Региональный компонент на уроках русского языка и литературы


Региональный компонент на уроках русского языка и литературы
Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы. Так, например, к региональным особенностям города Семей относятся такие, как: географическое положение, история района.
Как приобщить школьников к изучению истории и культуры родного края? Какими средствами воспитывать духовность и нравственность, чувство патриотизма и национальной гордости?
Эти вопросы всегда волновали педагогов.
Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников.
На уроках стараюсь использовать тексты из классической и современной литературы, произведения устного народного творчества.
Предлагая учащимся для анализа тексты, мы решаем важную задачу филологического образования – ознакомиться с историей и культурой народа.
Улицы и площади нашего города (Абая, Шакарима, Ауэзова), родная земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, позволяют услышать живую речь. Из них, кроме того можно узнать об истории и географии, растительном и животном мире, топонимике края.
Языковой анализ и культурологический комментарий текстов вызывают неизменный интерес у школьников. Работа с текстом помогает развить чувство слова, языковое чутьё, создать языковую индивидуальность ученика. Региональный компонент помогает решить проблему создания положительной мотивации у детей. Основными мотивами становятся: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного края и родного народа. С другой стороны региональный компонент будет способствовать более осознанному овладению русским языком как средством общения.
Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в
отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18].