг. ( Слайд 9)
(Рассказ ученика:
Флаг Белгородской области представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое синим крестом на четыре равные части, из которых первая - белая, вторая - красная, третья - зелёная, четвёртая – чёрная. Цветной герб Белгородской области помещён в пределах крыжа - первой (белой) четверти флага.)
IX. Слово учителя.
Ребята, в течение года мы ещё будем обращаться к теме наше родной Белгородчины. А сегодня я не буду вас загружать статистикой и цифрами, а позволю выразить надежду на то, что вы понимаете: очень важно, чтобы мы, ныне живущие, и те, кто придёт нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён, чтобы прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные белгородцами почти за три века, прорастали крепкими и надёжными побегами в ваших душах и характерах и в душах ваших современников.
X. Рефлексия. Ребята, я подготовила для вас красивое яркое солнышко. Каждое солнышко имеет несколько лучиков. Запишите, пожалуйста, на них своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
Пока вы работаете, я прочту вам строки из стихотворения Михалева.
И всего только:
Сосны в песке.
Нагибаются вербы к реке -
А река широка:
Три шага разделяют её берега
Рвом разрезанный косогор
Непокорный берёзки вихор,
Рожь немая.
Полынь у ополья-
А вот любишь,
Любишь до боли.
Спасибо всем за участие, до новых встреч!
15